Стресс и реакция на стресс

Мы уже обсуждали, что руководитель должен владеть разными ролями; в его подчинении находятся люди с их заботами, проблемами, наконец, здоровьем. Начальник должен владеть простейшими приемами «разрешения» проблемных ситуаций.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность и саму жизнь человека.

Адаптация — это выживание, преодоление стресса. Человек занимается поиском решения. Стресс может вызывать у человека фрустрацию — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. В стрессе может произойти раздвоение сознательного и бессознательного. Для адаптации следует опираться на прошлый опыт, опыт других людей.

Психологическая реабилитация — комплекс психологического воздействия. Жизнь разделяется на жизнь «до стресса» и «после стресса». При психологической реабилитации человека вводят в «новое» состояние.

Эмоциональное состояние — фон, на котором протекает вся психическая деятельность человека. В состоянии психического утомления человек хотя и готов к деятельности, но не имеет для этого достаточно сил (запоминает все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внимание). В случае если усталость слишком велика, рекомендуется сделать что-то такое, где результат будет виден сразу, например, выполнить легкую работу.

Состояние тревожности вызывается ожиданием неблагоприятных результатов из-за того, что цели деятельности сформулированы нечетко, ресурсов для разрешения ситуации недостаточно. Особенно часто состояние тревожности испытывают люди, склонные любые жизненные ситуации рассматривать как ситуации оценки их личностных качеств или компетентности.

Реакция организма — срочная мобилизация всех защитных сил для того, чтобы правильно отреагировать на непосредственную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. До тех пор, пока этот способ не найден, организм работает в режиме сверх затрат.

Формы реакции на стресс :

1) тормозная реакция;

2) импульсивная реакция.

Признаки стресса : вспотевшие ладони, частое сердцебиение, сухость во рту, покраснение лица и др.

Борьба со стрессом

1. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

2. Надо снизить для себя значимость несбывшегося желания или отыскать путь для его реализации.

3. Общение с близким человеком.

4. Прием успокоительных препаратов или алкоголя.

5. Время лечит стресс.

6. Аутотренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Освоить аутотренинг может любой человек, но надо проводить регулярные занятия (не менее 2 месяцев).

Профессиональное здоровье

С психологической точки зрения профессиональное здоровье — это взаимодействие между трудовыми и нетрудовыми сферами нашей жизни.

З. Фрейд считал, что семья удовлетворяет потребности человека в любви, а работа, как никакая другая сфера жизни, связывает его с реальностью. Следовательно, для здорового психологического функционирования необходима и семья, и работа.

Работа — это центральная, определяющая часть жизни очень многих людей.

Работа и профессиональное положение играют важнейшую роль, влияя на чувство идентичности, самооценку и психологическое благополучие. Работа (труд) объединяет людей, структурирует время, задает ритм жизни.

Внутренняя ценность работы состоит в удовлетворении от выполненной работы самой по себе. Инструментальная ценность работы позволяет получить жизненные блага.

Есть много толкований понятия психического здоровья, во многом зависящих от социального стандарта. Рассмотрим его компоненты .

1. Эмоциональное благополучие — приятное или неприятное возбуждение и удовольствие.

2. Компетентность — уровень успеха в разных сферах деятельности: межличностных отношениях, решении задач, оплате труда и т.д. Компетентный человек имеет психологические ресурсы, чтобы справляться с жизненными трудностями.

3. Автономность — способность человека сопротивляться факторам среды и самостоятельно определять свое мнение и свои действия. Стремление к независимости и саморегуляции — фундаментальная характеристика психически здорового человека.

4. Притязания . Высокий уровень притязаний проявляется в высокой мотивации, готовности использовать новые возможности и преодолевать трудности.

5. Интегрированное функционирование . Целостное функционирование имеет отношение к человеку как к единому целому. Психически здоровые люди отличаются уравновешенностью, гармоничностью, внутренней согласованностью.

Конфликт между работой и семьей

Новый тип семейных отношений, когда оба супруга работают, рождает новые требования. Поэтому психология управления вынуждена изучать и семейные вопросы.

Влияние работы на семью . Семья зависит от обстоятельств на работе. Например, профессиональный стресс и различные графики работы оказывают негативное влияние на семью.

