Следует подчеркнуть, что даже в демократическом обществе все властвовать одновременно не могут, этим правом обладает только часть граждан. Вполне закономерно, что возникает вопрос о законности или легитимности власти.

Легитимность– законность власти, правомерность ее действий, справедливость требований, предъявляемых субъекта к объекту власти, соответствие основополагающим целям общества и общепринятым идеалам и ценностям.

Легитимность как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XVII-XVIII вв., однако в научный оборот оно вошло только в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Корни легитимности заключены в психологии людей. Она существует в их сознании в виде положительной установки на политические институты данной власти. Поэтому в настоящее время легитимная власть характеризуется гражданами как правомерная и справедливая. Если обратиться к истории человечества, то в древнем мире, античности и в период средневековья основным средством осуществления власти был страх и принуждение, периодически переходящее в насилие. К примеру, бойцы Красной армии больше чем неприятеля боялись прибытия на фронт поезда Л.Д. Троцкого, так как за этим следовали неминуемые казни в отступивших частях.

Знаете ли Вы, что

Жестокость царя Ивана IV Грозного можно считать типичным мифом, созданным зарубежной историографией, пытавшейся представить русскую власть деспотичной и беспощадной. Для сравнения: если во времена опричнины репрессиям подвергалось ежегодно 3-4 тыс. человек (заметим, что названы максимальные цифры!!!) то в «передовой» демократической Англии при Генрихе VIII и Елизавете I – 90 тыс. В Испании такое же количество собственных подданных ежегодно лишали жизни Карл I и Филипп II. В последующие столетия политические казни в России практически сошли на нет. За весь XIX в. по политическим мотивам в стране было казнено 50 человек – 5 декабристов, 31 террорист при Александре II и 14 террористов при Александре III, то во Франции только в июне 1848 г. было казнено 11 тыс., а в мае 1871 г. – еще 30 тыс. человек.

Однако линия исторического развития шла путем постепенного преодоления зависимости объекта от субъекта власти. Буржуазно-демократические революции в Европе привели к установлению  сначала конституционной монархии, где власть правителя существенно ограничена, а затем и к республикам. Поэтому сегодня в большинстве демократических стран мира максимально легитимной считается власть, полученная из рук народа (избрание президента, парламента путем всеобщего тайного голосования).

Характерно, что в плане легитимности позиции первых президентов в нашей истории существенно различались (первый президент Б. Н. Ельцин и первый президент СССР М. С. Горбачев). Позиции второго были значительно слабее, так как президентом он был избран на съезде депутатов, а не путем всеобщего тайного голосования как Б. Н. Ельцин. Поэтому неслучайно Б. Н. Ельцин даже в худшие для себя времена неустанно повторял магические слова: «я – законно избранный президент!».

Среди современных политологов нет единства в рассмотрении проблемы легитимности. Тем не менее, большинство признает классической классификацию легитимности власти М. Вебера, который выделил три главных ее типа:

  1. Традиционнаялегитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться. Отношения строятся как в патриархальной семье, в котором существует беспрекословное подчинение старшим. Освященные обычаем нормы указывают на то, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться. Именно такой легитимностью обладал царь Иван IV Грозный. В настоящее время этот тип легитимности сохранился в странах арабского мусульманского Востока.
  2. Харизматическаялегитимность основана на вере в исключительные сверхъестественные качества, чудесный дар, т. е. харизму (от греч. «charisma» – божественный дар, благодать, милость) руководителя. Слова и дела его окружены ореолом непогрешимости, он видит дальше, знает больше… Такой легитимностью обладали Наполеон Бонапарт, И. В. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун, А. Сукарно, пророк Мухаммед. Их сторонники верят заявлениям, сделанным лидером, и идеям, высказанным им, просто потому, что их высказал лидер. Они сплачиваются только потому, что лидер дал команду. Они ждут от него чуда. О Мухаммеде, к примеру, среди мусульман ходили разнообразные легенды, что тот может разговаривать с деревьями, его слушают звери и птицы и т.п.
  3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Если большинство избирателей выбрали тайным голосованием органы власти и закон при этом не был нарушен, то власть имеет все основания считаться легитимной. Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство. В качестве примера может служить власть президента Российской Федерации, как и любого другого президента, избранного демократическим путем.

Некоторые политологи выделяют идеологическую легитимность – оправдание власти с помощью идеологии, т.е. когда какая-либо обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Более 70 лет политическая власть «реального социализма» в СССР покоилась в основном на этой идеологической легитимности, понимаемой как соответствие марксизма-ленинизма абсолютной истине.

