Решения принимаются тогда, когда в них возникает необходимость. Такого рода возбудителем принятия решений служит возникновение, а точнее, обнаружение проблемы, требующей проведения ряда мер, приложения усилий с целью устранения, подавления и смягчения проблемы.

Проблема способна проявиться либо в явном виде, когда ее неблагоприятное действие становится видимым, ощутимым, либо как потенциальная угроза, предвестник грядущих неприятностей, потерь, ущерба.

Вне зависимости от того, каким образом выявлена проблема, прежде чем будут найдены подходы к ее решению, она должна отразиться, отложиться, быть воспринятой в сознании круга лиц, связанных с ней, призванных реагировать на подобного рода проблемы и искать пути выхода из сложившейся или складывающейся обстановки. При этом имеется в виду не только факт фиксации проблем, отражение их в сознании и в документально-информационном виде, наличие информации о состоянии проблемного вопроса.

Людям, органам управления, властям известно великое множество проблем, наличествующих в реальности, но не столько тревожащих мысли и чувства, чтобы предпринимать меры по их устранению. Оно и понятно. Количество проблем столь велико, и они нарастают настолько стремительно, что в течение ограниченного времени при недостаточных ресурсах удается справиться только с частью из них. Отсюда подготовке решений должны предшествовать как фиксация, осознание, так и фильтрация проблем с целью выделения самых насущных, настоятельных. В теории программно-целевого планирования и управления такая процедура получила название отбора проблем, подлежащих решению. На первый взгляд кажется, что мера настоятельности проблемы, свидетельствующая о назревшей необходимости заниматься ею во избежание негативных последствий, для специалистов-управленцев, да и просто для затронутых ею людей очевидна. В действительности это не так. Наличие многих конкурирующих, разномасштабных, по-разному тревожащих проблем, психологически воспринимаемых разным образом различными людьми, делает задачу выбора именно той проблемы, к решению которой пора приступить, трудноразрешимой методической и прикладной задачей.

Именно поэтому стадия выявления, анализа, диагностики проблемы выделена выше как первичная в общей схеме выработки и принятия управленческих решений.

Критерии выделения проблем, остро нуждающихся в принятии решений, в известной степени можно разделить на две группы. Объективные критерии отражают объективную необходимость приступить к поиску путей решения проблемы, обусловленную сложившимися обстоятельствами, наблюдаемыми событиями. Субъективно-психологические критерии подчеркивают заинтересованность отдельных лиц, скрытые мотивы для инициирования процесса выработки и принятия решений, придания ему официального характера вне прямой зависимости от реального состояния проблемы, а иногда и ее наличия.

Можно выделить ряд объективных критериев, признаков, на основании которых приковывается внимание к проблеме, требующей выработки и принятия управленческого решения, вычленяется объект поиска и выбора решения.

1. Возникновение, ощущение угрозы устойчивости, стабильности существования и самому существованию, процессам жизнедеятельности системы (человеку, семье, группе людей, населению, имуществу, природе, организации, хозяйству, государству). Наличие выраженной опасности нежелательного разрушения, деструкции системы.

2. Обострение существующей проблемы, повышение уровня ее настоятельности, измеряемые масштабами ее распространения, охвата территории и населения, а также величиной разрыва между жизненно необходимым и реально складывающимся уровнем удовлетворения важнейших потребностей.

3. Наличие выраженной необходимости развития системы, изменения ее параметров с целью роста показателей качества и эффективности функционирования, лучшего использования системы, выведения ее из застойного состояния.

4. Необходимость выполнения заранее принятых обязательств, программ, служебных обязанностей, установленных законом требований и норм.

5. Исполнение поручений вышестоящих органов и лиц, способ исполнения которых устанавливается решением самого исполнителя.

6. Стремление к удовлетворению настоятельных, назревших потребностей способом, избираемым путем выработки и принятия собственных решений.

