Сущность управленческих решений

Необходимость принятия соответствующих управленческих решений, формулирования приказов, распоряжений, инструкций и т.п. возникает в организации каждый раз, когда привычная реакция на сложившуюся ситуацию оказывается неприемлемой, когда возникают нестандартные проблемы.

Принятие решений, выбор тех или иных форм поведения являются постоянной задачей не только руководителя, но и любого человека, который вынужден принимать множество разнообразных решений — от покупки пакета молока до выбора работы и т.д.

Необходимость такого выбора диктуется характером природной социальной среды, которая, как отмечалось, характеризуется современной наукой как постоянное противостояние порядка и хаоса, закономерности и неопределенности. Человек же, по выражению основателя современной науки управления американского математика Норберта Винера, есть лишь «островок порядка в океане беспорядка», поэтому «в этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы благоустраивать произвольные островки порядка и системы».

Таким образом, чтобы существовать в противоречивом мире, чтобы сохранить достигнутый им уровень организованности, упорядоченности, каждый человек должен постоянно принимать те или иные жизненно важные для него решения.

Решения в самом общем виде определяются как интеллектуально и эмоционально опосредованный выбор субъекта в условиях неопределенности.

Решение — это результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора одного из множества вариантов достижения конкретной цели.

Неправильное решение руководителя может иметь непоправимые последствия для организации.

Поэтому, принимая те или иные решения, необходимо учитывать степень сложности их выполнения, а также следующие факторы, ограничивающие возможности выработки оптимальных управленческих решений:

•       неопределенность, стихийность, неорганизованность природной и социальной среды, т.е. неопределенность самого объекта принимаемого решения, которая неизбежно влияет на качество любых управленческих решений;

•       ограниченный характер познания действительности человеком в связи с наличием пределов его интеллектуальных и чувственных возможностей, т.е. ограниченность возможностей самого субъекта управленческого решения;

•       неизбежность относительности, неполноты, неточности любого управленческого решения в силу указанного влияния на них объективных и субъективных факторов, которые исключают возможность выработки идеальных, абсолютно полных и абсолютно правильных управленческих решений.

Для правильной оценки своих познавательных возможностей при разработке управленческих решений целесообразно исходить из общих философских представлений о достоверности человеческого познания. В теории познания наиболее распространенной является классическая концепция, предлагающая считать критерием истинности тех или иных знаний, положений, решений их соответствие вещам, действительности, реальности. Это так называемая корреспондентская концепция познания, восходящая к Античности. В соответствии с этой концепцией любая истина имеет многоплановое содержание, которое может быть осмыслено только с помощью ряда парных категорий.

Так, в содержании каждой истины присутствует объективное и субъективное, т.е. нечто идущее и от объекта, и от субъекта познания, т.е наше знание всегда носит объект-субъектный характер. Вместе с тем в каждой истине присутствует нечто абсолютное и нечто относительное; последнее присутствует в ней из-за наличия момента субъективности. Это означает, что человек представляет собой лишь одну из возможных систем отсчета в восприятии действительности. Человеческое познание, в том числе и научное, отличается постоянной сменой одних относительных истин другими. Абсолютное же в истине понимается как идеал, к которому стремится наше познание, его предел, его конечная цель. Наконец, возможности человеческого познания осмысливаются в современной философии с помощью категорий абстрактного и конкретного, которые также присутствуют в каждой истине и помогают понять пределы ее применимости. Данные парные категории используются для того, чтобы выделить такое свойство истины, как ее отвлеченность, абстрактность. Это свойство в той или иной степени присуще всему нашему понятийному знанию. Между тем все объекты познания существуют не в вакууме, а в определенных конкретных условиях, связях и отношениях, которые неизбежно влияют на них. Поэтому истинным признается то суждение, которое учитывает не только отвлеченные представления об объекте, но и конкретные условия, в которых данный объект находится.