Анализ обществ показывает, что в «чистом» виде типы легитимности, указанные в классификации М. Вебера в политической практике  не встречаются. В конкретных условиях каждой страны они переплетаются, и преобладает один тип. Можно также сказать, что легитимность никогда не достигнет единодушного признания, иными словами не бывает «стопроцентной» легитимности. Даже в СССР в условиях всеобщего одобрения и прославления власти были так называемые «диссиденты»(В. Новодворская и ей подобные) и «кухонная» оппозиция.

Существуют показатели, которые определяют уровень ее поддержки населением. Политологи к ним относят количество попыток свержения правительства, силу проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний), результаты выборов и референдумов, рост степени принуждения. К примеру, если явка на выборы составила менее 20 % сложно назвать власть легитимной с точки зрения демократии, так как остальные 80 % избирателей не имеют никакого отношения к процессу выбора органов власти.

История современных демократических государств свидетельствует о том, что утверждение власти, основанной на взаимодействии между субъектом и объектом, требует постоянного совершенствования средств контроля за ее деятельностью, усиления ответственности органов власти за невыполнение возложенных на них полномочий, ограничение сроков пребывания на должности в органах власти и т.д.

Эффективность власти

С проблемой легитимности власти часто связывают ее эффективность. Эффективность власти – это степень выполнения ею своих функций, реализация ожиданий людей и наиболее влиятельных слоев – элит.

Иногда власть достигает эффективности, даже не обладая легитимностью. В качестве примера можно привести военный переворот 1965 г. в Индонезии, когда пришедшие к власти незаконным путем военные смогли не только ее удержать, но и провести удачные экономические реформы. Правивший в стране законный президент А. Сукарно был вынужден передать власть в руки генерала М. Сухарто. Экономические успехи, в конечном счете, привели к росту авторитета новой власти, к приобретению ею легитимности. Однако в 2000 г. М. Сухарто был вынужден предстать перед судом. Против него было возбуждено уголовное дело о незаконном присвоении 571 млн. долларов бюджетных денег. Только ходатайство врачей и последовавшая затем смерть спасли бывшего диктатора от позора.

Аналогичные события произошли в 1973 г. в Чили. А. Пиночет стал в результате национальным героем и одновременно кровавым диктатором для миллионов чилийцев.

Информация для размышления

В современной России число тех, кто негативно оценивает власть, почти в два раза больше тех, кому она кажется привлекательной. При этом примерно равно число тех, кто считает ее эффективной и неэффективной. Власть в годы правления В.В. Путина эффективной считали 53 %, а неэффективной 11 %. Власть в период президентства Б. Ельцина получила самые низкие оценки: 76 % негативных и только 10 % позитивных. Поскольку повестка дня либералов рисует годы правления Б. Н. Ельцина как апогей демократии, то понятно, что возврат к такой повестке дня вряд ли обрадует население. Советский период оценивается в настоящее время довольно амбивалентно (36 % позитивных и 39 % негативных)4.

Теория разделения властей

Другая важнейшая проблема темы – разделение властей. При демократии сосредоточение всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) в одном лице не допускается, так как это неизбежно приведет к злоупотреблениям, деспотизму и тирании. Кроме того, разделение властей позволяет четко разграничить функции между ветвями власти. Существует запрет присвоения полномочий, предоставленных одному государственному органу, другим. Осуществляется взаимоконтроль, создается стройная сбалансированная система сдерживаний и противовесов.

Родоначальником этой теории считают Дж. Локка. Другой мыслитель Ш. Монтескье всесторонне обосновал необходимость разделения властей в стране, претендующей на статус цивилизованной. Известный английский революционер Джон Лильберн, в свою очередь утверждал, что «неразумно, несправедливо, губительно», чтобы законодатели одновременно были и исполнителями законов. Прошли годы и к этим советам прислушались за океаном. В истории первым государством, в конституции которого был зафиксирован этот принцип, стали США. Конституция США, конституционные акты Великой французской буржуазной революции стали первыми документами, закрепившими принцип разделения властей юридически.

Необходимо также проанализировать, как вопрос о разделении властей решается в России. При авторитарном режиме в СССР формальное разделение властей признавалось, но фактически все нити государственного управления находились в руках партийного аппарата. С ликвидацией всесилья КПСС в конституцию были внесены изменения и дополнения, обеспечивающие разделение властей. В российской конституции 1993 г. в качестве основ конституционного строя выступает принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10). Но практика показывает, что пока в России достичь подлинного разделения властей, существующего в демократических странах, не удалось.

