Терминология

В настоящее время термин «мотив» используется для определения различных явлений и состояний, вызывающих человеческую активность. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы, ценности.

Деятельность человека побуждается одновременно несколькими мотивами. Один из них — ведущий , остальные — вспомогательные .

В реальной деятельности мотивы часто маскируются (сознательно или несознательно) мотивировками — высказываниями, оправдывающими то или иное действие ссылкой на побуждающие их объективные или субъективные обстоятельства. Мотивировки могут и не совпадать с реальными мотивами.

Поэтому мотивация , как процесс побуждения к совершению тех или иных поступков, представляет собой достаточно сложный акт. Мотивация осложняется тем, что далеко не все реальные мотивы осознаются субъектом в актуальный момент. Часто реальный мотив обнаруживает себя уже после совершения поступка или действия.

Стимул — это внешнее побуждение, воздействие, которое обуславливает определенную реакцию организма. Соответственно, стимулирование — это процесс, при котором человека каким-то образом побуждают выполнить те или иные действия.

Часто термины «стимулирование» и «мотивация» употребляются как синонимы. Хотя, строго говоря, это не одно и то же.

Мотивация (а равно и стимулирование) — это процесс побуждения себя и членов организации к желательному поведению, направленному на достижение целей.

Под стимулами же мы условимся понимать совокупность способов и средств, используемых руководством организации (и ее подразделений) для побуждения работников к деятельности на благо организации.

Типы мотивации

  Тип мотивации — это преобладающая направленность деятельности человека на удовлетворение определенных потребностей. Существует достаточно много типологий мотивации, приведем здесь лишь одну.

1-й тип — работники, которые ориентируются преимущественно на содержательность и значимость выполняемой работы.

2-й тип — работники, ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности.

3-й тип — работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Мотивация по потребностям. Концепция мотивации А. Маслоу

Концепции мотивации по потребностям основываются на том, что ведущим мотивационным фактором является удовлетворение определенных потребностей.

Наиболее известная среди таких концепций — теория А. Маслоу , которая может помочь разобраться в том, что же мотивирует личность и как это знание может быть использовано.

Маслоу определил, что все потребности личности врожденные и что организованы они в виде определенной иерархии, которую принято изображать в виде пирамиды.

Рассмотрим потребности в порядке их очередности.

Физиологические потребности . Это самые сильные и неотложные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Сюда включают потребности в пище и питье, кислороде, физической активности, сне, защите от экстремальных природных явлений (жары, мороза, ветра) и т.д.

Потребности безопасности и защиты . В эту группу Маслоу включил потребности в организации, стабильности, законе и порядке, в предсказуемости событий, ситуаций и действий окружающих, в свободе от угрозы болезни, хаоса, страха. Эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.

Социально-коммуникационные потребности или потребности принадлежности и любви. Эти потребности отражают стремление устанавливать отношения привязанности с другими, принадлежать к определенной группе, общаться, дружить и любить, в общем, это потребности в близких взаимоотношениях с другими людьми. Неудовлетворение подобных потребностей ведет к появлению чувства одиночества, отверженности, ненужности миру и другим и т.д.

Потребности в уважении и самоуважении (статусные потребности) . Сюда относятся такие потребности, как:

§  компетентность, уверенность, свобода и независимость (это все — самоуважение);

§  престиж, признание, репутация, статус, оценка и признание (это — уважение со стороны других).

Удовлетворение этих потребностей ведет к появлению чувства уверенности, достоинства и осознания своей полезности миру. И, наоборот, их неудовлетворение вызывает чувство неполноценности, бессмысленности жизни, слабости и зависимости, пассивности.

Потребности в самовыражении (самоактуализации) . По Маслоу, это желание человека стать тем, кем он потенциально может стать. Другими словами, это стремление делать то, что делаешь наилучшим образом, и не только на свое благо, но и на благо окружающих.

В основе теории Маслоу лежит допущение, что потребности низших уровней должны быть в определенной степени удовлетворены до того, как человек осознает и мотивируется потребностями более высоких уровней. Удовлетворение потребностей низших уровней делает возможным осознание высших и их участие в мотивации.

Расположение основных потребностей в иерархии — главный принцип, лежащий в основе организации мотивации человека. Маслоу исходил из того, что иерархия распространяется на всех людей и, что чем выше человек в иерархии, тем более он индивидуален и развит психически и нравственно.

Важнейшие прикладные аспекты теории А. Маслоу заключаются в следующем:

§  чтобы стимулировать и эффективно мотивировать работника, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить важнейшие его потребности;

§  потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности низших уровней;

§  система потребностей динамична: нельзя надеяться на то, что мотивация и стимулы, сработавшие однажды, будут эффективны всегда.

  Основные формы и методы стимулирования

·Материальное стимулирование :

·   заработная плата;

·   различные премиальные системы;

·   бонусы;

·   участие в прибылях;

·   участие в акционерном капитале;

·   комиссионные;

·   льготы и компенсации;

·   страхование;

·   льготное кредитование;

·   справедливое распределение фонда заработной платы.

·Стимулирование ответственности и надежности :

·   объяснение всех аспектов политики организации, особенно изменений и инноваций;

·   высокая оценка преданности, стажа работы на фирме;

·   предоставление возможности быстрого доступа к руководителю;

·   фирменные пенсии;

·   делегирование полномочий;

·   карьерное продвижение.

·Стимулирование профессионализма и профессиональной гордости :

·   направление на обучение, повышение квалификации;

·   карьерный рост;

·   предоставление возможности проявить себя на новых задачах;

·   дифференциация работ с учетом профессиональных качеств работников;

·   предоставление подписки на профессиональную периодику и литературу;

·   возведение в ранг наставника молодых специалистов;

·   поощрение разумной инициативы;

·   обеспечение знаниями о фирме;

·   создание атмосферы взаимодоверия, уважения и поддержки;

·   разработка фирменного имиджа и формирование надлежащего отношения к нему;

·   формирование и проведение четкой и понятной всем идеологии фирмы.

·Стимулирование конкуренции и соревновательности :

·   использование рейтинговых систем;

·   ощутимые призы;

·   публичное подведение итогов соревнования.

·Стимулирование на основе выражения признания :

·   вручение разнообразных знаков отличия;

·   публичные поощрения;

·   присвоение различных званий, титулов и т.д.;

·   допуск работников в «клуб»;

·   оценка работы;

·   предоставление допуска к ранее недоступным благам.

·Санкции :

·   материальные стимулы (снижение выплат);

·   нематериальные стимулы — все вышеперечисленные с приставкой не ;

·   взыскания;

·   замалчивание и игнорирование.