Понятие имиджа и психология симпатии

Я есть то, с чем я себя идентифицирую.

Имидж — это сложившийся в массовом сознании, в общественной психологии, всегда эмоционально окрашенный образ кого-то или чего-то. Имидж — субъективная картина мира или его субъектов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Имидж — это образ, форма знания, результат и цель восприятия.

Психология симпатии

Люди не только воспринимают и познают друг друга, но и относятся друг к другу. Для того, чтобы с тобой общались, ты должен вызывать симпатию.

Симпатия (аттракция) — оценочный эмоционально окрашенный компонент, возникновение привлекательности одного человека для другого.

Люди, вовлеченные в положительные эмоциональные отношения, имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, и наоборот.

Внешние данные . Оценка физической привлекательности происходит с учетом принятых в данной культуре норм. Существует стереотип: «Красивый — значит хороший». Приписывание интеллекта и профессионализма положительно связано с физической привлекательностью для субъектов-мужчин и отрицательно для субъектов-женщин. На симпатию влияют тембр голоса, конституция, удачливость Большей популярностью пользуются люди, предпочитающие cмотреть в глаза собеседнику, улыбающиеся. Любое повышение настроения субъекта делает его более доброжелательным по отношению к другим.

Человек, находящийся в более комфортных условиях, позитивнее относится к другим людям. Температура, скученность в помещении, пространственная близость оказывают влияние на состояние человека. Страх способствует усилению привлекательности тех субъектов, которые находятся в таком же или худшем положении.

Факторы для стабилизации эмоциональных отношений:

§  адекватная организация взаимоотношений;

§  наличие у партнеров определенных личностных свойств;

§  включенность партнеров в совместную деятельность.

Отношения людей — это всегда работа, часто трудная, не терпящая перерывов. Правильно, когда в этом процессе принимают активное участие обе стороны. Однако в реальной жизни иногда приходится работать в этом направлении одной стороне. Такое взаимодействие требует большого напряжения физических и эмоциональных сил.

Распад эмоциональных отношений тяжел для человека, оказывает деструктивное воздействие на его психическое состояние.

Имидж в деловой сфере

Разработка имиджа необходима для усиления привлекательности личности, следовательно, симпатия играет важную роль.

Имидж — своего рода маска, создающая у людей то впечатление, в котором нуждается его создатель. Это облик, форма проявления жизни человека, благодаря которым на вид выставляются необходимые качества.

Для эффекта личного обаяния в профессиональной среде значимы:

§  здоровье;

§  внешность, рост, красота;

§  самоуважение;

§  легкость адаптации к новым условиям;

§  умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей;

§  желание лидерства;

§  доброжелательность к инакомыслию и спорам;

§  проникновенное обращение к людям, нуждающимся в помощи;

§  умение управлять собой.

Чем шире круг людей, к которым относится личность, тем труднее ей рассчитывать на успех социального восприятия.

Преуспевает тот, кто:

§  доставляет окружающим удовольствие;

§  соответствует ожиданиям;

§  умеет удовлетворять потребность взаимного переживания.

У разных слоев разные ожидания, поэтому при разработке имиджа следует учитывать, на кого Вы ориентируетесь, для кого строите свой имидж. Есть модели поведения в официальном и неофициальном общении. Модель поведения оправдана, когда она «покупается». Нужно, чтобы сформировалась мысль: «Я его знаю, он — хороший, он — годится».

Модели поведения — это такие варианты, которые помогают личности быть привлекательной.

Роль (амплуа) — корректирующий фактор поведения личности. Принятие на себя определенной роли помогает поведению придать конкретно личностный характер, внутренне дисциплинирует.

Ролевой статус обязывает к соблюдению целого ряда правил. Имидж в деловом общении является тем личностным инструментом, с помощью которого создаются доверительные отношения.

Одежда может выразить следующие моменты:

§  необходимую информацию об организации, в которой Вы работаете;

§  ваше положение внутри организации;

§  ваше отношение к самому себе.