Понятие, структура, функции политической системы общества

Политическая система общества – сложный, многоплановый комплекс политических отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные функции. В ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти.

Впервые теория политических систем была детально разработана известным американским политологом Д. Истоном в 1950-1960-х гг. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча и других политологов.

Согласно этой теории у политической системы есть «вход», на который извне поступают импульсы в форме требований. Д. Истон разделил их на распределительные – требования о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах и т.д.; регулировочные – об обеспечении общественной безопасности; коммуникативные – о предоставлении политической информации, демонстрации политической силы и поддержки (протеста) и т.д. Таким образом, вход – это каналы влияния среды на политическую систему. Вполне логично, что политическая система имеет также «выход» – обратное воздействие системы на среду. Он осуществляется в виде решений и политических действий.

В структуру политической системы входят политические органы и организации. Прежде всего, это государство, а также политические партии и движения. Общий их признак – непосредственное выполнение политических функций. В структуру политической системы входят также разного рода экономические и культурные объединения, ассоциации, национальные и религиозные общины, которые не выполняют политических функций, но для достижения собственных целей вынуждены участвовать в политической жизни. Активно взаимодействуя с государством, они проводят в жизнь свои интересы.

Политическая система выполняет следующие функции:

  • целеполагающая– определение целей, задач и путей развития общества;
  • властно-интеграционная – объединение всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.;
  • организаторская– мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей и задач;
  • регулятивная– обеспечение общественного признания политики и власти, определение и распределение материальных и духовных ценностей, привлечение граждан к участию, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Институциональная подсистема политической системы общества

(совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти)

Государство

Политическая инфраструктура

Средства массовой информации

Церковь

ê

ê

ê

 

Законодательные органы

Политические партии

Телевидение

Исполнительные органы

Общественно-политические

Организации

Радио

Судебные

органы

Лоббистские группы

Печать

Политические системы классифицируют по самым различным основаниям. Они делятся по типу формации на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, коммунистические; по характеру взаимодействия с окружающей средой на закрытые и открытые; по состоянию политической структуры и уровню политической культуры на англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные, тоталитарные. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на  консервативные, стремящиеся сохранять и поддерживать традиционные структуры, и трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Последние подразделяются на реакционные и прогрессивные режимы. Если реакционные режимы ставят цель вернуть общество назад, то прогрессивные стремятся создать общество нового типа.

Но чаще всего в качестве примера для классификации политологи берут политический режим, т. е. характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Исходя из того, что существуют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Соответственно выделяют три одноименных политических системы.

Переход политических систем в новое качественное состояние называется политическим транзитом. Он может осуществляться по разным направлениям: как по восходящей линии (модернизация), так и по нисходящей линии (деградация, распад).

Государство как центральный институт политической системы

Государство – основа политической системы общества, центральный институт власти, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность, отношения людей и общественных групп

Французский король Людовик XVI, рассуждая о государстве, низвел его до собственной личности, произнеся знаменитую фразу «Государство – это я». В СССР популярен был иной лозунг: «Государство – это мы». Итак, что же такое государство?

Атрибуты государственности. Политологи и правоведы определяют ряд признаков (атрибутов) государственных образований:

  1. Отделение публичной власти от общества через появление слоя профессионалов – управленцев. Всегда возникает вопрос об эффективности работы чиновников, остро стоит проблема коррупции. В России, к примеру, по данным «Левада-центра» только 1 % граждан верят в то, что чиновники декларируют реальный уровень своих доходов. Будучи Президентом России Д.А. Медведев в одном из обращений к гражданам назвал проблему коррупции «бесконечно актуальной» для России, заявив при этом, что она стала одной из самых существенных препятствий для экономического роста и развития страны. Небезынтересно, что первым в российской истории борьбу с коррупцией начал Иван IV Грозный, отменивший порочную систему кормления и включивший в Судебник 1550 г. наказание за взяточничество. Был установлен порядок жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства.
  2. Наличие территории. Государства строятся не по кровнородственному или религиозному признаку, а, прежде всего, на основе территориальной общности людей.
  3. Наличие населения, проживающего на этой территории, обязательное его членство в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  4. Обладание суверенитетом – верховной властью на определенной территории.
  5. Организация политической публичной власти.
  6. Монопольное право на применение силы. Государство может наложить штрафы, привлечь гражданина к уголовной ответственности, а в крайнем случае лишить его самого ценного – жизни. До сих пор смертная казнь в виде электрического стула и инъекции существует в США. Для того чтобы применить эти санкции, у государства имеются специальные средства – армия, полиция, службы безопасности (ФСБ в России, АНБ в США, МИ-6 в Великобритании), судебные органы, прокуратура. В этом плане характерно суждение: «признак государства – человек с ружьем».
  7. Монопольное право на взимание налогов и сборов. В странах Западной Европы неуплата налогов считается серьезным прегрешением гражданина, независимо от его статуса и заслуг перед обществом. Проблема уплаты налогов остро стояла в России в 1990-е гг. Правительство России, демонстрируя слабость государственного механизма, отказалось от общемировой практики цивилизованных стран по уплате прогрессивного подоходного налога, ограничившись единым подоходным налогом в 13 % для всех граждан Российской Федерации независимо от уровня их доходов. Предлог был найден очень удобный: его якобы невозможно собрать.

