Основные теории и авторы, на работы которых следует опираться при изучении курса

Теория психоанализа

Зигмунд Фрейд. З.Фрейд (не только теоретик, но и практик) создал единую и наиболее полную теорию человеческой личности— теорию психоанализа .

Основными методами психоанализа являются:

•       анализ свободных ассоциаций;

•       анализ снов и толкование сновидений;

•       анализ ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Психоанализ основан на двух базовых гипотезах.

Первая гипотеза заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определенную причину. Так, Фрейд доказывал, что содержание сновидений, часто кажущихся не связанными с реальной жизнью, диктуется неосознанными импульсами и желаниями человека.

  Вторая базовая гипотеза психоанализа состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные:

•       проблема творчества — результат сублимации внутреннего конфликта, который переживает человек;

•    принцип постоянства — принцип, согласно которому психический аппарат стремится поддерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне (постоянство достигается, с одной стороны, разрядкой уже имеющейся энергии, с другой— избеганием того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию);

•       принцип удовольствия — цель психической деятельности в целом— избегать неудовольствия и достигнуть удовольствия;

•       принцип реальности — принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия (влечения Я подчиняются принципу реальности).

Согласно психоаналитической теории, структура личности человека состоит из следующих компонентов: Оно, Я и Сверх-Я .

Оно является источником психической энергии и стремится к непосредственному удовлетворению первичных потребностей.

Сверх-Я представляет усвоенные личностью в течение жизни социальные или личностные нормы и задает этические рамки поведения.

Я — ядро личности, находится посредине между требованиями Оно и моралистическими запретами Сверх-Я . Значение компонента Я состоит для личности в том, что она стремится к примирению вечного конфликта.

Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, которая, в свою очередь, проявляется в поведении.

Я вырабатывает также средства защиты психики от разрушающего действия внутреннего конфликта, это особые формы бессознательной активности, способы психологической защиты:

•       регрессия — возврат в детство;

•       рационализация — использование только желаемой информации;

•       вытеснение — сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения;

•       сублимация — переключение инстинктивной энергии на процесс творчества.

Альфред Адлер. Он был учеником Фрейда , сначала его сторонником, но впоследствии резко порвал с ним. А.Адлер выходит на социальный уровень и вводит понятия «социальное чувство» и «воля к властвованию», полагая, что главным движущим мотивом человека является борьба за превосходство.

Главная цель жизни, согласно его взглядам, состоит в том, чтобы преодолеть чувство неполноценности, внедренное в нас в детстве.

Новорожденный полностью зависит от окружения в отношении удовлетворения своих физических потребностей. В течение долгих месяцев он не способен самостоятельно передвигаться, прокормить или защитить себя. От того, какой ответ он получает на свои физические потребности, зависит, какие социальные установки, личностные тенденции у него сформируются.

Эрих Фромм. Э.Фромм— один из создателей гуманистического психоанализа— утверждает, что суть личности хороша, но ее могут портить внешние условия. Он считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую в момент его рождения— физического отторжения от тела матери— и страх одиночества.

Бегство от свободы или неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром является, по мнению Фромма, одним из основных мотивов поведения человека.

Главное— научиться любить себя, через эти ощущения человек придет к любви окружающего мира и людей. Только полюбив себя, можно полюбить кого-либо.

Существует конфликт двух начал: жизни и смерти. Жизнь— биофилия, некрофилия— разрушение. Некрофил уходит в мир вещей, механизмов; вывести можно только через приобщение к радостям жизни.

Карен Хорни. К.Хорни (представитель неофрейдизма) также возражала против биологизации подхода к человеческой личности.

С ее точки зрения детские страхи коренятся во взаимоотношениях детей и родителей и порождают так называемую базальную тревогу. Часто родители, стремясь обеспечить детям приемлемое (с точки зрения современного общества) будущее, заставляют их делать то, что совершенно не соответствует устройству их внутреннего мира. Испытывая продолжительный прессинг, дети не ощущают себя любимыми, особенно если не оправдывают родительских надежд.

Исследователь женской психологии, она отрицала зависимость женщины от мужского сексуального начала. Функции мужчины и женщины различны: женщина— хранительница очага. Хорни исследовала значение семьи в современном обществе.