Таким образом, установление истинности тех или иных суждений — весьма сложный процесс. В каждой истине следует различать все указанные аспекты.

Поэтому в ходе подготовки и проведения в жизнь тех или иных решений профессиональный руководитель должен четко осознавать, что речь идет не о непогрешимых, идеальных, а лишь о более или менее обоснованных решениях. Именно выработка таких решений, опирающихся на максимум имеющейся информации, — главная профессиональная задача руководителя. Наличие указанных трудностей, ограничителей этой работы, конечно, не может служить основанием для ее недооценки или для небрежного отношения к ней.

Чтобы принять оптимальное решение, руководитель должен учитывать некоторые весьма распространенные ошибки, которые часто допускаются в этой работе:

•       решение обусловливается не достоверной информацией, а эмоциями, скрытыми желаниями;

•       при выборе вариантов решения предпочтение отдается традиционному, стереотипному решению;

•      не учитываются возможные факторы риска, представляющие угрозу успешному выполнению принятого решения;

•   при  принятии решения была допущена поспешность, не были учтены все необходимые для положительного результата факты, нарушен принцип системного подхода к анализу возникшей проблемы.

Важно избежать этих ошибок, поскольку именно управленческие решения являются исходным импульсом всей многообразной управленческой деятельности. Вместе с тем в управленческих решениях наиболее зримо проявляются личностные качества руководителя, его интеллектуальные и волевые способности. Именно от характера принимаемых решений зависит судьба отдельных работников и организации в целом. Персонал организации составляет мнение о менеджере именно на основе принятых им решений, их организационных и социально-психологических последствий.

Конечно, решения различаются по своей значимости, некоторым другим параметрам, которые фиксируются с помощью классификации решений. Каковы же разновидности управленческих решений?

Классификация решений

В зависимости от значимости, масштабности решения разделяются:

•       на стратегические;

•       тактические;

•       оперативные.

Стратегические решения носят принципиальный, долговременный, масштабный характер, поэтому их иногда называют судьбоносными для объекта управления. К таким решениям относятся годовые и многолетние планы, перспективные программы, а в современной России — долговременные национальные программы по улучшению демографической ситуации, подъему аграрного сектора экономики, развитию инновационных отраслей промышленности, реформе жилищно-коммунального хозяйства и др.

Тактические решения рассчитаны на меньшие сроки и предусматривают более конкретные действия, направленные на реализацию стратегических установок.

Оперативные решения — отражают ежедневно изменяющиеся условия производственной деятельности, динамику спроса и предложения. Эти решения в наибольшей степени отражают неопределенность, стихийность, которые всегда присутствуют в окружающей среде и требуют постоянного учета субъектом управления.

В зависимости от количества и статуса лиц, принимающих участие в выработке решений, они разделяются:

•       на индивидуальные;

•       коллегиальные;

•       коллективные.

Индивидуальные решения руководитель принимает единолично. Они, естественно, отражают только тот индивидуальный объем информации, которым располагает руководитель на момент принятия решения, поэтому в них наиболее ярко проявляются его интеллектуальные, волевые и другие личные качества. Эффективность таких решений всецело зависит от квалификации, производственного и жизненного опыта руководителя, морально-этических норм, которыми он руководствуется. Неизбежная узость, ограниченность информации, которой располагает любой индивидуум, обусловливает высокую вероятность ошибок в решениях такого рода. Именно в них часто проявляются негативные качества руководителя — его склонность к волюнтаризму, своеволию, диктаторству.

Коллегиальные решения принимаются относительно узкой группой лиц, участвующих в управлении организацией, — как правило, заместителями руководителя, его помощниками, консультантами, образующими такие управленческие структуры, как дирекция предприятия, ректорат вуза, совет научно-исследовательского учреждения, коллегия министерства и т.п. Эти решения обычно принимаются демократическим путем, т.е. большинством голосов. Коллегиальные решения используют большее количество данных, чем индивидуальные решения, поэтому в большей степени застрахованы от возможных ошибок.

