Изложенные в предыдущем параграфе факторы психологической природы, влияющие на отбор проблем, служащих предметом, объектом управленческих решений, оказывают воздействие и на процессы выработки и принятия решений. Но выбор предпочтительного решения из спектра возможных и допустимых вариантов, само формирование альтернативных способов решений проблемы, процедуры обоснования и непосредственного принятия решений более разнообразны и многогранны, ответственны в сравнении с отбором проблем.

Решения принимаются тогда, когда в них возникает необходимость. Такого рода возбудителем принятия решений служит возникновение, а точнее, обнаружение проблемы, требующей проведения ряда мер, приложения усилий с целью устранения, подавления и смягчения проблемы.

Проблема способна проявиться либо в явном виде, когда ее неблагоприятное действие становится видимым, ощутимым, либо как потенциальная угроза, предвестник грядущих неприятностей, потерь, ущерба.

Под стилем понимается определенная совокупность средств, приемов, способов, действий, преимущественно используемых руководителем в процессе выработки решений. Эти стили обычно тесно связаны с личностными психологическими особенностями руководителя. В психологии управления выделяют четыре стиля принятия решений:

Принятие решений — не только значимый, но и весьма сложный процесс в силу трудностей двоякого рода:

•      дефицит времени, который почти постоянно испытывает руководитель, причем чем выше уровень руководства, тем острее становится этот дефицит;

•      дефицит информации, относящийся к той ситуации, которая породила необходимость принятия решения, неопределенность, характеризующая объект управления, в связи с чем и возникает обязанность его упорядочения с помощью нового решения, призванного снизить уровень неопределенности.

Подготовка и принятие решений в процессе управления объектами, процессами и отношениями представляет набор ряда процедур, объединяемых в отдельные этапы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений, предшествующие реализации намеченного способа действий, довольно типичны для самого широкого круга решаемых разнородных экономических проблем. Подобная схожесть обусловлена прежде всего тем, что процесс выработки и принятия решений имеет много общего с системным анализом проблем, обладающим выраженной типологией.

Сущность управленческих решений

Необходимость принятия соответствующих управленческих решений, формулирования приказов, распоряжений, инструкций и т.п. возникает в организации каждый раз, когда привычная реакция на сложившуюся ситуацию оказывается неприемлемой, когда возникают нестандартные проблемы.

Контроль — это прежде всего надзор, наблюдение с целью проверки; это комплекс мероприятий, важнейшее средство, механизм любой системы управления.

Причем контроль — не только заключительный этап управления, он включен во все функции управления, связывает все его этапы, подчиняет их достижению цели.

  Принципами эффективного контроля являются:

Прогнозирование, планирование и организация традиционно относятся к ключевым функциям управления. Во многом это объективные процессы, содержание и методы осуществления которых выработаны наукой, подтверждены многолетней практикой применения. Методология прогнозирования и планирования зависит от уровня системы управления экономикой, на которой они используются, то же в известной мере относится и к организации. Принято различать макроэкономическое (народнохозяйственное), региональное, отраслевое и корпоративное планирование и прогнозирование; последнее относится к уровню производственной организации, компании, отдельного хозяйствующего субъекта.