В современной политической науке кроме теорий макиавеллистской школы существуют и другие концепции элит. Есть смысл остановиться на наиболее известных.

Ценностные теории. Политологи, разделяющие эти теории, пришли к следующим выводам:

  • Принадлежность к элите определяется наличием у ее представителей выдающихся способностей и показателей в наиболее важных для общества сферах деятельности.
  • Элита относительно сплочена. Фундамент этого сплочения – выполняемые ею руководящие функции. Элита – это сотрудничество лиц, заботящихся, прежде всего об общем благе.
  • Взаимоотношение между элитой и массой – управленческое взаимодействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете управляющих. Ведущая роль элиты – руководство старших, более знающих и компетентных, по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным.
  • Формирование элиты – не столько результат бескомпромиссной борьбы за власть, сколько следствие нормального естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
  • Элитарность – условие эффективного функционирования любого общества. Социальное равенство рассматривается как равенство жизненных шансов, а не как равенство результатов.

Ценностные представления о роли элит в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии.

Теории демократического элитизма. Сторонники этих теорий считают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая активность угрожает стабильности демократии. В рамках этой теории можно встретить немало оригинальных определений демократии:

  • демократия – в лучшем случае форма правления элиты, которая одобряется и поддерживается народом;
  • демократия – это не правление народа, это власть демократической элиты, которая правит «на благо всего общества», с одобрения народа;
  • демократия – это власть народа, но ответственность за выживание демократии лежит на плечах элиты. Это ирония демократии: элиты должны править мудро, чтобы «правление народа» выжило.

Функциональные теории(концепции плюрализма элит). В основе этих теорий лежат следующие постулаты:

  • Политические элиты – элиты функциональные. Квалификационная подготовленность к выполнению функций руководства конкретными общественными процессами – важнейшее качество, определяющее принадлежность к высшему обществу.
  • Элиты не является единой привилегированной и относительно сплоченной группой. В современных демократиях власть распределена между разнообразными социальными группами и политическими институтами.
  • Деление общества на элиту и народные массы относительно, условно, а порой размыто. Отношения между ними носят скорее характер представительства, чем унизительного господства или постоянного управления.
  • В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и активных граждан, которые имеют все возможности для легкого и свободного вхождения в состав элиты. Доступ в правящий слой открывают, прежде всего, высокие личные способности, знания и активность.
  • В демократических государствах элиты выполняют важные общественные и социальные функции, связанные с управлением. Говорить же об их господстве неправомерно и несправедливо.

Надо признать, что функциональные теории несколько идеализируют действительность, приукрашивая отношение народных масс и правящего слоя.

Леволиберальные теории.Сторонники этих теорий исходят из следующих установок:

  • Главный элитообразующий признак – не выдающиеся способности, а обладание командными позициями.
  • Основная функция властвующей элиты в обществе – обеспечение своего рода собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач.
  • Элиты отличает групповая сплоченность. При этом их состав разнообразен, в него включаются не только те, кто принимает важные государственные решения, но и руководители корпораций, государственные служащие и старшие офицеры.
  • Существует глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из социальных низов могут войти в элиту, заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако на практике реальных шансов у них немного.
  • Формирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей и установленных фильтров.

Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, была разработана В. И. Лениным, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие чертытаковы:

  • глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капиталистической формации к коммунизму;
  • всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества («КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи»);
  • происхождение элиты из социальных низов – «кто был никем, тот станет всем».
  • идеологичность – обладание единственно верной идеологией – марксизмом-ленинизмом – определяет передовые качества элиты, что является важной гарантией успешного управления обществом. Все иные идеологии – заблуждения или происки классового врага.

Знаете ли Вы, что

Русский философ Н. А. Бердяев предложил измерять элитарность общества с помощью коэффициента элиты: отношения высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. По его подсчетам коэффициент российской элиты в 1913 г. составлял 6 %. Согласно теории Н. А. Бердяева, если коэффициент элиты составляет менее 1 %, то в обществе наблюдается застой, а в государстве нарастает нестабильность.

Подводя итоги изучению различных концепций элит, существующих в политической мысли, можно сделать ряд важных выводов:

  • элитный слой существует во всех обществах, в каждом из них имеет место разделение на привилегированное властвующее меньшинство и управляемое пассивное большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества;
  • господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, но только в том случае, если она включает в себя наиболее способных к управлению людей, интеллектуальное превосходство которых над основной массой граждан очевидно;
  • политическая элита, безусловно, связана с экономически господствующими слоями;
  • так как те, кто входит в элиту обладают особыми качествами и держат в своих руках нити управления государством, они имеют возможность манипулировать общественным мнением;
  • обязательность сменяемости и обновления состава политических элит в демократическом обществе в ходе избирательного процесса, что заставляет господствующую политическую элиту постоянно заботиться об управляемых;
  • контроль над деятельностью элиты по руководству обществом в демократическом государстве должен принадлежать основному источнику власти – народу.