Идеологом петровской эпохи стал Феофан Прокопович (1681-1737), который отстаивал принцип абсолютной монархии, крайнего авторитаризма. Он первым в истории русской политической мысли поставил вопрос о происхождении государства. В соответствии с идеями европейских мыслителей он считал, что появление государства явилось стремлением людей выйти из естественного состояния, основанного на беззаконии и взаимной неприязни.

Еще одним идеологом петровской эпохи стал В. Н. Татищев (1686-1750) – автор «История российской» и других фундаментальных трудов.

Объясняя возникновение общества и происхождение государства он стремился доказать «естественность» подчинения крестьянства дворянскому сословию. Власть монарха над подданными, по его мнению, создана самой природой, так как монарх относится к своим подданным, как отец к своим детям. В.Н. Татищев различал монархическую форму государства, аристократическую и демократическую. При этом лучшей формой правления он считал неограниченную монархию с просвещенным законодателем во главе.

Сторонником неограниченной монархии являлся автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин (1766–1826) Помещиков он рассматривал как попечителей крестьян. Освобождение их считал губительным для России, так как поля останутся необработанными, а крестьяне будут пьянствовать. «Любое изменение в государственном порядке есть зло», – писал Н. М. Карамзин.

Российская императрица Екатерина II стала автором «Наказа» – знаменитой компиляции, написанной под влиянием французских просветителей. В нем обосновывается необходимость монархии, главная задача монарха видится в достижении общего блага. Здесь впервые признается обязательство монарха перед обществом. В «Наказе» пропагандируется известный тезис Ш. Монтескье о равенстве, есть непрозрачные намеки о переходе к правовому государству.

Император Александр I – в первый период своего правления, увлеченный либеральными идеями, собрал вокруг себя кружок вольнодумцев. Особую роль среди них играл М. М. Сперанский (1772-1839) – убежденный сторонник отмены крепостного права сверху. Он предлагал учредить Государственную Думу с законосовещательными функциями, а также систему представительных органов власти на местах. Дополнительно предлагалось учредить Государственный совет. Однако в результате интриг М. М. Сперанский был отправлен в ссылку, а Александр I, после победы над Наполеоном, отказался от увлечений молодости.

Видным деятелем либерального движения в России стал Б. Н. Чичерин (1828-1904). Основное место в его трудах занимает проблема свободы личности. Он провозгласил принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Высшей стадией развития государства Б. Н. Чичерин считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству.

В XIX в. развернулась борьба двух направлений общественной мысли – западников и славянофилов. Особо горячий спор шел вокруг личности Петра I.

Западников П. Я. Чаадаева (1794-1856) и Т. Н. Грановского (1813-1855) отличало безудержное преклонение перед Западной Европой. Именно они были сторонниками правового государства, конституционной монархии. Их безусловной заслугой является вклад в развитие концепции гражданского общества.

Противоположной точки зрения на русскую историю придерживались славянофилы. Именно они разработали идею об особой исторической, мессианской роли России в мировой истории. Славянофилы идеализировали крестьянскую общину, выступали за отмену крепостного права, но непременно сверху. Славянофил А. С. Хомяков (1804-1860) развивал идею соборности русского народа. Об этом же говорили славянофилы братья Аксаковы. Наиболее ярким представителем славянофилов стал граф С. С. Уваров (1786-1855) – президент Петербургской Академии наук, министр просвещения, образованнейший человек своего времени. Ему принадлежит авторство формулы: православие, самодержавие, народность. Его последователь К. П. Победоносцев (1827-1905) резко выступал против парламентаризма, полагая, что выборы – это сплошной обман.

Н. Я. Данилевский (1822-1885) – яркий представитель позднего славянофильства. Обосновал идею о культурно-исторических типах. Говорил о России, как об особом типе. На западе подобные идеи развивал О. Шпенглер, автор всемирно известного труда «Закат Европы».

К. Н. Леонтьев (1831-1891) – в основе его учения лежит идея об основании великой неовизантийской или греко-российской культуры. По его убеждению, Запад вступил в стадию упадка. И в этой ситуации российскую государственность следует укрепить за счет «привнесения китайского духа». Революционные идеи отвергал с этической точки зрения и призвал Россию «делать реакцию». Утверждал, что социализм приведет к формированию безрелигиозного человека, к гибели прекрасной индивидуальности и творчества.

Ф. М. Достоевский (1821-1881) – представитель направления «почвенники». Для них характерны две идеи: вера в высокие моральные качества русского народа и убеждение в пагубности петровских реформ, которые не отразили интересов России.

