Либерализм – учение и общественно–политическое течение, провозглашающее приоритет свободы личности и других гражданских и политических прав индивида наряду с ограничением сфер деятельности государства.

Либералом на сегодняшний день называют человека, который считает, что государство должно минимально вмешиваться в жизнь людей.

Обосновывают либералы такую позицию ссылкой на классическую модель рыночной экономики, предложенную Адамом Смитом. В которой весь прогресс человечества достигается за счет конкуренции.

Действительно, либерализм как идейное течение зародился в Англии в середине XVII в. Основоположники либерализма – английские просветители Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит. Последний считал, что государство должно свести к минимуму контроль над обществом и, прежде всего за его экономической сферой. Государство должно ограничиться защитой частной собственности, – полагал философ.

Основные идеи и принципы либерализма:

  • Приоритет имеет отдельный индивид, а не общество с его институтами.
  • Отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны, а связь и сходство между ними условны и вторичны.
  • Человек индивидуально свободен и несет ответственность перед самим собой.
  • Без частной собственности невозможна личная собственность.
  • Государство имеет лишь незначительные экономические и социальные функции.

«Либерализм… проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства, он добровольно делит с меньшинствами: это самый благородный жест, когда-либо выданный в истории», – писал с воодушевлением Х. Х. Ортега-и-Гассет. Но так ли это? В целом либерализм с самого начала стремился к признанию идеалов индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение индивидуальности человеческой личности, осознание ответственности отдельного гражданина перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем естественном праве на самореализацию и саморазвитие.

Индивидуализм – концепция, рассматривающая отдельного гражданина как основное движущее начало в обществе. Он развивался параллельно с гуманизмом, идеями самоценности человека и его свободы, плюрализма мнений и убеждений. Если для Аристотеля «самодостаточная ценность» – полис, то для Дж. Локка – «хозяин своей собственной персоны» – отдельный индивид. Дж. С. Милль сформулировал эту мысль в виде аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправляющаяся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы собственной нравственности и поведения.

Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с частной собственностью, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции и предпринимательства. Как бы то ни было, но для либерализма характерно критическое отношение к государству. Функции его сведены к обязанностям «ночного сторожа». Оно наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими охрану правопорядка и защиту государства от внешней угрозы. «Свобода людей зависит от молчания законов», – ясно высказался на этот счет Т. Гоббс. Наиболее полно идеи классического либерализма были материализованы в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего в США. Индивидуальность и опора на собственные силы, свобода конкуренции, идеалы прав и свобод человека – основные установки американского «образа жизни».

Во второй половине XX в. на арену политической мысли выходит неолиберализм. Его появление связано с именами Р. Даля, Ч. Линдблюма, Д. Эшера, Ф. Хайека. Важнейшим критерием функционирования политической системы они провозглашали справедливость, а государства – ориентацию на моральные принципы и ценности. В связи с этим государство не вправе оставаться в стороне от экономической жизни общества, но это вмешательство должно быть ограниченным.

Формула неолиберализма звучит следующим образом: «государство обязано оградить личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной экономики». Эта идеология нашла свою материализацию в политике «нового курса» президента США Ф. Д. Рузвельта: ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу слабо защищенных слоев общества.

Консерватизм – идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальном характере, религии, собственности.

Консерваторы – это те, кто пытается поддержать «статус-кво» – сложившийся порядок вещей в обществе. Одни из них выступают за осторожные перемены в обществе, другие ратуют за возврат в историческое прошлое и тогда консерваторы эволюционируют в «махровых реакционеров».

Серьезный вклад в разработку идеологии консерватизма внесли Э. Берк, Л. де Бональд, Ж. Де Местр. Впервые о консерватизме заговорили после публикации в 1790 г. знаменитого эссе философа Э. Берка «Размышления о Французской революции». Сам термин «консерватизм» вошел в научный и политический оборот после основания Ф. Шатобрианом в 1815 г. журнала «Консерватор».

Основные идеи и принципы консерватизма:

  • Общество – система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историческое прошлое. Ему изначально присуще социальное неравенство и политическая конкуренция.
  • Существующий политический институт предпочтительнее любой самой привлекательной теоретической схемы.
  • Ориентация на государственный авторитет.
  • Пессимизм в оценке человеческого разума, скептицизм в отношении его способностей.
  • Частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка.
  • Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.
  • Отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь.

Модернизированным вариантом консерватизма стал неоконсерватизм, сочетающий идеи классического консерватизма и либерализма. В разработке этой идеологии приняли участие Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл. Материализацию неоконсерватизма связывают с приходом к власти «правых» в ряде стран в США – республиканцев во главе с Р. Рейганом, в Великобритании – консерваторов с М. Тэтчер, в ФРГ – партии ХДС/ХСС с Г. Колем.

