Одной из наиболее влиятельных форм политического сознания является политическая идеология – духовное оружие в борьбе за власть. Термин ввел в научный оборот в XVIII в. французский ученый Антуан де Тресси. Этим термином он пытался обозначить учение об идеях, понимаемое им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Учение об идеологии должно было стать системой основных принципов для руководства, как в науке, так и в общественной жизни. В связи с этим мыслитель видел в идеологии комплекс знаний о первоосновах морали и нравственности, политики и права. С тех пор в политической науке появились самые разнообразные определения и трактовки идеологии.

Под этим термином понимались:

  • интеллектуальные системы, оформляющие побудительные мотивы человеческого поведения (В. Парето);
  • формы иллюзорного сознания, вызванные противоречиями общественного бытия (К. Маркс);
  • искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей (К. Мангейм);
  • совокупность убеждений, по которым в обществе достигнут консенсус (Т. ван Дейк);
  • проекция классового сознания (Г. Лукач);
  • символическая структура социального действия, продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов легитимации социального воспроизводства и формированием «новой рациональности» (К. Гиртц);
  • некий строительный проект или эскиз, на основе которого конструируется политическая стратегия тех или иных социально-политических сил в лице партий, организаций, объединений, правительства и т.д. (К. С. Гаджиев).

Итак, идеология – определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения. Этого определения политической идеологии в настоящее время придерживается большинство ученых.

Усталость российского общества от тотального диктата коммунистической идеологии привела к тому, что в начале 1990-х гг. в политической жизни страны стало доминирующим представление о том, что государство должно уйти из сферы идеологии. Однако формы, в которых этот процесс осуществлялся, привели к потере обществом политических, социальных, нравственных и культурных устоев. При этом процесс формирования новых основ общества носил по большей части стихийный и неуправляемый со стороны государственной власти характер.

Функции политической идеологии:

  • овладение общественным сознанием;
  • внедрение в общественное сознание собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
  • создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.

Политическая идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения ценностных установок и силовое навязывание этого мировоззрения с помощью социальных институтов. Она стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит.

В политический науке принято выделять три уровня функционирования политической идеологии:

  1. 1. Теоретико-концептуальный – формулируются основные социально-философские положения, раскрывающие ценности и идеалы определенной группы (класса, нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Наличие тех или иных представлений свидетельствует об уровне интеллектуальной рефлексии данной группы, ее способности предложить собственные принципы интерпретации мира политики, создать систематизированную, логически стройную и достоверную картину действительности.
  2. 2. Программно-политический – социально-философские принципы, ценности и идеалы трансформируются в программы, лозунги, требования политической элиты и масс, формируя тем самым нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан.
  3. 3. Актуализированный – политические идеологии воплощаются на практике в делах и поступках. Этот уровень может отличаться довольно широким спектром усвоения людьми идеологических установок: от калейдоскопической смены политических позиций, не затрагивающих убеждения, до восприятия гражданами своих политических симпатий и антипатий как фундаментальных мировоззренческих ориентиров.