Оригинальное мнение на счет непримиримой борьбы западников и славянофилов высказал русский мыслитель С. Н. Трубецкой: «В настоящую минуту нет ни западников, ни славянофилов: есть люди порядочные и образованные, и есть люди непорядочные и необразованные; без различия партий, взглядов и философий – все порядочные люди подают друг другу руку в защиту некоторых основных принципов права, чести и нравственности, в отрицании и разрушении которых сходятся люди второго разряда…»

Наряду с борьбой славянофилов с западниками все крепло и росло радикальное направление. В отличие от Запада в России радикализм был перманентным направлением, в XX в. он эволюционировал в идеологию ленинизма, который стал идеологическим знаменем Октябрьской революции.

Одним из родоначальников радикализма можно считать А. Н. Радищева (1749-1802 гг.) – автора «Путешествия из Петербурга в Москву», – книги, приведшей в негодование Екатерину II. На ее страницах наряду с обличением крепостничества представлен путь преобразования России – полная отмена крепостного права, уничтожение придворных чинов и свержение самодержавия. «Самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние… Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду», – утверждал философ.

А. Н. Радищев был сторонником федеративно-республиканского строя. Будущую Россию представлял как свободную добровольную федерацию вольных городов, на вечевых собраниях которых народ был бы «истинный государь».

В 1825 г. на арену выходят декабристы – члены масонских тайных обществ. Н. М. Муравьев, возглавлявший Северное общество декабристов предлагал ввести конституционную монархию, высокий имущественный и возрастной ценз (30 лет) и двухпалатное Народное вече. Руководитель Южного общества П.И. Пестель пошел еще дальше – выступал за республику, требовал ликвидации сословий. Он первым в революционном движении озвучил идею цареубийства.

Интересный факт

Подговаривая солдат, декабристы пытались их убедить, что конституция – это имя жены законного императора Константина, которого недруги государства Российского пытаются лишить власти. Поэтому вышедшие на Сенатскую площадь солдаты были готовы отстаивать права Константина и Конституции, наивно полагая, что защищают честь и свободу живого человека.

В. Г. Белинский (1811-1848) – литературный критик и публицист заявлял: «Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливым часть его, я кажется, огнем и мечом истребил бы остальную». Вошел в историю как критик парламентаризма, указывал на подкуп «душ» на «свободных парламентских выборах». Буржуазию он считал классом, изжившим себя и мешающим дальнейшему общественному развитию.

Н. П. Огарев (1813-1877), А. И. Герцен (1812-1870) – авторы знаменитой прокламации «Что нужно народу». Но затем А. И. Герцен отошел от радикализма – заявив после революций 1848 г.: «пусть будет проклята эта Европа», стал поддерживать реформаторские начинания Александра II. В этом проявился его политический реализм. А. И. Герцен стал автором теории «русского общинного социализма», согласно которой община выступит зародышем будущего социалистического общества. Считал, что русский крестьянин – коммунист по инстинкту. Сторонник освобождения крестьян с землей, предлагал распространить общинные взаимоотношения и на промышленность, в государственные структуры.

Более радикальные позиции занимал Н. Г. Чернышевский – автор романа «Что делать?», высоко ценимого В. И. Лениным. Противник реформы 1861 г., он признавал только революцию. Н. Г. Чернышевский разделял точку зрения А. И. Герцена на общину, но считал ее признаком отставания России от европейских стран.

Так или иначе, но не Н. Г. Чернышевский, а А. И. Герцен стал духовным отцом народничества, в котором сформировались три направления:

Заговорщическое. Идеолог – П. Н. Ткачев (1844-1885). По его мнению, самодержавие не имеет опоры в народе и рухнет при малейшем толчке. Поэтому предлагал создать небольшую группу революционеров, которые захватят государственную власть и проведут социалистические преобразования. Заметим, что большевики тщательным образом пытались дистанцироваться от П. Н. Ткачева, не считая себя его преемниками.

Пропагандистское. Идеолог – П. Л. Лавров (1823-1900). Ведущая сила революции – интеллигенция. Полагал, что «народ не готов к революции», поэтому выдвинул тезис о критически мыслящих личностях. Но так как «один в поле не воин», то необходимо создать организацию. Ему также принадлежит мысль об ответственности интеллигенции перед народом. В конце 1870-х гг. после провала «хождения в народ» П. Л. Лавров стал признавать целесообразность террора.