Неоконсерваторы выступили против чрезмерного налогового обложения крупного капитала. Понимая, что большие госрасходы не дают динамично развиваться экономике, они отстаивали тезис, что превращение государства в «дойную корову» развращает человека. По их мнению, современное государство должно создавать равенство возможностей, а не равенство результатов. Таким образом, в идеологии неоконсерватизма сочетаются традиционные ценности доиндустриальной эпохи – семья, религия, мораль, недоверие к различным формам демократии с ценностями буржуазных общественных отношений – индивидуализмом, свободой рыночных механизмов.

Социальная несправедливость породила еще одну мировую идеологию – социализм. Формирование этой идеологии связано с именами Ж.Ж. Руссо, Д. Уинстенли, Г. Бабефа, Т. Мора, Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Они первыми выдвинули идеи о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство. Этих мыслителей также объединяло отрицание частной собственности и вера в светлое будущее – социализм (коммунизм). В дальнейшем теория построения коммунистического общества была разработана в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Последователь их учения В. И. Ленин разработал теорию слома буржуазной государственной машины, выдвинул тезисы о диктатуре пролетариата, о победе социализма в одной отдельно взятой стране и т.д. В 1920-1930-е гг. И. В. Сталин говорил уже об усилении классовой борьбы в социалистическом обществе. На практике это вылилось в раскулачивание, подавление всякого инакомыслия, проведение репрессий, физическую ликвидацию политических противников.

Однако уже в конце XIX в. некоторые позиции К. Маркса были подвергнуты пересмотру со стороны некоторых его последователей, в первую очередь К. Каутским и Э. Бернштейном. В историю они вошли под названием ревизионисты (в российском варианте – экономисты). Они также выступали за создание социалистического общества. Однако, объявив себя сторонниками эволюционного пути, они отказались от революционных методов борьбы. Впоследствии именно ревизионисты положили начало социал-демократической идеологии, которая отрицает любую диктатуру как форму политической власти, ориентирует на социальную защиту малоимущих, отдает приоритет мирным, демократическим средствам при достижении целей, заявляет о своей приверженности парламентаризму.

В 1917 г. в России к власти пришли большевики – в мире появилось первое социалистическое государство. После Второй мировой войны возникла система социалистических стран. Социализм строили не только в Восточной Европе, но и в Африке, Азии и даже в Новом Свете (Куба).

Во второй половине 1980-х гг. вследствие падения коммунистических режимов в СССР и Восточной Европе началось ослабление позиций социализма в мире. Произошел распад мировой социалистической системы. М. К. Мамардашвили даже назвал социализм «криминальной теорией, созидающей криминальное общество, подменяющий жизнь нежизнью, общество необществом». По-видимому, популярный философ погорячился, так как уже в конце 1990-х гг. в Восточной Европе наметилась тенденция возвращения прежних коммунистов к власти, но уже под знаменем социал-демократии. Неслучайно профессор К. С. Гаджиев заметил на этот счет, что дискредитация ленинского мифа, несомненно, лишает всякой актуальности и перспективы миф о социалистической революции и обществе, основанном на принципах всеобщего социального равенства. Несомненно, и то, что этот крах вовсе не есть свидетельство совершенства западного пути общественно-исторического развития и западной модели общественного устройства.

Отметим и другой интересный факт: неприязненные отношения между современными российскими партиями левого, коммунистического толка. Порой корень противоречий – идеологические разногласия (обвинения лидера КПРФ Г. А. Зюганова в предательстве коммунистической идеи, признании частной собственности и многое другое).

К влиятельным идеологиям относится также и фашизм (ит. fascio – пучок, связка, объединение). Так случилось, что понятию, которое первоначально не имело никакого политического содержания и уж, во всяком случае, казалось предопределенным нести смысловую нагрузку только в итальянском контексте, стало одним из самых значащих в политическом лексиконе. Согласно устаревшему определению из Большой советской энциклопедии, фашизм – это «наиболее реакционное политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы самых агрессивных кругов империалистической буржуазии; открыто террористическая диктатура монополистического капитала». Отметим, что современная политическая наука до сих пор не может дать точное определение этому политическому феномену. И все же большинство российских политологов называют фашизм экстремистской идеологией, приверженцы которой стремятся к установлению политических режимов, отличающихся крайним этатизмом и национализмом.