Поучительный факт

Известный российский футболист А. Аршавин при подписании контракта с «Арсеналом» заплатил налог в размере 40 %. С началом мирового финансового кризиса в 2008 г. в Великобритании повысились налоги на богатых граждан и налог А. Аршавина составил уже 50 %. Бывший тренер российской сборной по футболу Г. Хиддинк был осужден голландским судом за уклонение налога в 50 %, так как хотел обойти законодательство Нидерландов путем уплаты подоходного налога в России.

В настоящее время активно обсуждается возможность введения прогрессивного налога, что стало бы серьезным шагом по превращению России в социальное государство.

Теории происхождения государства:

  • Патриархальная. Государство – результат исторического развития семьи. Именно таким его видел Конфуций. Власть правителей подобна отцовской власти в семье.
  • Теологическая. Государство – порождение божественной воли. Любая власть от Бога – так учит христианство, ислам. Непротивление его воли выражено и в других религиях. «Государство – есть шествие Бога в мире», «земнобожественное существо» (Г. Гегель).
  • Договорная. Государство – это общественный договор, результат соглашения между правителями и подданными, в результате которого последние для собственного же блага передали первым часть своих прав. У этой концепции есть конкретные авторы: Т. Гоббс, Дж. Локк и др. Т. Гоббс, к примеру, считал, что чем больше прав передано, тем и лучше для граждан. Следовательно, идеальной формой правления является монархия.
  • Теория завоевания. Государство – форма господства победителей над побежденными. Ее разновидностью являются теория заговора. «Государство – это заговор богатых против бедных» (Т. Мор).
  • Органическая. Государство – возникший естественным путем в ходе борьбы людей за выживание единый организм, в котором правительства выполняют функции мозга. Эту теорию предложили философы-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер и др.
  • Психологическая. Государство – следствие врожденной психической потребности людей подчиняться. З. Фрейд и многочисленные его последователи стоят у истоков этой теории.
  • Марксистская. Государство – итог разделения труда и развития производства. Оно возникает как инструмент для удержания в повиновении угнетенного класса. Делается вывод об отмирании государства при коммунизме после установлении бесклассового общества. Следуя силлогизму «учение Маркса всесильно, потому что оно верно», эта концепция в советский период считалась единственно правильной. «Основное предназначение государства – создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновения» (В. И. Ленин).
  • Юридическая. Государство – правовое закрепление отношений власти и человека. Это наиболее популярная в последние годы теория.

Внутренние функции государства:

  • политическая– обеспечение стабильности в обществе, установление отношений с партиями и движениями, общественными институтами, выработка программных целей и задач развития общества, регулирование национальных отношений и т.д.;
  • экономическая– выработка и осуществление финансовой и налогово-кредитной политики, использование других экономических стимулов и санкций. Примеры: политика протекционизма, проводимая Петром I, процентная ставка Федерального резервного банка США, которая определяет ситуацию не только в этом государстве, но и на мировых фондовых площадках;
  • социальная– удовлетворение потребностей граждан в труде, жилье, охрана здоровья. Примером может служить введение в Конституцию СССР 1977 г. права человека на труд, предоставление населению бесплатного медицинского обслуживания, планы советской власти предоставить каждой семье отдельную квартиру к 2000 г.;
  • организационная– сохранение и укрепление единства общества, поддержание порядка, координация деятельности различных субъектов политической системы;
  • силовая– принуждение к реализации государственной политики и интересов. Выполнение именно этой функции вызывает недовольство у граждан. Здесь стоит вспомнить крылатую фразу: «В мире так много замечательных стран, но нет ни одного прекрасного государства»;
  • правовая– регулирование деятельности и разграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, государственного аппарата;
  • образовательная– предоставление гражданам возможности получить образование. В качестве примеров можно вспомнить предоставление льгот при поступлении в индийские вузы для выходцев из низших каст, аналогичные льготы, предоставляемые советской властью для жителей сельской местности и бесплатное начальное, среднее и высшее образование в СССР.

