Посмотрите любую политическую или развлекательную передачу, и вы найдете множество людей, подаваемых под видом элиты. Действительно, различные субъекты политики оказывают неодинаковое воздействие на развитие общества. Отдельные граждане и социальные группы обычно не принимают непосредственного повседневного участия в политической жизни. Более того, ни одно решение, за исключением референдума, не принимается народом. За него эту функцию выполняет особый тип людей, который называют политической элитой.

Слово «элита» (лат. еlectus – лучшее, отборное, избранное) имеет два значения: обладание лучшими качествами – «спортивная элита», «элитная порода» и лучшая часть общества, обладающая выдающимися качествами.

Следует заметить, что в советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Существовали разные интерпретации элиты: «правящий класс», «правящая верхушка», «власть имущие», «правящие круги», «правящий слой».

Ситуация в СССР была уникальна: понятие «элиты» теоретически не существовало, но элитарность имела место. «Официальная идеология утверждала, что в СССР нет эксплуатации человека человеком, следовательно, нет и не может быть господствующего эксплуататорского класса, нет и не может быть элиты. Но это было ложью: при советской власти существовала, выражаясь профессиональным языком, высшая социальная страта, выполнявшая управленческие функции и обладавшая определенными привилегиями, то есть всеми атрибутами элиты, пусть и весьма специфической», – это мнение основоположника российской элитологии профессора А. Г. Ашина12.

Политическая элита– достаточно самостоятельная, внутренне дифференцированная, но относительно интегрированная группа в большей или меньшей степени обладающая качествами лидерства и непосредственно участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Идеи разделения общества на высших и низших появились еще в начале родового строя. Эти идеи получили развитие в трудах Конфуция, Платона, Н. Макиавелли, Ф. Ницше. Тем не менее, понятие «элита» в политическую науку вошло только в начале ХХ в. Первыми авторам теорий элит стали итальянские социологи Г. Моска (1858-1941) и В. Парето (1848-1923) и немецкий политолог Р. Михельс (1876-1936).

Каждый из них независимо друг от друга пришел к выводу, что в любом обществе существует две группы лиц: класс управляющих и класс управляемых. Класс управляющих малочисленный, но он осуществляет все политические функции, монополизирует власть. Класс управляемых – многочисленный, он управляется и регулируется первым, создает все необходимые средства для обеспечения жизнеспособности политического организма. Как и Г. Моска, так и В. Парето с Р. Михельсом отмечали, что важнейшим критерием формирования политической элиты является наличие организаторских способностей, а также моральное и интеллектуальное превосходство.

В историю это направление вошло под названием макиавеллистской школы. В современной политологии представителей этой концепции  справедливо критикуют за преувеличение роли социально-психологических факторов, антидемократизм и преуменьшение значения народных масс.

Следует обратить внимание на особенности теорий элитизма каждого из перечисленных исследователей, так как они не потеряли своего значения и в настоящее время. Значимость этих теорий видна только из того факта, что впоследствии их стали называть классическими.

Теория элит Г. Моски (1858-1941). Для обозначения элиты он оперировал понятием «политический класс». Господство элиты – это закон для любого общества, так как элита выполняет важную функцию регулирования политической и экономической жизни. С помощью универсальных иллюзий, основанных на религиозных чувствах и национализме, элите удается убедить население в моральной легитимности своего господства.

Правящая элита владеет некоторыми атрибутами и ресурсами, высоко ценимыми в обществе. Это средства производства, священнический статус, военная сила, знание и опыт в сфере государственного управления. Все вышеперечисленное используется для поддержания власти.

Г. Моска выделил две тенденции развития элиты: аристократическая – стремление политического класса стать наследственным юридически или фактически; демократическая – обновление политического класса за счет наиболее способных к управлению из низших слоев. Г. Моска считал, что в обществе, называющем себя цивилизованным, должны сочетаться обе тенденции. В обратном случае начнется деградация элиты. Поэтому если политическая элита не будет привлекать в свои ряды новых, способных к управлению людей, то это, в конечном счете, повлечет за собой активизацию борьбы новых социально-политических сил за занятие господствующих статусов в обществе.

Элита может потерять власть в следующих случаях: массы начнут отвергать ее идеи и политику; в политический процесс включатся силы, претендующие на власть, элита будет сосредоточена исключительно на себе и постепенно потеряет свое политическое и идеологическое влияние.

Теория элит В. Парето (1848-1923). По его мнению, в обществе существуют элита правящая и противостоящая ей контрэлита, т.е. те, кто не имеют доступа к власти, но обладают всеми качествами, присущими элите. На этом основании В. Парето разработал теорию циркуляции элит. Если правящая элита, подчеркивает В. Парето, не допускает в свои ряды наиболее способных к эффективному управлению представителей других социальных сил, то это ведет к качественном ухудшению ее состава и одновременно к количественному росту контрэлиты. Последняя с помощью мобилизуемых ею недовольных правительством масс свергает правящую элиту и устанавливает собственное господство. Таким образом, в обществе происходит постоянный переход элиты в контрэлиту и наоборот13.

В. Парето выделял два главных типа элит. Первый тип он называл «лисы». Это гибкие руководители, использующие мягкие методы руководства: переговоры, уступки и компромиссы, лесть и убеждение. Второй тип – «львы». Это, напротив, жестокие и решительные правители, опирающиеся преимущественно на силу. «Лисы» – мастера обмана, политических комбинаций. Их элита динамична, она обеспечивает преобразования в обществе. Там, где управляют «львы» характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, в котором преобладает элита «львов», обычно застывает в своем развитии.

Теория элит Р. Михельса (1876-1936). Р. Михельс на примере политической партии показал, как формируется и функционирует элита. Разработав закон «олигархии» он убедительно показал как общество в целом и другие организации, существующие в нем, попадают под господство олигархии. Эта его теория была адресована социалистическим партиям, которых он предупреждал о возможности олигархического перерождения.

Р. Михельс исследовал механизмы, порождающие элитарность общества. Основная причина элитарности – наличие в обществе людей, обладающих организаторскими способностями. Рассматривая проблему элит, Р. Михельс пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности.

Задумайтесь

Последователи Р. Михельса полагают, что В. И. Ленин, заложив организационные и идеологические основы РСДРП (б) в своем труде «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902 г.), ориентировался на узкий слой профессиональных революционеров – будущую элиту. Придя к власти, партия большевиков воспроизвела свою структуру в масштабе страны: управлять обществом стала так называемая партократия.