По исследованиям в области менеджмента американских и японских ученых стабильных успехов добиваются фирмы, где царит спокойная морально-психологическая обстановка. Она возможна там, где менеджеры уважаемы и вызывают доверие к себе.

Для этого их образ должен соответствовать следующему «идеальному» типу руководителя:

§  твердый, но одновременно гибкий;

§  серьезный, но с чувством юмора;

§  дружелюбный, но умеет держать дистанцию;

§  преданный своему делу, но не теряет головы как при успехах, так и при поражениях;

§  мечтательный, но с сильно развитой волей;

§  готовый идти на риск, но основательно все просчитавший.

Психологический имидж менеджера

Имидж — не спонтанное явление, он должен отвечать социальным запросам общества, соответствовать ожиданиям (потребностям и интересам). Образ, сложившийся в массовой психологии, массовом сознании.

Эмоционально-оценочный характер имиджа . Запрашиваемый имидж — это имидж, реально существующий на данный момент и прогнозируемый. Следовательно, каждый, кто хочет преуспеть, должен заниматься психологической коррекцией, т.е. выстраивать свой имидж в соответствии с требованием момента.

Биоэнергетика имиджа . Умение притягивать к себе — часть своеобразной технологии самопрезентации — техники подачи себя. Следуя взглядам специалистов (Флюидное излучение. Шепель В.И., 1994), это:

§  особый блеск глаз;

§  чарующая улыбка;

§  манера поведения;

§  динамика жеста.

Генерирование психической энергии:

§  возвышенные мысли;

§  радость устремления;

§  позитивные цели;

§  напряжение воли.

Такие люди несут теплоту, доброжелательность, что «магнетизирует» других, эмоционально располагает. Люди тянутся к таким личностям бескорыстно и доверительно, испытывая комфорт от общения с ними, приходят в своеобразное наркотическое состояние.

Г. Лебон в своей книге «Психология социализма»писал: «Толпе необходим идеал, к осуществлению которого она могла бы стремиться, ей нужно верование, которое она могла бы защищать. Но отдаться идеалу, верованию она может, лишь увлекшись их апостолами. Они одним личным обаянием возбуждают в душе народной чувства восхищения и сочувствия, составляющие самые прочные основы веры».

В имиджеологии внимание обращается на стимулирование иррациональной сферы человека, на уровень простейших эмоций и переживаний. Это ограничивает поток сознания людей и помогает лидеру с меньшими усилиями обрести имидж популярности.

Главное — но, порой, и самое трудное — уметь нащупать то, что актуально для людей, увидеть и обозначить их надежды и мечтания. Начинающему руководителю надо хорошо запомнить, что люди видят и слышат то, что хотят видеть и слышать.

Чем примитивнее по уму и чувствам люди, тем охотнее они воспринимают слухи, что может сформировать как позитивную, так и негативную установку на человека. Высокоинтеллектуальные слушатели любую информацию многократно сверяют со своими знаниями и представлениями. Чем более развит интеллект человека, тем сложнее управлять им на уровне приказов.

Душевное состояние человека заметно проявляется в его мимике. Внимательно наблюдая за подчиненными, можно выбрать те рычаги воздействия, которые будут работать наиболее эффективно в данной конкретной обстановке.

Вхождение в образ. Разработка имиджа

Этапы «вхождения в образ»

1 этап . Имитационный образ , рисуемый в собственном воображении. Он неоднократно рисуется в уме, апробируется, «примеряется» на себя. Человек представляет себя уже обладающим желательными качествами, умениями:

§  продумываются условия, необходимые для воплощения образа;

§  анализируются его «плюсы» и «минусы»;

§  вносятся коррективы в образ;

§  определяется совместимость образа с самим собой.

2 этап . Ролевой образ . Осуществляется практическое освоение образа, приобретается опыт «нахождения в образе». «Логика эмоций» контролирует «логику тела». Анализируются, обобщаются оценки, мнения окружающих.

