Политическая жизнь и политическая власть

Политическая жизнь общества – это исторически обусловленный и социально-закономерный способ устройства социума, связанный с системой непосредственных и опосредованных отношений господства (подчинения) в рамках совокупной деятельности индивидов, социальных слоев и институтов. В рамках этой деятельности происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти.

Политическая наука в СССР и в Российской Федерации

В Советском Союзе политическому знанию уделялось серьезное внимание. Правда делалось это в традициях жесткой привязки политики к экономике, исходя из известного ленинского постулата, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Отсюда и соответствующая дисциплина – политэкономия. Особое внимание также уделялось такой важной части политологического знания, как идеологии. Правда, изучение это сводилось к тщательному конспектированию «классиков», т.е. работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с целью представить марксизм-ленинизм как вершину политической мысли.

Политическая мысль в Российской империи

Идеологом петровской эпохи стал Феофан Прокопович (1681-1737), который отстаивал принцип абсолютной монархии, крайнего авторитаризма. Он первым в истории русской политической мысли поставил вопрос о происхождении государства. В соответствии с идеями европейских мыслителей он считал, что появление государства явилось стремлением людей выйти из естественного состояния, основанного на беззаконии и взаимной неприязни.

Еще одним идеологом петровской эпохи стал В. Н. Татищев (1686-1750) – автор «История российской» и других фундаментальных трудов.

Политическая мысль в Киевской Руси и Московском государстве

На стадии зарождения политическая мысль в России развивалась в патриархальном русле, а власть рассматривалась как, безусловно, праведная и справедливая.

Первым политическим трактом в истории древнерусского государства было «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.).

Серьезным достижением политологии в начале XX в. стала разработка теории элит.

Итальянский мыслитель Г. Моска (1858-1941) доказал, что власть во все времена находилась и сейчас находится в руках меньшинства. При этом существуют две тенденции: аристократическая – власть находится у замкнутых элит (палата пэров в Англии) и демократическая – массы сами рекрутируют своих представителей в элиту. Но есть еще и контрэлита, всегда готовая с помощью народа захватить власть.

Политическая мысль в Новое время

В общественно-политической мысли Нового времени со времен Английской буржуазной революции 1640 г. выделяются три направления: либерализм, радикализм и консерватизм. Родоначальниками либерального направления принято считать Т. Гоббса и Дж. Локка. Крупным событием в общественной мысли Нового времени стало появление теории общественного договора.

Политическая мысль

В средние века политическая мысль была пронизана теоцентризмом – учению, согласно которому все определяет не природа, а Бог. Он сотворил мир, продолжает его сохранять каждый миг. Преобладает теологические видение основ власти. Власть – божий промысел, она от Бога, она способ заботы обо всех. Мыслители той эпохи активно использовали понятия «господство и право», «борьба и справедливость».

Политическая мысль

Среди наследия политической мысли Востока первенствуют политические учения китайских мыслителей. Во многих трудах ученых Древнего Китая знание, мораль и политика рассматриваются в диалектическом единстве. В учении Конфуция (551-479 гг. до н.э.) значительное внимание уделяется знаниям, а еще большее – нравственности. Конфуций был убежден, что «благородный муж» должен обладать любовью к людям, чувствам долга и справедливости, стремиться к знаниям, быть уступчивым, мягким, почитать старших. Благо народа – основной пункт политической доктрины Конфуция. Социально-политическая иерархия Конфуция строится на принципе неравенства людей, предусматривающим подчинение простого народа, полностью отстраненного от участия в управлении государством.