Большинство исследователей, теоретиков и практиков, авторов многочисленных работ, посвященных управлению экономикой и социальными процессами, едины в мнении о том, что установление целей деятельности и управления деятельностью — ключевая функция управления. Такой вывод распространяется на стратегическое и оперативно-тактическое управление на всех уровнях многоступенчатой системы хозяйственного руководства. Целевая ориентация, как упоминалось выше, представляет исходный пункт подготовки и принятия управленческих решений. Целеустремленность служит важным признаком организации системы подчинения, протекающих в ней процессов, единому системообразующему началу. В работах по системному анализу социально-экономическая система часто определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, действие которых подчинено достижению цели (или целей) системы.

Эти задачи, или функции, — результат длительного практического опыта управленческой деятельности, в результате теоретического осмысления которого и были выделены однородные, повторяющиеся, устойчивые действия. Именно эти универсальные действия и составляют основное содержание труда профессионального менеджера, именно они обеспечивают перевод рабочей группы, организации из одного состояния в другое, успешное движение группы, организации к достижению их целей.

Метод управления —это способ, посредством которого субъект управления пытается влиять на восприятие объектом управляющего воздействия и следование этому воздействию. Иначе говоря, метод управления есть избираемый управляющим способ влияния на управляемых лиц, оказываемого с тем, чтобы управляемые действовали согласно волеизъявлению управляющего. Одновременно метод управления представляет форму, в которой субъект управления выражает управляемым лицам свои волю, желания и намерения.

Познавательные процессы в управленческой деятельности

Под познанием в современной философии и психологии понимается одна из форм активности человека, существующая наряду с другой ее формой — предметно-практической деятельностью. Познание — это специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его чувственная и логическая активность направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии с субъектом как более пассивное начало.

Терминология

В настоящее время термин «мотив» используется для определения различных явлений и состояний, вызывающих человеческую активность. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы, ценности.

Деятельность человека побуждается одновременно несколькими мотивами. Один из них — ведущий , остальные — вспомогательные .

Основные теории и авторы, на работы которых следует опираться при изучении курса

Теория психоанализа

Зигмунд Фрейд. З.Фрейд (не только теоретик, но и практик) создал единую и наиболее полную теорию человеческой личности— теорию психоанализа .

Основными методами психоанализа являются:

•       анализ свободных ассоциаций;

•       анализ снов и толкование сновидений;

•       анализ ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Как следует из предыдущего изложения, участие человека в управлении в качестве как субъекта, так и объекта обусловлено самой природой управления и сутью человеческой личности, представляющей существо одухотворенное, способное к осознанному, целеустремленному поведению и реализующее такое поведение в своих действиях. Исключая самоуправление на уровне подсознания, изучение которого относится к области психоанализа личности, управление представляет не индивидуальный, а социальный процесс, ибо это воздействие со стороны одних людей на других. Несмотря на это, личностное начало в управлении играет огромную, иногда определяющую роль.

Предмет, объект и цели психологии управления

Предметом психологии управления, так же как и многих других управленческих дисциплин, является управление в самом широком смысле этого слова.

В этом широком смысле слова термин «управление» стал использоваться с 40-х гг. XXв., с возникновением кибернетики — науки об управлении. Американский ученый Норберт Винер (1894— 1964) — отец кибернетики — сформулировал общие закономерности управления и показал информационную природу этого феномена.