Карл Густав Юнг. К.Юнг был учеником Фрейда, а затем создал собственную теорию бессознательного. Он выделяет индивидуальное и коллективное бессознательное, структурирует его, исследует понятие «архетип» и выделяет 16 архетипов (отец, мать, ребенок, правитель и др.

Итак, теория психоанализа может помочь менеджеру понять поведение других людей (а также свое собственное) в самом общем плане. Он узнает, что поведение не всегда бывает логичным и разумным, что его не всегда можно объяснить в строгих и точных терминах, что люди не всегда понимают свои импульсы и желания и с трудом могут объяснить причины тех или иных поступков. Менеджеру также следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы, учиться их находить.

Кроме того, менеджеру следует учитывать, что люди живут и работают так, чтобы их жизнь и работа была безопасной и надежной, поэтому они сознательно или неосознанно игнорируют некоторые факты, не признают некоторых ощущений, дают не вполне правдивые разъяснения.

Тот, кто вынесет из знакомства с этой теорией более широкое и более реальное представление о людях и их поведении, сможет эффективнее общаться и работать с окружающими.

Некоторые механизмы разрешения внутренних психологических напряжений:

1) сублимация — процесс преобразования психической энергии в другие виды деятельности;

2) проекция — неосознанное перенесение собственных увлечений, движений, поступков другому лицу;

3) рационализация — рациональное объяснение чувств, поступков, даже когда они иррациональны;

4) вытеснение — перемещение внутрь в «бессознательное»;

5) регрессия — уход на примитивные уровни мышления;

6) фиксация поведения — попытки разрешить новую задачу с помощью прошлых методов.

Бихевиористские представления о личности

Бихевиоризм (поведенческая психология) — направление, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание в качестве предмета научного исследования. Психика сводилась к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействие внешней среды.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией.

S > R

Основной проблематикой бихевиористских исследований традиционно является обучение.

Схема так называемого классического соответствия заимствована бихевиористами у И.П.Павлова.

И.П. Павлов — выдающийся русский физиолог, разработавший учение о высшей нервной деятельности, сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии. Экспериментатор воздействовал на животных условным раздражителем (например, звонком) и подкреплял его безусловным (подачей пищи). Продуктом «научения» по такой схеме считалось поведение, отвечающее на определенный стимул.

Необихевиористы также опирались на поведение животных. Важным понятием в необихевиористской традиции является понятие «подкрепление» .

Вместо предложения стимула, вызывающего определенную реакцию, экспериментатор, наблюдая за животным, ждет случайного проявления реакции в интересующем его направлении. Ее проявление сразу же подкрепляется.

Такие же результаты были использованы и в экспериментах с человеческим поведением. Подкрепление приводит к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях.

Позитивные подкрепления фиксируются как стимулы, которые усиливают реакции. Эти опыты имели большое значение в последующих прикладных исследованиях. Формы подкреплений могут варьироваться от пищи и воды до элементов социального взаимодействия (например, одобрения словом).

В теории социального «научения» ключевым понятием является ожидание —субъективная вероятность, с которой (по мнению человека) подкрепление будет иметь место как следствие определенного поведения в конкретной ситуации.

Ценность подкрепления будет определяться степенью предпочтения таких «подкрепителей», как признание, независимость, комфорт, безопасность. Ожидание и ценность подкрепления взаимосвязаны в данной системе: труднодоступная цель имеет большую ценность.

Гуманистическая психология

Направление «гуманистическая психология» представлено многочисленными школами и течениями, хотя основные общие принципы сформулированы Абрахамом Маслоу (1908—1970гг.):

•       личность уникальна, неповторима, системна, и изучать ее нужно в комплексе, а не только в отдельных проявлениях;

•       исследования животных непригодны для понимания человека;

•       на поведение человека его внутренний мир влияет сильнее, чем внешний, поэтому и заслуживает не меньшего внимания;

•       человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а агрессия, насилие проявляются под воздействием внешней среды;

•       наиболее универсальная человеческая характеристика— креативность (потребность творчества), которая также может утеряться под воздействием среды.