Внешние функции государства:

  • взаимовыгодное сотрудничество– установление связей в экономической, торговой, социальной, технологической, культурной областях с другими государствами.
  • защита от внешней угрозы– оборона страны и обеспечение национальной безопасности. Такую функциональную нагрузку, к примеру, имело создание военно-политического блока ОВД (Организация Варшавского договора).

Формы правления

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления. Форма правления – это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

Одной из первых исторических форм правления стала монархия (от лат. «monarchia» – «единовластие»). При монархии источником власти является одно лицо (король, царь, шах, эмир). Власть его пожизненна и, как правило, передается по наследству. До конца XIX в. монархии составляли подавляющее большинство. Треть стран в современном мире – монархии.

История знала несколько типов монархий: восточная деспотия, раннефеодальная и вассально-сеньориальная монархии.

Восточная деспотия– форма правления, для которой характерны обожествление верховной власти и ее деяний, развитый бюрократический аппарат и централизация управления. В древнем Египте Раздел государства – фараон был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников, командовал армией. Считалось, что от фараона – сына Бога и смертной женщины зависит урожай, справедливость в государстве и безопасность.

Раннефеодальная– форма правления, для которой характерно становление феодальной собственности, когда феодалы группировались вокруг королевской власти. Монарх в этой ситуации выступает «первым среди равных».

Вассально-сеньориальная – форма правления, для которой характерна феодальная раздробленность, господство натурального хозяйства, налицо тенденция постепенного перехода власти монарха к отдельным феодалам и организации государственной власти на основе вассалитета.

Сословно-представительная – форма правления, для которой характерна более сильная концентрация власти в руках монарха. Отличительным признаком этой монархии является функционирование представительных органов: Земского собора в России, генеральных штатов во Франции, рейхстага в Германии, кортесов в Испании, вольного сейма в Польше.

Что касается современных монархий, то они сохранились в двух типах: абсолютная и конституционная.

Абсолютнаяили неограниченная – форма правления, при которой верховная власть всецело и неограниченно принадлежит монарху. Он имеет право решать все вопросы, связанные с управлением государства. Такой монархией со времен Петра I до 17 октября 1905 г. была императорская Россия. В настоящее время к ним можно отнести Саудовскую Аравию, Катар и Оман.

Конституционнаяили ограниченная – форма правления, при котором власть монарха в той или иной степени ограничена конституцией. Она делится на дуалистическую – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и частично законодательной (Иордания, Кувейт, Марокко) и на парламентскую.

При парламентской монархии верховный правитель обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими. Именно парламентские монархии представляют сейчас большинство. Монарх в них практически не способен влиять на политическую жизнь, он отстранен от принятия решений. Классическим примером такой монархии является Великобритания. Неслучайно об английской королеве говорят, что она «царствует, но не правит». В настоящее время большинство британцев еще склонны видеть во главе государства монархическую особу, для них королевская семья служит символом былого могущества их страны, население с большим энтузиазмом обсуждает любые новости из жизни королевской семьи.

Интересный факт

Российская монархия в 1730 г. также имела шанс эволюционировать в сторону парламентаризма. Но исторический шанс был упущен, когда вошедшая на престол императрица Анна Иоанновна отказалась выполнять кондиции (условия), членов Верховного тайного совета.

Что касается дуалистической монархии, то она предполагает наличие в государстве двух независимых органов – правительства и парламента. Правительство формируется не парламентом, а монархом и фактически не зависит от последнего. Среди современных государств дуалистическая монархия существует в Иордании, Марокко и Кувейте.

Другой формой правления является республика (от лат. «respublica» – «общенародные дела»). Отличительными признаками республики считаются признание народа высшим источником, сувереном власти и выборность высших органов государства.

История знала несколько типов республик: демократическая рабовладельческая и аристократическая рабовладельческая.

