Общение и коммуникации: различные подходы

Общение — взаимосвязь субъектов потребностью деятельности или личностной необходимостью. Это метод коммуникации, позволяющий решать задачи самоидентификации и социальной адаптации. Общение — это процесс, форма активности субъекта. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.

Чем выгодна жизнь в сообществе? Это совместная защита от врага и холода, добыча пищи, формирование коллективного опыта и передача его последующим поколениям.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных, устных) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима; качество голоса, паузы, смех, плач, темп речи; пространственные формы организации пространства; контакт глаз).

  Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативной , которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) интерактивной , заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивной , которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В зависимости от отношения людей к ситуации и вида общения, существуют следующие типы взаимодействия :

§  кооперация;

§  конкуренция (конфликт).

Проблемы общения .

1. Формы выражения содержания на уровне межличностных отношений.

2. Проблема деятельности и общения:

·   принцип единства общения и деятельности;

·   общение как особый вид деятельности;

·   речевая деятельность.

  Виды общения .

1. Эффективные виды общения:

·   понимающее общение — безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора, способствует установлению и развитию контакта;

·   рефлексивное общение — характерно для психолога («Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю»).

2. Неэффективные виды общения:

·   принижающее общение — ущемление прав партнера;

·   агрессивное общение — то общение, в процессе которого имеют место нападки на партнера;

·   защитно-агрессивное общение — агрессивное общение, вызванное другим партнером, ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей. Любая агрессия — это признак слабости, это форма, через которую человек защищается.

·   директивное общение (прямое, указывающее) — прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д.

Существуют две стратегии психологического воздействия в общении.

·   Манипулирование.

·   Развитие, приобщение, привлечение.

Язык — система кодов для передачи информации и опыта. Основная характеристика — побуждение к активности. Передает информацию (язык животных, язык запахов, света, звука). Природный язык — крик.

Основные методы общения с людьми (по Д. Карнеги)

Нужно иметь горячее страстное желание учиться и твердую решимость научиться обхождению с людьми!

Д. Карнеги

1 . «Не плюй в колодец …».

Критиковать человека:

·   не имеет смысла, потому что критика заставляет его защищаться и, как правило, искать оправданий;

·   опасно, так как критика наносит удар его гордости, задевает чувство собственной значимости и обижает его.

Когда у нас появляется желание кого-то покритиковать или отчитать, давайте начинать с самих себя. Даже с точки зрения Вашего самолюбия это намного полезнее, чем попытка изменить других, и к тому же не так опасно.

Не сетуйте на соседа, что он не убрал снег со своей крыши, если Ваш собственный порог не очищен.

Конфуций

Критика — это опасная искра, которая может стать причиной взрыва на пороховом складе гордости.

Д. Карнеги

Величие великого человека состоит в том, как он обращается с маленькими людьми.

Т. Карлейль

Всякий думающий человек способен критиковать, осуждать и выражать недовольство. А вот чтобы проявлять понимание и снисхождение, личность должна быть с сильным характером, уметь владеть собой, уважать чужое мнение. Менеджеру необходимо научиться понимать, почему люди поступают так, а не иначе; это более полезное и интересное занятие, чем критика («Все понять — значит все простить»).

2 . Секрет искусства обхождения с людьми .

Если хорошенько подумать, существует лишь один способ заставить кого-либо сделать что-либо — это заставить другого человека захотеть это сделать! Самый простой пример — Том Сойер, который организовал детей красить забор.

Можно заставить раба, можно принудить подчиненного угрозой увольнения, можно заставить ребенка ремнем, но все эти методы могут привести к нежелательным последствиям. Единственный эффективный способ заставить Вас сделать что-либо — дать Вам то, что Вы желаете.

Если человека просто учить чему-либо, он никогда этому не научится.

Б. Шоу

3 . Чего хочется вам, а чего — собеседнику .

Когда Вы говорите, не имеет смысла говорить о том, что нравится вам, ведь все стремятся лишь к тому, чтобы достичь того, чего желают сами. Отсюда следует, что чтобы оказать влияние на другого человека, надо говорить ему то, что он хотел бы услышать, как он мог бы достичь желаемого.