Одной из разновидностей фашизма является национал-социализм. Основные принципы этой идеологии заложены в работах А. Гитлера «Моя борьба» и А. Розенберга «Миф двадцатого столетия». В основе германского фашизма также лежали расовые теории А. Гобино и некоторые работы Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Вседозволенность арийской расы, злейшими врагами которой представлялись цыгане и евреи, стала краеугольным камнем национал – социализма. Заметим, что это был не «бытовой», а именно «научный» расизм, научный в том смысле, как он понимался в то время. Чрезвычайно важно знать, что А. Гитлер свято верил в расовую теорию как открывшую самые сокровенные тайны мироздания и считал национал-социализм основанным на этом учении и его «истине». А согласно расовой теории считалось, что наибольшим интеллектом и творческим потенциалом обладают чистые представители той или иной расы, в особенности арийской (нордической). Напротив, смешивание рас ведет к утрате потенциала.

Когда историки и политологи говорят о преступлениях фашизма против человечества, то обычно имеют в виду деяния немецких национал-социалистов. Между тем различия между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом не менее серьезны и основательны, чем общее между ними. Третий рейх недостаточно описывать в терминах «реакция против прогресса» или «ретроградность против модернизации». Классовый анализ также недостаточен для понимания нацистского режима, его идеологии и политики, а также отношения немцев к нему.

Идеология национал-социализма опиралась также на некоторые выводы геополитики. Германские фашисты требовали «лебенсраум» – жизненного пространства для арийской расы. Широко была поставлена антикапиталистическая пропаганда: нацисты отрицали так называемое «процентное рабство». Исходя из своего названия, НСДАП позиционировалась как  партия, стоящая на страже интересов рабочих. Министр культуры и пропаганды «третьего рейха» Й. Геббельс вещал, что партия должна отстаивать интересы рабочих в целом и профсоюзов в частности. Он пытался убедить А. Гитлера в том, что главное отличие большевиков от нацистов – интернационализм.

Несмотря на то, что по германскому фашизму опубликованы тысячи работ, он еще до конца не изучен. Некоторые политологи считают, что фашистские режимы существовали также в Испании (Ф. Франко), Португалии (А. Салазар), Аргентине (Х. Перон) Чили (А. Пиночет), Греции (режим черных полковников).

Сфера политической идеологии является одной из областей взаимодействия политики с религией. Это взаимодействие находит место в самых крайних с точки зрения отношения к религии политических режимах. Можно обнаружить признаки религиозной идеологии в коммунистических государствах советского образца, в теократических государствах. Но лучше всего связь политики с религиозной идеологией проследить на примере исламского фундаментализма – идеологии, которая обосновывает право на власть для мусульманской общины (уммы), требуя от верующих возращения к основам ислама, к его фундаменту, заложенному пророком Мухаммедом.

Ислам (т.е. «покорный») – одна из трех мировых религий, причем та из них, в которой монотеизм доведен до предела. Количество мусульман в мире по разным источникам колеблется от 1,2 до 1,5 млрд. Самое главное – в прошедшем столетии каждые 23 года численность их увеличивается в два раза. Рост численности мусульман наблюдается не только в странах Востока – на родине ислама, но и в Европе. Есть данные, что уже к 2015 г. численность мусульман здесь удвоится. Причина тому высокая рождаемость в мусульманских семьях и массовая иммиграции из Северной Африки и Ближнего Востока. Более того, тысячи коренных европейцев принимают ислам, стремясь к заветам пророка. По некоторым данным 300 тыс. коренных французов приняли ислам, в Германии мусульманами стали уже более 100 тыс. коренных граждан, в Италии – около 50 тыс., в Великобритании и Испании – 10 тысяч. В Бельгии, Нидерландах и Швеции счет «коренным» мусульманам тоже идет на тысячи. В целом по Европе неофитов насчитывается уже сотни тысяч. В чем же привлекательность ислама как религии, а исламского фундаментализма как идеологии?

Итак, ислам – это мировая религия, появившаяся на Аравийском полуострове в VII в. Его основателем по праву считается выходец из арабского племени курейшитов Мухаммед – реальное историческое лицо, существование которого не ставится под сомнение ни одним серьезным исследователем. Более того, среди советских востоковедов существовал в свое время проект включения биографии Мухаммеда в известную серию «Жизнь замечательных людей». Правда, проект этот не нашел одобрения, столкнувшись с привычными для того времени трудностями.