В указанных типичных ситуациях необходимость приступить к выработке управленческого решения задана либо обстоятельствами объективной природы, либо волей лиц, принимающих решения, обусловленной их естественными, не противоречащими закону и общественной морали, не скрываемыми интересами и запросами. Хотя на такого рода интересах лежит отпечаток индивидуальной и социальной психологии инициаторов управленческих решений, это не привнесенная, а исторически и политически обусловленная, подкрепленная опытом, логикой и нормами общественной морали психология.

Частично психологическую окраску процесс выделения и постановки проблем, требующих управленческих решений, приобретает вследствие индивидуальности взглядов, опыта, уровня профессионализма и знаний ответственных за этот процесс лиц. Такого рода психологическая обусловленность выделения, обоснования и подхода к проблемам, которые становятся предметом управленческих решений, неизбежна и не должна считаться предосудительной.

Наряду с подобной психологической окраской и обусловленностью управленческих решений уже на этапе выделения, постановки решаемых проблем очень часто встречаются вносимые ответственными лицами искусственные, не обусловленные сутью психологически мотивированные наносы, искажения. У лиц, отвечающих за выбор и постановку проблем, формирующих целевые установки и непосредственно принимающих управленческие решения, практически всегда появляются личные и групповые интересы, тем или иным образом связанные с проблемой и ее решением. Если человек принимает решение по поводу своих личных проблем и намерен самостоятельно выполнять это решение, то в присутствии сугубо индивидуального интереса нет ничего зазорного, более того — так и должно быть.

В то же время на выделение проблем, подлежащих решению и требующих принятия решений, заметную роль может влиять искусственная, привнесенная, не обусловленная обстоятельствами объективной природы их актуализация по личному желанию участников отбора. Это в полной мере относится к групповым, коллективным, общественным проблемам экономической, социальной и политической природы, если они в какой-либо степени затрагивают круг индивидуальных интересов лиц, уполномоченных выделять проблемы, требующие принятия решений.

Существует заметное разнообразие психологических факторов-побудителей, настраивающих руководителей, аналитиков, ответственных лиц и управленцев проявлять субъективизм в процессе отбора проблем и установлении уровня их настоятельности.

Во-первых, решение изучаемой проблемы в ряде случаев несет личную материальную или моральную выгоду для рассматривающего ее лица, способствует более полному удовлетворению его индивидуальных, семейных нужд и запросов, интересов социальной группы, к которой принадлежит данное лицо или которой оно по определенным причинам симпатизирует.

Подобного типа материальные и моральные интересы иногда подогреваются извне, имеют вид обещаний вознаграждения со стороны людей, лоббирующих данную проблему. Не исключен и подкуп должностных лиц, заинтересованных таким образом в ускорении решения данной проблемы.

Во-вторых, уполномоченные, ответственные лица склонны выделять и отдавать предпочтение проблемам, успешное решение которых способно приносить в будущем дивиденды тому, кто обратил внимание на проблему как неотложную, настоятельную. Такого рода факторы выступают как ожидания выгод в виде получения и расширения известности, повышения имиджа, признательности со стороны организаций и граждан, повышения в должности, наград.

В-третьих, лица, вырабатывающие рекомендации об отборе, выборе наиболее важных, неотложных проблем, требующих решения, психологически предрасположены уменьшать риск ошибочных, неудачных рекомендаций. Ведь не исключено, что предложения эксперта могут не понравиться вышестоящему руководству либо привести к неблагоприятным для рекомендующего лица последствиям после обнаружения в будущем факта необоснованного выбора проблемы. Критерий «как бы чего не вышло» также способен оказывать влияние на подход к выделению проблем, требующих решения.

В еще более крайней форме данный фактор проявляется в стремлении угодить руководству, т.е. сосредоточить внимание на проблемах, которые упоминались ранее как самые актуальные в указаниях вышестоящих руководителей, признанных авторитетов или были отмечены, зафиксированы в официальных документах. По отношению к проблемам социального характера приходится учитывать общественное мнение по поводу их значимости, чтобы не породить негативной реакции на ожидаемое решение еще до того, как оно состоялось.