Коллективные решения опираются на знания большого круга людей — от руководителей разного уровня до рядовых исполнителей. Такие решения принимаются производственным собранием коллектива организации, а в масштабах страны — всенародными референдумами, на которые обычно выносятся социальные и политические проблемы, решение которых затрагивает интересы всего населения.

Коллективные формы групповой работы могут быть различными — это заседания, совещания, работа комиссий и т.п. Распространен и такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговая атака» — совместное генерирование новых идей и последующее принятие управленческих решений. Основное условие «мозговой атаки» — создание обстановки, максимально благоприятной для генерирования идей: запрещается критиковать или опровергать любую идею, какой бы фантастической она ни казалась; все высказанные идеи фиксируются, а затем тщательно анализируются.

Использование коллективного способа выработки решения является важным показателем демократического стиля управления в данной организации или в стране в целом.

Однако, как показывает опыт хозяйственного управления и политической жизни, коллективные решения создают благоприятные условия для манипуляций общественным мнением со стороны ловких неформальных лидеров, недобросовестных политиков, которые в корыстных целях используют присущие некоторым людям легковерие, внушаемость, психологическую незащищенность.

Для принятия решений по особо сложным проблемам управления производством используют метод, основанный на системном подходе.

Понятие системы стало одним из ключевых научных понятий XXв. и базовым понятием новой комплексной дисциплины — общей теории систем.

Система есть совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом и образующих некоторую целостность, единство.

Виды систем многообразны. Важная особенность всех систем, наиболее ярко проявляющихся в живых и социальных системах,— прием, передача и постоянное циркулирование в них информации и основанные на ней процессы управления. Системы могут быть открытыми или закрытыми, т.е. тесно или слабо связанными со средой, динамическими или статическими. Примером открытой, динамической системы являются организации, предприятия и учреждения.

Сущность системного подхода в управлении организацией заключается в том, что возникшая проблема рассматривается как целостная система, состоящая из ряда элементов, внешних и внутренних связей, влияющих на ее функционирование. Основу системного подхода составляют следующие принципы:

•      целостность системы, т.е. такое взаимодействие ее элементов, при котором свойства целого не сводятся к сумме свойств составляющих его элементов;

•      представление системы в виде совокупности элементов и связей между ними;

•      зависимость свойств каждого элемента от его места в системе и от выполняемых им функций;

•      более или менее тесная связь системы с внешней средой;

•      деление системы на подсистемы, каждая из которых обладает системными свойствами.

Системный метод, как показывает практика, обеспечивает принятие наиболее обоснованных и надежных решений.

При современных масштабах производства принимаемые решения, как правило, имеют серьезные экономические и социальные последствия, могут либо способствовать получению организацией прибыли, либо приносить убытки.

Поэтому важнейшим требованием, предъявляемым к любому решению, является его высокое качество, т.е. обоснованность, выполнимость, своевременность, законность и справедливость, ясность.

Обоснованность означает, что решение должно основываться на достоверной, а также всесторонней информации, которая отражает не только состояние объекта управления, но и внешние воздействия на него.

Выполнимость предполагает, что для реализации решения имеются все необходимые условия. Это качество опять зависит от полноты информации, которая явилась основой принятия решения. Невыполнимость решения может стать источником конфликтов между руководителем и исполнителями решений.

Своевременность исключает возможность запаздывания принятия решения, поскольку это может добавить к первоначальной проблеме и новые, порой еще более сложные проблемы.

Законность и справедливость означают, что решение должно соответствовать действующим законодательным и нормативным актам, т.е. его содержание не должно выходить за пределы правового поля. При принятии некоторых решений необходима консультация юриста. Кроме того, решение должно соответствовать и общепринятым моральным нормам, особенно если оно касается вопросов материального и морального стимулирования работников, их поощрений или наказаний.

Ясность решения означает, что его содержание должно быть по возможности кратким и доступным для понимания исполнителей.