Отметим также и гендерный фактор. В ХХ в. не только в странах Запада, но и на Востоке появились видные политические лидеры – женщины. Всему миру хорошо известны имена Б. Бхутто, И. Ганди, Ю.В. Тимошенко. К началу XXI в. представительство женщин в парламентах было самым высоким в Скандинавских странах: в Швеции – 42,7 %, Дании – 37,4 %, Финляндии – 37 %, Норвегии – 36,4 %.

Во многих странах закреплена квота для женщин при выборах в парламент, при формировании органов исполнительной ветви власти. Некоторые политические партии зафиксировали эти квоты в своих уставных документах. В Скандинавских странах созданы специальные механизмы реализации равноправия. Например, при шведском правительстве существует соответствующее подразделение.

Среди российских женщин – известных политиков можно выделить С. П. Горячеву, Е. Ф. Лахову, В. И. Матвиенко, В. И. Новодворскую, Э. А. Памфилову, С. З. Умалатову, И. М. Хакамаду. В 1993 г. впервые в мировой истории женщины участвовали в выборах в качестве самостоятельной политической силы: партия «Женщины России» набрала 8,13%, создав в Государственной думе собственную фракцию. Эта фракция участвовала в разработке более 200 законопроектов. В их числе такие значимые, как Семейный кодекс, федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», федеральный закон «О Конституционном суде» и т.д. В июне 2011 г. после консультация с президентом губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко приняла решение избираться в Совет федерации. Таким образом, впервые в истории России третьим лицом государства может стать женщина.

Неравенство женщин во власти проецируется на их поведение. Такого мнения придерживается российский политолог О. Г. Овчарова. На протяжении долгого периода истории женщины были исключены из участия в общественной жизни, в том числе и в политике. Кроме того, политика более чем какой-либо другой род общественной деятельности считалась и считается до сих пор элитарным занятием, куда амбиции женщин должны быть направлены в меньшей степени. Достаточно отчетливо гендерные предпочтения выражаются в ходе политической борьбы, а конкретно, в восприятии женщины-политика в предвыборной рекламе.

Женщин-политиков оценивают по двойным критериям: они обязаны быть политиками с традиционным, а значит – маскулинным набором качеств, и женщиной, которая обязана сохранить феминность. Следовательно, заключает О. Г. Овчарова, женщине при продвижении во власть необходимо добиваться здравого баланса сочетания как «мужских», так и «женских» качеств, демонстрируя электорату свои личностные особенности.

Стиль «феминного руководства» сыграл значительную роль в победе В. И. Матвиенко на «губернаторских» выборах 2003 г. в Санкт-Петербурге. Феминная направленность рекламы И. М. Хакамады на президентских выборах 2004 г. была усилена обращением к маскулинности избирателя: «Если ты настоящий мужчина, голосуй за женщину!», аналогичные рекламные технологии традиционно используются на Западе. Например, во время выборов 1982 г. консультант М. Тэтчер ради смягчения ее суровой внешности уговорил ее высветлить волосы. Таким образом, залогом успешной избирательной кампании становится демонстрация женщиной своего имиджа политика, как соответствующего социокультурным нормам, определяющим гендерные архетипы.