Демократическая рабовладельческая– существовала в древних Афинах. Источником власти в них было все свободное население города и его окраин. Права голоса не имели только рабы. Правда, эта демократичность была скорее формальной, так как жители пригорода, которые занимались сельским хозяйством чаще всего игнорировали народные собрания, так как не могли оставить свои домашние дела на несколько дней. Между тем Народное собрание было основным органом власти в Афинах, от решений которого зависела судьба полиса. Исполнительная власть в Афинах находилась в руках Совета пятисот, своеобразного правительства.

Аристократическая рабовладельческая– существовала в древнем Риме. Наряду с народными собраниями в Риме функционировал еще один орган власти – сенат. Периодически проходили выборы должностных лиц – двух консулов. Долгие годы в Риме также существовал институт народных трибунов, которые отстаивали права плебеев – некоренного населения Рима. В периоды социальной напряженности или когда государству угрожала опасность, сенат имел право ввести диктатуру, т.е. передать всю власть одному лицу – диктатору. Известным римским диктатором был Сулла, наводящий ужас на своих врагов.

В настоящее время существуют три разновидности республик: парламентская, президентская и полупрезидентская.

Парламентская– форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. В парламентской республике правительство образуется парламентским большинством и ответственно перед парламентом. Правительство обладает исполнительной властью, а иногда и законодательной инициативой. Оно может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Главное лицо в государстве – премьер-министр, президент отходит на второй план. Такая система существует в Австрии, Индии, Италии, Финляндии, ФРГ.

Президентская– форма правления, при которой президент одновременно совмещает функции главы правительства и главы государства, иными словами президент и глава правительства это одно и то же лицо. Президент руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Избирается он, как правило, народом, путем всеобщего тайного голосования. Президент сам назначает членов правительства, которые перед ним ответственны. Парламент может вынести президенту импичмент (отправить его в отставку), но эти возможности у него ограничены. Президентская республика не получила распространение в Западной  Европе. Президентские республики преобладают в Латинской Америке, Азии и Африке. В США также президентская республика.

Частный  случай президентской республики – вариант, когда президент обладает полудиктаторскими полномочиями, а в некоторых странах (Малави) президент является пожизненным главой государства. В 2009 г. шанс стать пожизненным президентом был у президента Венесуэлы Уго Чавеса, и за эту инициативу проголосовало 42,29 % населения страны.

Полупрезидентская– форма правления, при которой сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Правительство несет двойную ответственность: перед президентом и перед парламентом.  Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который может распустить парламент, но обязан назначить дату внеочередных парламентских выборов. Президент может без согласования с парламентом назначить главу правительства (это может быть и не лидер партии парламентского большинства), вместе с которым они формируют кабинет министров. Парламент в свою очередь контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Классическим примером полупрезидентской республики служит Франция после принятия в 1958 г. конституции V республики.

Необходимо иметь понятие об особом механизме правления – референдуме (плебисците) – всенародном голосовании с целью выявления общественного мнения для принятия окончательного решения по какому-либо особо важному вопросу. Отметим, что некоторые политологи пытаются искусственно показать различия между этими понятиями. Объясняется это популярностью плебисцитов в нацистской Германии.

Инициатором референдума могут быть: парламент и правительство – Великобритания, Норвегия, Швеция; президент – Франция; народ – Австрия, Италия, Швейцария. В некоторых странах референдум обязателен при внесении конституционных поправок (Австралия, Франция).

Референдум может быть полноценным только в том случае, если его вопросы заранее обсуждаются. Заметим, что результаты референдума во многом зависят от постановки вопроса. Этим часто пользуются его инициаторы.

Первый в истории референдум был проведен в далеком 1493 г. в Швейцарии. В последующие столетия всенародное голосование проводилось в таких странах как Ирландия, Италия, Норвегия, Франция. Большой популярностью референдумы (плебисциты) пользовались в нацистской Германии. В августе 1934 г. референдум по конституционному вопросу легитимизировал власть Гитлера, а в 1938 г. референдум сделал легитимным аншлюс Австрии. Ни одного референдума в годы своего правления не проиграл испанский диктатор Франко.

Отметим, что до «перестройки» ни одного референдума не было проведено в СССР. И дело не в том, что референдум сам по себе достаточно затратное мероприятие. У советских властей были определенные опасения получить «нежелательные» результаты. Поэтому первый референдум в отечественной истории состоялся только на завершающем этапе «перестройки» – 17 марта 1991 г. Всенародное голосование должно было решить судьбу СССР. Тогда подавляющее большинство граждан проголосовало за сохранение Советского Союза, как «обновленной федерации». Однако три бывших президента (России – Б. Н. Ельцин, Белоруссии – С. С. Шушкевич, Украины – Л. М. Кравчук), собравшиеся в Беловежской пуще, игнорировали это решение.