Влияние семьи на работу . Если семейная обстановка благоприятна, то она блокирует неприятности на работе, т.е. является амортизатором. С другой стороны, часто семья — причина опозданий и отлучек.

Взаимодействие между семьей и работой . Характеристиками данного взаимодействия являются совместимость или несовместимость, важную роль играет график работы.

У психологов существует интерес к тому, как сменная и ненормированная работа влияют на профессиональное здоровье.

Возможны следующие проблемы :

§  беспокойство, нервозность, нарушения в функционировании желудочно-кишечного тракта;

§  нарушения сна, усталость, чувство перегруженности;

§  проблемы планирования и координирования своего времени;

§  трудности в выполнении супружеской и родительской ролей, обязанностей по дому;

§  ограничения в социальной деятельности и отдыхе.

Такого рода работа оказывает значительное влияние на жизнь людей, особенно смена графиков. В американской бизнес-культуре следующие явления.

1. Свободный график . Сотрудники могут сами выбирать, когда им приходить и уходить с работы. Обычно при этом в определенные часы на работе должны присутствовать все, а в остальные — по выбору. Такой график позволяет решить проблемы с семейными обязанностями, отдыхом, второй работой, проездом и стрессом. Опоздания при этом существенно сокращаются. Однако свободный график пагубно воздействует на функционирование команд.

2. Сокращенная рабочая неделя . Работники работают, например, 4 дня вместо 5-ти, но не по 8 часов, а по 10. Таким образом, у работников оказывается три дня в неделю для отдыха и семейных дел.

Алкоголизм и употребление наркотиков

Можно рассматривать тему злоупотребления психоактивными веществами с разных точек зрения, однако наибольший интерес представляет проблема снижения успешности выполнения работы. По оценкам экспертов в области программ помощи работникам, около 50% случаев аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве связаны с употреблением наркотиков и алкоголя. Наркотическая зависимость также стимулирует воровство на производстве.

Чаще всего алкоголизму и наркомании подвержены мужчины до 30 лет. Вероятность усиливается, когда работник сталкивается с неприятностями на работе и часто общается со своими коллегами вне работы. Дело не только в том, что работники пытаются заглушить трудовой стресс алкоголем, но и в том, что организационные субкультуры устанавливают нормы в употреблении алкоголя, то есть можно ожидать, что принято употреблять алкоголь после работы со своими коллегами, например, «с получки». В некоторых странах культурные нормы предполагают употребление алкоголя как неотъемлемую часть деловой жизни.

Употребление психоактивных веществ и его негативные последствия являются аспектами определенного образа жизни. Следует определить все разнообразные сферы жизнедеятельности, затрагиваемые употреблением психоактивных веществ.

Организации используют два способа решения проблемы .

1. Проверка на употребление, которая призвана устранить сотрудников, уличенных в их употреблении, с места работы. Но это влечет за собой конфликт между правом организации защищать свои интересы и правом человека на частную жизнь.

2. Программы помощи работникам — лечение, адаптация, помощь в семейных проблемах, снятии стресса.

Проблема курения

И активное, и пассивное курение могут оказывать негативное влияние на здоровье и настроение работников и даже вынудить покинуть работу.

Психологические эффекты безработицы

Неудачи в поиске работы, неспособность повлиять на работодателей и зависимость от программ социальной помощи снижает способность человека контролировать то, что с ним происходит. Работа создает чувство собственной значимости и осмысленности жизни, безработица (лишение этого чувства) снижает качество жизни.

Приемы самозащиты от деструктивного стресса

Прежде всего нужно учесть некоторые исходные требования к процессу регулирования стрессовых ситуаций:

•       к стрессогенным факторам и вызываемым ими перегрузкам нельзя привыкнуть. Так, нельзя привыкнуть к мелочным придиркам начальства, постоянным ссорам с коллегами по работе;

•       нельзя рассчитывать и на то, что в результате проведения каких-то противострессовых мероприятий можно добиться полного исключения стрессов из жизни, ибо они ее неразлучные спутники;

•       поэтому противодействие стрессам имеет своей целью неабсолютное их устранение, а лишь ослабление — насколько это возможно — их деструктивных последствий.

С учетом этих исходных правил руководитель организует систему антистрессовых мероприятий, используя разнообразные приемы:

1)   на личностном уровне — комплекс психофизиологических методов;

2)   на групповом уровне — совокупность специальных организационных мероприятий.