•       Факторами развития А.Маслоу считал потребности, направленные, в конечном счете, на самореализацию (пирамида Маслоу ), реализацию своего потенциала.

Формы самореализации могут быть различными: художественное творчество, общение, труд, любовь и т.д. Человек, достигший уровня самоактуализации (по А.Маслоу), не отягощен мелкими страстями и пороками, имеет высокую самооценку, легко принимает других, природу, не зависит от условностей, прост, обладает чувством юмора, добр, склонен к переживанию вдохновения.

Карл Роджерс — основатель «понимающей психологии» — считал, что человек— не марионетка своего подсознания или окружающей среды, а субъект, который стремится стать самим собой в любых условиях.

Истинная самооценка находится внутри самого человека, но социальные нормы и правила ее искажают. Разрыв между самооценкой и оценкой окружающих может привести к искаженному восприятию реальности.

Эрик Берн — американский психотерапевт и психолог— создал «трансактный анализ» на основе развития им психоаналитических идей. Важнейшей частью такого анализа является выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками.

«Структурный анализ» состоянийЯ данного индивида:

1) «Родитель»;

2) «Взрослый»;

3) «Ребенок».

В различных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц общения). Важнейшим видом такой структуры является также «игра».

Гюстав Лебон (французский психолог XIXв.) первым выдвигает идею, что психология — наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов. Работа «Психология народов и масс» рассказывает об образовании и развитии исторических рас, о роли великих людей и идей, о том, как умирают цивилизации. Также работа посвящена изучению психологии толпы, влиянию на нее идей, чувств и верований, способам воздействия на толпу.

Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением труды знаменитого ученого-энциклопедиста углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, А. Гитлер, Б. Муссолини).

Л.С. Выготский — выдающийся отечественный психолог— разрабатывал, исследовал учение об эволюции психических функций в процессе освоения индивидом культурных, исторических, экзистенциальных ценностей в контексте коммуникаций. Создана культурно-историческая концепция эволюции высших психических функций индивида.

А.Н. Леонтьев — известный отечественный психолог— автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии. Это система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы (трудовая коллективная деятельность, структура деятельности, структура сознания, мотивационно-смысловая сфера личности).

Психологический аспект в теории научной организации труда Ф. Тейлора

Первая школа теории управления, так называемая научная организация труда (НОТ), включавшая в себя и некоторые элементы психологии, была создана американским инженером, а впоследствии предпринимателем Фредериком Тейлором (1856—1915). Тейлор прошел все ступени административной лестницы — от мастера до директора одного из крупнейших металлургических заводов США (г. Бетлхем).

Накопленный им богатый опыт управленческой деятельности позволил ему сделать вывод, что трудно найти рабочего, который не затратил бы значительного количества времени на измышление способов, как замедлить работу и все-таки сохранить вид, будто он работает нормально.

Эти наблюдения привели его к выводу о необходимости создания такой системы управления, которая принудила бы рабочих трудиться с максимальной производительностью. Основные принципы его системы НОТ:

•       необходимо тщательно проанализировать все содержание трудового процесса вплоть до мелочей, установить целесообразность каждого его элемента и на этой основе устранить все бесполезные действия. Основными инструментами для решения этой задачи должны стать хронометраж и фотосъемка;

•       с учетом результатов этого анализа должно быть наиболее целесообразно устроено рабочее место, организована подача материалов, созданы необходимые приспособления и инструменты;

•      в качестве основного метода стимулирования труда должна использоваться система премий и штрафов, но вместе с тем должны быть использованы и моральные факторы в виде налаживания доверительных, теплых отношений между мастером и рабочим. Тейлор утверждал, что никакую благотворительность рабочий не ценит так, как мелкие проявления личного доброжелательства и симпатии, устанавливающие дружелюбное чувство между ним и начальником;

•      необходимо ясно осознать существенное отличие управленческой деятельности от исполнительской как особой формы умственного труда, к которой предъявляется целая совокупность повышенных психологических требований. Хороший мастер, по мнению Тейлора, должен обладать следующими качествами:

1)   ум;

2)   образование;

3)   опыт;

4)   такт;

5)   энергия;

6)   сообразительность;

7)   честность;

8)   здравый смысл;

9)   здоровье.