Последний значимый референдум прошел 16 марта 2014 г. в Крыму. На обсуждение было поставлено два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за возобновление действия Конституции Республика Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». Результат был получен однозначный: за присоединение к России высказалось 95,7 % избирателей.

Формы государственного устройства

Любое государство характеризует еще и форма государственного устройства. Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства и взаимоотношения его центральных и региональных органов.

Существуют три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство– государство, состоящее из административно-территориальных единиц (области, губернии и т.п.). Традиционно считается, что унитарное государство – самое стабильное образование. Административную реформу, проводимую в России в последние годы можно считать первыми шагами в направлении к унитарному устройству.

Федерация(позднелат. federatio – «союз, объединение») – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Часть вопросов является исключительно компетенцией союзных органов, часть – субъектов федерации, часть – совместная компетенция союза и субъекта федерации. Основа федерального государства – общесоюзная конституция, иногда ее заменяют договорные отношения. Для федерации характерно наличие двойного гражданства и двухпалатного парламента. В США верхняя палата парламента – сенат, Швейцарии – совет кантонов, Индии – совет штатов, ФРГ – бундесрат, Австрии – Федеральный совет.

Субъектами федерации могут быть штаты (США, Мексика, Индия), провинции (Канада, Аргентина), кантоны (Швейцария), республики (ранее СССР, ЧССР, СФРЮ). Каждый субъект имеет свое законодательное собрание депутатов, судебную систему, исполнительную власть. Исключение – Индия. Здесь губернатора назначает президент. В некоторых странах атрибутом федерального устройства является то, что высшие посты исполнительной власти попеременно занимают представители субъектов федерации. В Малайзии – один из султанов становится монархом, а в ОАЭ – один из эмиров.

В основе федеративного устройства России лежит национально-территориальный принцип. Между тем, в большинстве республик-субъектов Российской Федерации коренное население не превалирует в их социальной структуре. В Башкортостане 40 % населения составляют русские, в то время как башкиры – всего 21 %.

Конфедерация– союз самостоятельных государств, образованный для определенных, ограниченных целей. В конфедерации нет общесоюзного гражданства и высшей законодательной власти, распространенной на всех ее членов. Среди политологов нет единства в отношении определения конфедерации. Есть мнение, что конфедерация вообще не является государственным образованием, что она всего лишь межгосударственное объединение. Согласно политологу Э. Хейвуду, концепция конфедерации есть самая слабая форма сотрудничества разных наций. Но как бы то ни было, конфедерации – это нестабильные политические образования. Конфедерации существовали в США (1776-1787 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Польше и Литве (Речь Посполитая), Египте и Сирии (Объединенная арабская республика). В некотором роде конфедерацией можно назвать и Содружество независимых государств (СНГ). Уникальная ситуация сложилась вокруг Швейцарии. Формально это государство конфедерация, а фактически Швейцария является федерацией.

Заметим, что известный американский советолог, русофоб З. Бжезинский в своей работе «Геостратегия для Евразии» предвещал распад Российский Федерации, превращение ее в «свободную конфедерацию, состоящую из Европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики». Отсюда амбициозные планы Let`s buy Sibir («Давайте купим Сибирь») – план крупномасштабной сделки, задуманной в 1990-е гг. Вашингтоном по приобретению у России сибирского региона.

Некоторые политологи в качестве отдельной формы государственного устройства выделяют империи – государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения. Возникают они за счет территориальной экспансии из первоначального ядра, которым может быть город или национальное государство (Британская империя).

Еще недавно радикальные демократы предавали анафеме это понятие «империя». Однако в последние годы оценки истории российской государственности изменились. «Россия – единственная империя, рожденная традицией сосуществования народов на евразийской равнине. Здесь все подданные имели базовые права, метрополия не эксплуатировала народы окраин. Скорее инородцы имели привилегии, и волнения на национальной почве происходили оттого, что их пытались уравнять в правах с русскими (обязать нести воинскую повинность)», – пишет С. Г. Кара-Мурза5. Это мнение сейчас разделяют большинство политологов.

Действительно, что в составе Российской империи, проживавшие на ее территории народы, получали от центра мощную поддержку и импульсы для развития, а ликвидация СССР, который некоторые ученые тоже именуют империей, привел к разрухе, многочисленным войнам, конфликтам и обнищанию народов практически всех 15 бывших советских республик. По мнению В. В. Путина распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой XX в.