Анархистское(бунтарское). Идеолог, М. А. Бакунин (1814-1876), был убежден в том, что народ готов к революции, в случае ее победы государство будет разрушено, ибо любое государство – есть зло. «Страсть к разрушению есть тем самым и творческая страсть», – утверждал мыслитель, ставший одним из практиков-революционеров. Заявил о себе как сторонник ликвидации брака и семьи. Затем эти идеи пытались материализовать анархисты после 1917 г., пропагандируя одиозные теории свободной любви и «стакана воды».

Самый решительный последователь анархизма – С. Г. Нечаев (1847-1882). Создатель организации «Расправа» и автор «Катахезиса революционера», цель которого: «освобождение народа, разрушение поганого общества», которое делилось С. Г. Нечаевым на несколько категорий:

  1. Особо вредные – смерть.
  2. Совершившие ряд зверских проступков – временно даровать жизнь.
  3. Высокопоставленные скоты – использовать для революционеров.
  4. Либералы – их руками мутить государство.
  5. Революционеры – их толкать на акции.

С. Г. Нечаева можно назвать отцом «черного» пиара в России. Он первым в политических целях предлагал распускать ложные слухи, вымогать деньги у богатых соотечественников. Ему принадлежит инициатива создавать бандитские шайки для грабежа туристов с целью добычи денег для революционного движения. Скомпрометировал себя убийством своего товарища – студента И. Иванова, который выступил против диктаторских замашек С. Г. Нечаева. Поэтому его оценки противоречивы даже среди самих революционеров. После встречи с С. Г. Нечаевым Н. П. Огарев отрекся от дела революции, а демократический критик Н. К. Михайловский назвал С. Г. Нечаева «печальным, ошибочным и преступным исключением».

Первым марксистом по иронии судьбы стал Г. В. Плеханов (1856-1918), бывший народник, порвавший с ними и написавший на эту тему ряд работ: «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия». Парадокс в том, что сам К. Маркс в отличие от своего русского «друга» Г. В. Плеханова не исключал, что община может стать ячейкой будущего социализма.

Наиболее радикальное направление в марксизме – ленинизм. В. И. Ленин (1870-1924). Во время Первой мировой войны он провозгласил тезис о возможности победы социалистической революции в отдельно взятой стране – «слабом звене в цепи империализма». Особое значение при этом придавал захвату политической власти с помощью которой пролетариат смог бы провести социалистические преобразования. По мнению социолога И. Валлерстайна, в таком толковании ленинизм обнаруживается во многих странах под самыми разными названиями, а иногда и без всякого названия.

Однако не стоит утверждать, что в первую четверть XX в. в России были только представители радикальной политической мысли. П. И. Новгородцев (1866-1924) ввел в оборот понятие «право на достойное существование». Выступая с обоснованием демократических социальных реформ, он считал необходимым создать в России правовое государство. Он критически проанализировал идеалы анархизма и социализма. Суть исторического прогресса усматривал в движении к общественному идеалу – свободному, универсальному и творческому самосовершенствованию личности.

Б. А. Кистяковский (1868-1920) как ориентир для развития государства предлагал идею правового и социально-справедливого общества. В России, отмечал он, в обществе по большей части не встречается правильного понимания истинной сущности права. Поэтому образованный класс должен нести ответственность за творческое развитие народа и его правосознание.

М. М. Ковалевский (1851-1916) – историк и общественный деятель. Среди его многочисленных трудов особое место занимает работа «Происхождение современной демократии». Классовые противоречия и классовая борьба, по М. М. Ковалевскому свидетельствуют о незрелости системы общественных отношений. Исходя из этой посылки, он разработал доктрину конституционной монархии.

Л. И. Петражицкий (1867-1931) вошел в историю как создатель российской психологической теории права, освобожденной от узкого юридического прагматизма. По его мнению, в достижении твердого порядка в общественной жизни роль права важнее роли нравственности.

Серьезный вклад в развитие политической мысли внес Н. А. Бердяев (1874-1948) В своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» он пытался показать марксизм как новую лжерелигию. «В ней существуют святыни – народ, пролетариат, культ жертвенности – во имя будущих поколений, мечта об установлении земного рая – коммунизма. Главная слабость коммунизма – неспособность преодолеть ненависть», – писал философ. Ему также принадлежат следующие оригинальные мысли: «не личность часть общества, а общество – часть личности и даже космос – часть личности»; «Россия – неудачная смесь Запада и Востока. Русский – или апокалиптик или нигилист»; «Запад гниет, т.е. умирает европейская культура, а торжествует европейская цивилизация, безразличная и бездушная». В 1922 г. Н. А. Бердяева вместе с другими неугодными выслали из страны на «философском пароходе»2. С той поры общественно-политическая мысль в России стала развиваться исключительно в русле марксизма-ленинизма.