Он подчеркивал, что найти человека, обладающего хотя бы пятью из указанных качеств, уже очень трудно, а шестью, семью или восемью — почти невозможно. Но если вдруг находится человек, обладающий всеми указанными девятью качествами, то его лучше сразу назначить директором завода, а не мастером.

Значение теории НОТ состояло прежде всего в том, что ее практическое применение привело к резкому росту производительности труда — иногда в три — четыре раза. Кроме того, она положила начало «интеллектуальной революции» в производстве, выделив в качестве особой профессии управленческий труд и обосновав его решающую роль в обеспечении эффективности производства.

Психологическая сторона административной (бюрократической) школы управления

Дальнейшему развитию теории управления и ее психологической составляющей способствовали труды выдающегося немецкого социолога и экономиста Макса Вебера (1864—1920) и французского экономиста и предпринимателя Анри Файоля (1841-1925). Основанная ими школа управления получила название бюрократической или административной. Их заслуга состояла в следующем:

•       впервые была описана управленческая деятельность как система, включающая в себя этапы и функции;

•       был дан анализ основных функций управления, выделены в качестве важнейший четыре основные задачи: планирование, организация, стимулирование и контроль.

Тем самым Вебер и Файоль определили переход в развитии теории управления от поиска резервов в сфере индивидуальной исполнительской деятельности к их поиску в самой управленческой деятельности путем улучшения ее качества. Однако для этих ученых, особенно для Макса Вебера, характерна недооценка использования психологических факторов в управленческой деятельности. По его мнению, «Межличностные отношения в организации могут быть дозволенными, если они не мешают производству».

Пытаясь построить идеальную модель организации, М. Вебер выделял следующие ее признаки:

•       четкое разделение труда, при котором каждая разновидность трудовой деятельности обеспечивается высококвалифицированными специалистами в узкой области;

•       жесткая субординация, подчинение младших по должности, заслугам или званию (Старшим, строгая служебная дисциплина;

•       неукоснительное соблюдение членами организации стандартов, правил, должностных инструкций, выполнение установленных обязанностей;

•       подбор кадров исключительно на основе квалификационных требований, установленных для каждой должности.

Получив довольно широкое распространение в Германии, а также и в России, эта система скоро обнаружила свои существенные недостатки:

•       абсолютизация значения инструкций, норм, правил, формальных процедур, стандартов;

•       низкая степень реагирования на изменения внешней среды;

•       противодействие инновациям, слабая способность к самосовершенствованию;

•       замедленные темпы движения информации.

В мемуарах канцлера Германии Бисмарка описывается случай, весьма ярко характеризующий именно такую систему управления. Будучи военным атташе в России, Бисмарк однажды прогуливался с Николаем Iпо Летнему саду в Петербурге. На одной из лужаек стоял часовой. «Что охраняешь? — спросил царь. «Не могу знать», — отвечал солдат. Стали выяснять. Никто не мог точно ответить. Наконец, после долгих расспросов удалось выяснить, что около 100 лет тому назад по этому же саду ранней весной гуляла императрица Екатерина и заметила на лужайке первые подснежники. Будучи сентиментальной, она приказала поставить на лужайке часового, чтобы тот оберегал подснежники от мальчишек. С тех пор этот приказ неукоснительно выполнялся.

Таких «часовых» бюрократическая система управления порождала в массовом масштабе.

В связи с обнаружением серьезных недостатков бюрократической системы она стала со второй половины XXв. объектом острой критики со стороны ряда экономистов в этом особенно преуспели английские экономисты С. Паркинсон и А. Блох, сформулировавшие ряд «законов», содержавших в себе, несмотря на их шутливую форму, немалую долю истины о действительных пороках бюрократической системы. Вот некоторые из этих «законов»:

Следствие Джонсона. Никто не знает в действительности, что происходит в пределах данной организации.

Принцип Питера. В любой иерархической системе каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности.

Следствия.

1.  С течением времени каждая должность будет занята служащим, который некомпетентен в выполнении своих обязанностей.