В настоящее время каждый мусульманин имеет пять обязанностей или пять столпов ислама:

  1. 1. Исповедание веры – нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его. Ислам – монотеистическая религия, и монотеизм доведен в нем до предела.
  2. 2. Молитва – каждый мусульманин обязан совершать «намаз», т.е. молиться пять раз в день. И это минимум, ибо в легендах говорится, что Аллах приказал молиться 50 раз и тот, кто не молится, тот неверный. Молитва эта состоит из нескольких элементов, включает в себя касание носом земли, представляя собой требующее изрядных физических усилий упражнение. Есть и каноническая молитва – она осуществляется в мечети под руководством священника – имама. Молиться надо чистым, повернувшись лицом к Мекке – священному для мусульман городу.
  3. 3. Пост – проходит в рамадан (рамазан) – девятый месяц мусульманского (лунного) календаря. Во время поста пить, принимать пищу, вдыхать запахи, вступать в интимные отношения можно только ночью.
  4. 4. Узаконенная милостыня – каждый мусульманин платит «зякят» – налог на имущество и доходы, который идет на нужды общины и распределяется среди бедных и неимущих. Платит зякят глава семьи. Разновидность зякята – «закят аль-фитр» (закят-милостыня), который начисляется с каждого взрослого члена семьи в день окончания рамадана и предназначается для раздачи милостыни в дни празднования окончания рамадана. Оба налога являются добровольными и взимаются только с имущих и составляют обычно 2,5 % годового дохода.
  5. 5. Паломничество – необходимо совершить путешествие (хадж) в Мекку. Не возбраняется послать вместо себя заместителей.

Отличительная черта ислама в том, что он не только религия. Это своя система права, собственная концепция верховной власти (вопреки европейскому демократическому принципу разделения властей ислам требует сосредоточения духовной и светской власти в одних руках), своя этика и эстетика. Ислам – особая религия, детально регламентирующая жизнь человека. Она пропитывает все стороны его жизни, вплоть до интимных, и тем самым придает любому будничному и повседневному поступку «высший» религиозный смысл. И это предает ему больше веса. Иными словами, ислам – есть повседневность. Так, мусульманин может иметь одновременно четыре жены (при условии, если он их всех в состоянии обеспечивать), общее количество жен не ограничено. Прелюбодеяние в исламе жестоко наказывается: нарушившую нравственные нормы женщину побивают камнями.

Таким образом, ислам предлагает третий путь развития, так как ислам – не только религия, но и мораль, гражданское, уголовное, административное право. Это особая этика и эстетика. Важно обратить внимание на следующее. Согласно мусульманскому вероучению вся земля делится на дар-эль-харб (земля войны) и дар-эль-ислам (земля ислама, на которой установлено исламское правление), и задача каждого правоверного – превратить все земли в дар-эль-ислам. Ради достижения этой цели радикалы из мусульманского мира регулярно призывают своих «братьев» на священную войну – джихад (у мусульман Средней Азии – газават), что является одним из вызовов современности. Например, джихад был объявлен министром иностранных дел Ливии Мусой Ибрагимом против Запада в качестве ответной меры на бомбежки НАТО.

Эгалитаристская сущность ислама проявляется в равенстве мусульман – членов уммы (мусульманской общины), но это равенство не распространяется на «неверных». Ислам предполагает множество запретов. Правоверному мусульманину нельзя пить вино, участвовать в азартных играх, употреблять в пищу свинину (по легенде свинья разрыла могилу пророка Мухаммеда), существует запрет молиться нечистым, изображать Аллаха. Список запретов достаточно обширен.

Парадокс ситуации в том, что ортодоксальный или чистый ислам политические авантюристы пытаются использовать в своих целях. Им также пытаются прикрываться страждущие чужих богатств иноземцы – потомки первых поселившихся в Европе мусульман. Они не желают ни учиться, ни работать, но зато претендуют на жизненные блага, которых добились коренные жители Европы. Говоря о заветах пророка Мухаммеда, они в массе своей имеют превратное представление, как о его жизни, так и в целом об исламе.

В конце 1970-х гг. произошло усиление исламского фактора в мире. В первую очередь это связано с революцией 1979 г. в Иране. Исламскому буму содействовало также крушение мировой социалистической системы. Образовавшийся идеологический вакуум попытался заполнить ислам. Мусульманские государства стали выступать единым фронтом на международной арене. Исламская конференция государств единогласно осудила вторжение советских войск в Афганистан. Все более активную роль в своих странах и на международной арене играют мусульманские партии. Нефтеперерабатывающие исламские страны (Саудовская Аравия, ОАЭ и другие) оказывают им колоссальную материальную поддержку. Таким образом, исламский фундаментализм стал одной из самых мощных и успешных идеологий современности.

Завершая анализ мировых идеологий, следует заметить, что в конце XX –начале XXI вв. среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от приверженности той или идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма. По всей видимости, делается это с целью привлечь на свою сторону пассивных избирателей, не имеющих четких идеологических ориентаций и предпочтений. Однако практика показывает, что этот, казалось бы, легкий путь ведет политические партии в никуда, так как идеологический вакуум в политической жизни в принципе невозможен. Если и возникают времена безвременья, то ненадолго, ибо природа не терпит пустоты.