Термин «политическая культура» ввел в научный оборот  философ – просветитель И. Гердер в XVIII в. В настоящее время существует множество трактовок политической культуры. В формирование этого понятия свой вклад наряду с политологами внесли социологи и антропологи.

Одному из них – американскому ученому Л. Паю принадлежит определение политической культуры как суммы фундаментальных ценностей, чувств и знаний, которые придают форму и содержание политическому процессу. Большинство политологов склонны считать это определение классическим.

С одной стороны политическую культуру можно рассматривать как что-то личное, индивидуальное, т.е. можно говорить о политической культуре конкретной личности, объединяющей в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность гражданина, его представление о том, как устроена политика, его отношение к ней. Интересные данные на этот счет приводят специалисты из Левада-центр, согласно которым 52 % россиян считают политику «скучным делом». С другой стороны политическая культура может рассматриваться как коллективное начало, как часть общечеловеческой духовной культуры, которая включает в себя те элементы, которые тесно связаны с политикой. Как промежуточный вариант политическая культура рассматривается как совокупность стереотипов политического сознания и поведения той или иной социальной группы. Также можно рассматривать политическую культуру как материализацию политических знаний, ценностных ориентаций в исторически определенной системе политических отношений.

В середине XX в. понятие «политическая культура» стало рассматриваться как концепция, более или менее очерчивающая определенную сферу политической жизни и ее параметры. Смысл этой концепции состоит в том, что политический процесс при всех присущих ему случайностях, многовариантности и альтернативности возникающих ситуаций имеет внутренние закономерности, которые не выводятся напрямую из экономики или психологии, а относятся к специфической области общественно-политической жизни, принадлежащей одновременно к сферам политики и культуры. В совокупности эти закономерности и формируют «политическую культуру».

Обращение к проблематике политических культур стало важным проявлением переосмысления фундаментальных для европейской цивилизации Нового времени ценностей и представлений о рациональной природе человека, его разуме. Более того, оно открыло возможности интерпретировать то или иное политическое поведение человека.

Первым – по времени – импульсом к появлению концепции политической культуры стали дискуссии относительно причин краха в Германии режима Веймарской республики и прихода к власти национал-социалистической партии. В рамках сложившихся к тому времени в европейской политической науке подходов трудно было объяснить «неожиданный» поворот истории – победу А. Гитлера и его сторонников. Почему в стране, являющейся одной из колыбелей европейской цивилизации, в стране с высочайшим уровнем образования, которой вроде бы было уготовано светлое демократическое будущее, пришли к власти нацисты? В центре внимания исследователей оказались вопросы и темы об иррациональном поведении людей, о роли субъективного в политике и т.д.

Вторым импульсом стала непростая ситуация в афро-азиатском регионе, поставившая перед исследователями вопрос, почему здесь во-первых, не приживаются западные политические модели; во-вторых, если и приживаются, то лишь по форме, по существу же они наполняются принципиально иным содержанием и при этом не возникают стабильные политические режимы.

В 1960-1980-х гг. в западноевропейской политической науке было немало авторов, пытавшихся как критиковать теорию политической культуры, так и развивать ее. Всплеск интереса к этой теме произошел в странах Варшавского договора после падения «железного занавеса». Однако принципиально новая методология и категориальный аппарат так и не были разработаны.

Функции политической культуры:

  • социализации– обеспечивает усвоение подрастающим поколениям политических норм и ценностей, а, следовательно, сохраняет целостность общества во времени;
  • ориентирования– вырабатывает у человека стремление к осмыслению политических реалий;
  • идентификации– способствует тому, что человек осознает свою групповую принадлежность, которая предполагает осознание своих интересов и того, что является выгодным и полезным, так и осознание форм участия в политической жизни;
  • приспособления– помогает человеку приспособиться к политической жизни;
  • объединения– создает условия для сосуществования различных политических сил и взаимопонимания между ними.

Характерные черты политической культуры:

  • «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей.
  • обеспечение целостности и интеграция политической сферы через присущие политической культуре принципы политического поведения.
  • координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом.

В структуру политической культуры входят следующие элементы:

  • Познавательный: политические знания, политическая образованность и способы политического мышления.
  • Нравственно-оценочный: политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения.
  • Поведенческий: политические установки, типы, формы, стили, нормы политического поведения.

Интересный факт

По данным социологического опроса, проведенного специалистами МГУ на вопрос «Как бы Вы определили свои политические предпочтения?» респонденты ответили следующим образом: на вербальном уровне почти треть респондентов (32 %) идентифицируют себя демократами, 19 % аполитичны, 17 % назвали себя либералами, 9 % – консерваторами, 8 % – социалистами, 8 % – коммунистами, 5 % – радикалами, 2 % – анархистами16.