2.  Работа выполняется теми служащими, которые еще не достигли своего уровня некомпетентности.

Преобразование Питера. Внутренняя согласованность ценится выше эффективной работы.

Наблюдение Питера. Сверхкомпетентность более нежелательна, чем некомпетентность.

Закон заменяемости Питера. Проявляйте заботу о мухах, а слоны сами о себе позаботятся.

Плацебо Питера. Унция репутации стоит фунта работы.

Аксиома Вэйля. В любой организации работа тяготеет к самому низкому уровню иерархии.

Закон Имхоффа, Всякая бюрократическая организация похожа на отстойник: самые крупные куски всегда стремятся подняться наверх.

Третий закон Паркинсона. Расширение означает усложнение, а усложнение — разложение.

Четвертый закон Паркинсона. Число людей в рабочей группе имеет тенденцию возрастать независимо от объема работы, которую надо выполнить.

Пятый закон Паркинсона. Если есть способ отложить принятие важного решения, настоящий бюрократ всегда им воспользуется.

Еще более ощутимый удар по догмам бюрократической системы был нанесен сформировавшейся к середине прошлого века новой концепцией управления, получивший название теории человеческих отношений.

Теория человеческих отношений

Недостатки бюрократического направления попыталась преодолеть еще одна школа в теории менеджмента, получившая название психотехники, а позднее — теории человеческих отношений.

Ее предпосылкой стал накопившийся к началу XXв. в области физиологии и психологии запас экспериментальных данных, которые находили применение в разных сферах производства, образования, здравоохранения.

Так, наблюдения, свидетельствующие о различном влиянии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора трудовой активности рабочих. На этой основе сначала в Германии, а затем и в России возникла особая прикладная область психологии — психотехника.

Ее наиболее известным представителем стал немецкий психолог Г. Мюнстенберг (1863—1916), занимавшийся исследованиями в области профессионального отбора, теории управления, психогигиены, разработками системы профессионального тестирования. Его многосторонние интересы были обобщены в первой монографии по психологии труда «Основы психотехники» (1914). Исследования Мюнстенберга впервые выявили широкие возможности практического приложения психологической науки к обеспечению трудового процесса. Психотехника стала стремительно развиваться сначала в Германии, а затем в США и России.

Наиболее известным ее представителем стал американский социолог и психолог Джордж Мейо (1880-1949). Особую известность получил проведенный им в течение пяти лет (с 1927 по 1932 г.) так называемый Хоторнский эксперимент на предприятии «Вестерн электрик компании, расположенном в г. Хоторн близ Чикаго. С помощью системы хорошо продуманных экспериментов он доказал, что при умелом использовании даже, на первый взгляд, незначительных психологических факторов (цвет стен в производственных цехах, освещение, музыкальное сопровождение трудового процесса и т.п.) производительность труда может возрастать даже при одновременном снижении уровня заработной платы. Но особую роль может сыграть вовлечение рабочих в процесс принятия решений.

Д. Мейо впервые показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил теорию социального менеджмента, которую стали называть теорией человеческих отношений.

Основные положения теории человеческих отношений:

•       важными факторами повышения трудовой активности являются не только организационно-технические, но и такие психологические факторы, как мысли, чувства, настроения работников, степень удовлетворения их разнообразных потребностей;

•       в формировании этих психологических факторов велика роль не только рациональных мыслей и чувств, так или иначе осознаваемых человеком, но и психологических явлений иного рода, относящихся к сфере подсознания, к области глубинных, иррациональных уровней человеческой психики, к сфере инстинктов и смутных влечений; их также следует учитывать в управленческой деятельности;

•       как сознание, так и подсознание человека являются продуктом не только его собственной, индивидуальной психики, но и его взаимодействия с другими людьми, влияния групповой, корпоративной психологии, морально-психологической атмосферы, существующей в данной рабочей группе, организации.

Во второй половине XXв. внимание исследователей все более концентрируется на изучении поведения работника в системе организации. На этой основе формируется особое направление прикладной психологии, получившее название организационной психологии, исследующей принципы построения и управления трудовой организацией, модели поведения работника в различных организационных структурах.