Социальная политика государства

Социальная политика государства направлена на решение социальных проблем. Ее основными направлениями выступают: гарантирование членам общества минимального дохода; поддержание и развитие способностей членов общества; обеспечение их достойным уровнем социальных услуг.

Социальное государство обеспечивает утверждение в обществе социальной справедливости; ослабление социального неравенства; предоставление каждому человеку работы или источника существования; сохранение мира и согласия в обществе; формирование благоприятных условий для жизни человека.

Социальная политика государства включает в себя социальную защиту граждан и предоставление им соответствующих гарантий. Эта защита осуществляется государством в следующих направлениях: обеспечение общедоступности и бесплатности образования; гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности и недопустимости принудительного труда; минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.

Важнейшим признаком социального государства является соблюдение в нем социальной справедливости. Критериями социальной справедливости выступают: народовластие; не только юридическое, но и фактическое равенство граждан перед законом; равноправие наций и народов; обеспеченность граждан работой; доступность образования.

Идеи социальной справедливости во все времена были популярны в народе. Б. Н. Ельцин, расчищая дорогу к власти, стал известен во многом благодаря тому, что выступал за соблюдение этого принципа. На закате «перестройки» он активно критиковал так называемый «партаппарат» (руководителей аппарата КПСС) за спецмагазины, спецпайки, государственные дачи и т.д. Однако, став президентом России, Б. Н. Ельцин уже не вспоминал об этих лозунгах. В 1990-е гг. ни о какой социальной справедливости речь уже не шла. Советская номенклатура и не могла себе представить, какими благами будут пользоваться мэры, губернаторы и другие руководители в демократической России.

Государство и гражданское общество

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что государство состоит из граждан. Оно – масса граждан. Однако не всякий человек является гражданином. Мыслитель пишет: «Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом». В последующие века идею гражданского общества подхватили Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, Г. Гегель.

Действительно, существует одна сфера, которая не находится под прямым контролем государства. Ее называют гражданским обществом. Есть и другое понимание гражданского общества. Гражданское общество это такое общественное устройство, которым характеризуется правовое государство, в котором выполняются его основополагающие принципы.

В состав гражданского общества входят: семья, как важнейший институт социализации человека, общественные, религиозные, спортивные организации, клубы по интересам. Важным фактором его формирования и развития является гражданское лидерство.

В 2000-е гг. развитие гражданского общества было тесно связано со средствами массовой коммуникации. В конце XX в. изменилась структура и организационный дизайн гражданского общества. Традиционная конфигурация гражданского общества, понимаемая через дискурс деятельности профсоюзного типа, теряет эффективность во всем мире. Интернет-технологии инициируют появление новых акторов гражданского общества. В настоящее время практически каждое неформальное объединение проявляет себя в Интернет-пространстве: заводит свой сайт, открывает блог, разворачивает активную деятельность в популярных социальных сетях.

Гражданское общество не является юридическим понятием, оно не требует регистрации и ни кем не регламентируется. Оно создается стихийно и поэтому задача демократического государства содействовать ему, создавая необходимые условия и предпосылки.

Люди, живущие в гражданском обществе, находят мирные компромиссы в процессе сосуществования. Первенствующим для них понятием является свобода, но не свобода в ее анархической интерпретации, а в классическом виде, в котором понимание свободы было зафиксировано во французской декларации прав человека и гражданина: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому». Иными словами, свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека.

Анализируя процесс построения гражданского общества в России, следует учитывать следующие обстоятельства: во-первых, существенные различия социально-экономического, культурного уровней развития субъектов Российской Федерации отрицательно влияют на динамику российских реформ; во-вторых, по-прежнему отсутствует национальная идея, которая могла бы выступить государственной философией стратегического развития страны; в-третьих, гражданское общество в России значительно отличается от гражданского общества в так называемых традиционных демократиях. Причина тому – формирование гражданского общества «сверху», т.е. государство играет ведущую роль в этом процессе. Такова специфика российской истории и менталитета россиян.

Выводы по разделу

Исследования власти со времен Древней Греции по наши дни позволяют дать следующее определение понятию власти: власть – это право, способность и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать определяющее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей. Под властью часто понимается политическое господство, система государственных органов, лица и органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Если губернатор олицетворяет собой областную или краевую власть, то президент – всероссийскую и т.д.

Из всех институтов, входящих в политическую систему особую роль играет государство. Это самая массовая политическая организация, так как она включает в себя всех членов общества, причем без их желания.