3 этап . Жизненный образ . Вырабатывается стереотип поведения в созданном образе. В итоге образ воспринимается людьми как реальная личность, происходит слияние личности с образом.

Войти в образ трудно, это кропотливая работа, требующая от человека огромных усилий. Еще труднее, на грани невозможного, постоянно находиться в образе. Поэтому человеку для сохранения здоровья, собственной личности надо иметь возможность быть самим собой. Оказывается, это тоже сложная задача. Многие не умеют легко переключаться, переносят привычки поведения на работе домой, что неизбежно влечет за собой семейные проблемы.

«Вхождение в образ» реально и эффективно лишь тогда, когда делающий знает, какие горести и радости присущи формируемому образу, и как они им переносятся, причем не только знает, но и способен их пережить.

Кто же занимается разработкой имиджа? Прежде всего, сам человек, и лишь понимая, что Вы хотите получить и чем придется пожертвовать, можно обратиться к специалисту. Специалист по созданию имиджа клиента — имиджмейкер .

Крупномасштабный имидж — это, конечно, реклама, СМИ. Каждый согласится со словами Р. Леви: «Некрасивое не продашь». Значит, используя знания психологии, надо построить художественно оформленный образ, вызывающий у людей яркие позитивные настроения.

Политический лидер имеет команду по формированию имиджа, своего имиджмейкера. Как улыбаться, ходить, носить костюм, шляпу и т.д. Однако и рядовой управляющий, руководитель, менеджер, служащий может позаботиться о своем имидже, пригласив специалиста или, что более вероятно, самостоятельно «сконструировав» свой образ.

Работа над своим имиджем предполагает:

§  осознание того, какое впечатление ты можешь производить на те или иные группы людей;

§  объективную оценку своих возможностей;

§  выбор средств построения желаемого образа, изменение одежды, мимики, выражения лица, поведения и пр.;

§  «вхождение» в образ.

Информацию о себе человек обычно получает (по Л.А. Петровской):

§  через соотнесение (идентификацию, различие) себя с другими;

§  через восприятие себя другими;

§  через результаты собственной деятельности;

§  через наблюдение собственных внутренних состояний;

§  непосредственно воспринимая собственный внешний облик.

Имидж хорошо подготовленного профессионала

Профессионал — это личность, которая реализует себя в поле профессиональной деятельности. Потребность быть личностью в профессиональном поле той или иной деятельности — это и есть профессионализм .

Этот процесс происходит через корпоративную культуру. Корпоративная культура дает мотивацию самореализации, смысла своей жизни. Личность — это существо, ищущее смысл. Профессионализм — это не только принадлежность к одной из профессий, но и умение «подать себя».

Менеджера следует учить внушать доверие, уметь слушать и говорить, убеждать, руководить людьми и др. Менеджер должен заботиться о своем имидже, способе самопредъявления. Важно уметь за короткое время вызвать доверие и произвести хорошее впечатление. Первое и последнее впечатления лучше запоминаются ( «эффект края» ).

Для каждой профессии есть свои особенности, например:

§  для продавца, агента по продажам, услугам населению — это первое впечатление, умение вызвать доверие, уверенность;

§  для работника офиса — образ человека добросовестного, внимательного к деталям, организованного, любящего порядок;

§  для любого сотрудника — уверенность в себе, энергичность, доброжелательность, вежливость и др.

Самопрезентация — стремление нравиться людям, способность хорошо преподнести себя, предполагает ориентацию на себя. Самопрезентация должна занимать 30% внимания, остальное — самоутверждение (достижение конкретных результатов).

1. Профессионал не ошибается в штатных ситуациях.

2. Возможны не просто ошибки, а ошибки риска.

3. Важно не полюбить право на ошибку.

4. Принцип большинства не всегда правильный.

5. Мир стоит не на дураках, а на профессионалах.