Основные антистрессовые приемы, которые используются на личностном уровне:

•       на физическом уровне — это прежде всего такие элементарные приемы, как ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, умеренные занятия любимым видом спорта, недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч;

•       на эмоциональном уровне — приобщение к тому или иному виду художественного творчества, искусства (посещение театров, концертов, художественных выставок). Полезно также овладеть техникой переключения на эмоционально более приятные темы (например, на воспоминания о недавнем отдыхе и т.п.), слушать классическую музыку, чаще смотреть на цветы, избегать в постоянно окружающих интерьерах красного цвета и больше использовать голубой и зеленый;

•       на интеллектуальном уровне, планируя свою работу и жизнь, нужно ставить перед собой такие задачи, которые не привели бы к подрыву здоровья; они не обязательно должны быть великими, но обязательно реальными, соответствующими способностям и возможностям человека. Поставив перед собой ту или иную цель, нужно настойчиво добиваться ее выполнения, чтобы потом не пришлось сожалеть об упущенных возможностях;

•       наконец, нужно научиться постоянно поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус. Кроме указанных способов целесообразно использовать различные системы психофизического саморегулирования (СПС).

Современные СПС исходят из утвердившегося в современной психологии общего представления о единстве физических и психических начал в организме человека. В связи с этим психологи предлагают комплексы оперативного саморегулирования организма путем использования особого набора упражнений для оздоровления нервной и других систем организма, души и тела, повышения жизненного тонуса.

Этот метод достаточно прост и представляет собой совокупность команд, которые человек отдает самому себе. Для его использования нужно сесть на стул, опустить голову, немного податься вперед, руки опустить на колени и прикрыть глаза, т.е. принять как бы позу извозчика, ожидающего седока. Затем следует отдать себе в неторопливом ритме последовательно следующие 12 команд:

1.   «Я совершенно спокоен» (сказать один раз).

2.   «Моя правая рука тяжелая» (повторить шесть раз).

3.   «Я совершенно спокоен» (сказать один раз).

4.   «Моя левая рука теплая» (повторить шесть раз).

5.   «Я совершенно спокоен» (сказать один раз).

6.   «Мое сердце бьется ровно и спокойно» (повторить шесть раз).

7.   «Я совершенно спокоен» (сказать один раз).

8.    «Мое дыхание ровное, спокойное» (повторить шесть раз).

9.   «Мне легко дышится» (сказать один раз).

10.   «Мое солнечное сплетение излучает тепло» (повторить шесть раз).

11.  «Я совершенно спокоен» (сказать один раз).

12.  «Мой лоб приятно прохладен» (повторить шесть раз).

В завершение нужно сжать кулаки, потянуться, расслабиться, разжать кулаки и раскрыть глаза.

Поскольку комплекс психофизического регулирования весьма несложен, пользоваться им можно не только в домашних условиях, но и на работе.

Профилактика стрессов должна проводиться и на групповом уровне, на уровне организации.

Сужение поля стрессогенных факторов на уровне организации определяется постоянным вниманием руководителя не только к производственно-техническим, но и к гуманитарным аспектам и к психологическому обеспечению своей деятельности.

С этой целью должны быть использованы все механизмы психологического сопровождения руководящей деятельности: выбор стиля руководства, соответствующего ситуации, составу работников; постоянное внимание к предупреждению конфликтов и созданию в коллективе атмосферы сотрудничества; должное решение проблем организации отдыха сотрудников и обеспечение, таким образом, для них возможности периодической разрядки эмоциональной напряженности.

Важно уделять постоянное внимание и таким «мелочам», как учет индивидуальных особенностей работника при определении объема и сложности рабочих заданий; четкое определение ответственности каждого сотрудника за порученное дело, его прав и обязанностей; строгое соблюдение норм служебного этикета при общении с подчиненными и т.п.

Соблюдение этих правил может весьма существенно повлиять на снижение уровня стрессов в организации.

Однако решение рассматриваемых проблем обусловлено, конечно, не только организацией адресных профилактических мероприятий индивидуального и группового уровней. Наиболее прочной основой их решения является выработка и реализация каждым человеком общей жизненной стратегии — антистрессового образа жизни.