Авторитаризм (от лат. «autoritas» – власть) – политический режим, основу которого составляет диктатура одного лица или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества вне политической сферы

Характерные черты авторитарного политического режима:

  1. Самая влиятельная сила в обществе – правящая группировка, в руках которой находится исполнительная власть, чьи полномочия превосходят законодательную.
  2. Политические права и свободы ограничены.
  3. Легальная оппозиция существует, но ей создаются постоянные препятствия со стороны правящих властей. Ее представители ограничены в доступе к средствам массовой информации.
  4. Существует видимость многопартийности. Оппозиционные партии играют незначительную роль в обществе.
  5. Установлена цензура над средствами массовой информации, как социальный государственный институт. Разрешено критиковать лишь отдельные недостатки. Например, можно критиковать в целом работу правительства, но вне критики будет находиться его Раздел. «Жена Цезаря вне подозрений», – сказали бы в таком случае в Древнем Риме.
  6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют карательные функции, но не  выступают в качестве инструмента проведения репрессий.
  7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие течения. Церковь формально отделена от государства, но фактически поддерживает правящий режим.

Таблица 4 - Основные разновидности авторитаризма

Традиционный

Возникает в результате исторической эволюции

Абсолютистские монархии прошлого: Австро-Венгрия, Германская империя, Российская империя

Партийный

Возникает в результате революции, или навязывается извне. Возможна эволюция тоталитарного режима в авторитарный в случае его либерализации

Страны Восточной Европы послевоенного периода, СССР 1970-х – первой половины 1980-х г.

Военный

Возникает в результате переворотов, заговоров, путчей

Греция периода правления «черных полковников», Гана и др.

Национальный

Возникает в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы

ЮАР – система апартеида, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан

Режим личной власти одного лица

Возникает в результате персонализации всех политических отношений

Испания при Франко, Румыния при Н. Чаушеску, Иран в годы правления династии Пехлеви (отца и сына), Белоруссия при А. Г. Лукашенко

Кроме перечисленных основных видов авторитаризма история знает другие его вариации:

  • аристократия (греч. aristoe – лучшее, kratos – власть) – такой режим существовал в древней Греции. Тогда он считался властью лучших, самых достойных, честных и компетентных людей;
  • бюрократия (фр. bureau – бюро, канцелярия, греч. kratos – власть) – правящая группировка представлена чиновниками;
  • геронтократия (греч. giron – старость) – субъекты власти преклонного возраста, власть в руках «мудрецов», старейшин, «белобородых». Так, одним из обвинений в адрес советского режима было то, что к середине 1980-х гг. состав политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем Л.И. Брежневым существенно постарел, что позволило оппонентам называть этот режим советским вариантом геронтократии;
  • олигархия (греч. oligarchía – власть немногих, olígos – немногий и arche – власть) – власть немногих, небольшой узкой группы лиц. Различают финансовую олигархию, промышленную олигархию, военную олигархию и т.д.)
  • плутократия (греч. plutokratía, plutos – богатство и krаtos – сила, власть) – разновидность авторитарного режима, когда субъектом власти выступает наиболее преуспевающие в материальном плане члены общества. Сам термин «плутократия» часто использует в политических дискуссиях, как своеобразный ярлык, имеющий явную негативную окраску. А. Гитлер в свое время обвинил в разжигании мировой войны «английскую и французскую плутократии»;
  • феминократия (лат. femina – женщина) – общество, в котором правящая группировка состоит из женщин. По-видимому, этот режим существует только в теории, так как современными историками-археологами тезис о матриархате среди сарматских племен ставится под сомнение. Также вызывают серьезные вопросы в отношении достоверности рассказы Геродота об амазонках;
  • технократия (греч. techne – мастерство) – созданный писателями-фантастами и отдельными представителями политической мысли режим, в котором властные функции будет выполнять научно-техническая интеллигенция.

В 1950-е гг. в политической науке появились представления об авторитаризме как о технократическом обществе, где роль авторитарных правителей осуществляют лица, обладающие высоком профессионализмом и компетентностью.

В 1960-1970-е гг. технократические теории развивались такими учеными и политическими деятелями как Г. Саймон («Научно управляемое государство»), Б. Беквит («Концепция экспертократии»), З. Бжезинский («Технократическое общество»). Они изображали технократию как средство для решения глобальных проблем (энергетических, экологических, продовольственных, демографических, войны и мира) и перестройки государства.

Действительно, в некоторых авторитарных политических режимах (в Южной Корее, Китайской народной республике, странах Юго-Восточной Азии)  достигнуты серьезные успехи в экономической области и существует политическая стабильность. В Китае в 1989 г. студенты потребовали проведения демократических реформ. Однако власти разогнали демонстрантов, вышедших на площадь Тяньаньмэнь. Общественное мнение на Западе было возмущено, но никаких экономических и т.п. санкций Запад к Китаю не применил. В результате – успешное строительство социализма с «китайской спецификой», – следование курсу XIV съезда Коммунистической партии Китая (КПК) и заветам Дэн Сяопина.

Не лишним было бы отметить, что и в современной России, правящий режим в которой позиционирует себя как «демократический». Хотя по мнению ряда политологов можно наблюдать некоторые черты авторитаризма: использование административного ресурса на выборах, давление на оппозиционные силы, аффилированность российского бизнеса и т.д.

Авторитаризм часто определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом (лат. pluralis – множественный). Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых сторон относятся полная зависимость политики от главы государства или группы высших руководителей, ограниченность институтов артикуляции общественных интересов.

В то же время авторитарная власть имеет и свои плюсы, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарный режим обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность, безопасность и общественный правопорядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение ограниченных задач, преодолевать сопротивление политических оппонентов. Поэтому неслучайно некоторые политологи считают его эффективным средством для проведения радикальных общественных реформ.

Таблица 5 - Различия и сходства авторитарных, тоталитарных и демократических режимов

Механизмы осуществления власти

Авторитарный

Тоталитарный

Демократический

Ограничения деятельности правящих структур

Нет

Нет

Да – множество

Ответственность правящих структур

Нет

Слабая

Значительная

Организация структуры правления: государство

бюрократия / военные

индивидуальный лидер

Да

Да

Да

Да

Под контролем партии

Да (коллективное руководство)

Государство и госорганы

подчинены

гражданам через систему выборов

Проникновение политических органов в структуры общества

Слабое

Сильное

Ограниченное

Выводы по разделу

Подводя итоги раздела, скажем о том, что важнейшей характеристикой любого государства является политический режим, который представляет собой способ функционирования в нем политической системы. Среди политологов и других специалистов, занимающихся вопросами теории современного государства популярна классификация, согласно которой выделяют три основных его формы: тоталитарный, авторитарный и демократический. Причем первые два как бы противостоят третьему, ибо являются его антиподами, так как в основе своей имеют антидемократизм.

Особое внимание следует уделить демократии, учитывая при этом, что демократия – благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию, т. е. неэффективная иди «дефективная» демократия может быть хуже для граждан, чем авторитарные и даже тоталитарные режимы.