На стадии зарождения политическая мысль в России развивалась в патриархальном русле, а власть рассматривалась как, безусловно, праведная и справедливая.

Первым политическим трактом в истории древнерусского государства было «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.).

Основная тема этой работы – прославление земли русской, ибо русскому народу принадлежит великое историческое будущее.

Киевский князь В. Мономах (XII в.) в своем труде «Поучения», который он оставил в качестве политического завещания своим сыновьям был выдвинут тезис об ответственности князя за авторитет власти. При этом В. Мономах завещал наследникам быть милосердными и правосудными. В целях устранения междоусобиц он также призывал сыновей строго соблюдать верность княжескому слову и присяге.

Другой древнерусский автор по имени Даниил (XII-XIII вв.), находясь в заточении (отсюда его прозвище – Даниил Заточник), в своем «молении», обращаясь к власти, говорил о том, что князь должен быть, прежде всего, заботливым правителем: «он должен быть как вода рыбам».

Если говорить в целом о развитии политической мысли на Руси, то можно выделить следующие ее особенности:

Монархическая идея, как основа государственности. В летописи «Повесть временных лет» монаха Нестора (XI-XII вв.) приводится легенда о призыве на княжение варяжских князей – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

Эта легенда в XVIII в. была подхвачена тремя немцами-историками, работавшими в России – Г. Байером, Г. Миллером и А. Шлецером. Так появилась на свет норманнская теория – концепция о зарубежном характере появления государства на Руси. Подчеркнем, что эта теория на Западе часто приобретала черты идеологии, при этом акцент делался на неспособности русских к государственному строительству.

Идея соборности.Во время шведско-польской интервенции (период «Смуты») появляется идея об избрании правителя «всей землей». Так были заложены начала традиции русской соборности. Это можно назвать и демократическими тенденциями, но только в традиционном общинном контексте.

Война как постоянный фактор русской истории – русская политическая мысль развивалась в обстановке борьбы за национальную независимость. Непрекращающиеся набеги кочевников, противостояние экспансии со стороны крестоносцев нашли свое отражение в политической мысли. Длившееся несколько столетий монголо-татарское иго изменило морально-нравственный облик не только русской элиты, но и всего народа. Отсюда возникло осознание особой миссии России в мире – защитницы христианских ценностей. В XVI в. монах Филофей озвучил эту идею в виде теории «Москва – третий Рим».

Русский вопрос.Это вопрос о способности русского народа быть самостоятельным субъектом мировой истории. Россия по своим объективным характеристикам – геополитическому положению, запасам природных ресурсов, размерам занимаемой территории и экологическом потенциалу, народонаселению не может существовать как второстепенная держава. Россия или будет существовать как великая держава или сойдет с исторической арены как самостоятельное государство. Над этим вопросом размышляло не одно поколение мыслителей.

Союз светской и духовной власти.Вмешательство церкви в дела государства считалось недопустимым. Единственная попытка поставить церковь над царской властью была обречена на провал (патриарх Никон).

Следует заметить, что недовольство церковью заставило некоторых священнослужителей выступить против ее официальной политики под лозунгом «нестяжения». Раздел «нестяжателей» Нил Сорский (1433-1508) выступил с проповедью аскетизма в церкви. Идейные противники «нестяжателей» сторонники Иосифа Волоцкого – «иосифляне» – отстаивали право церкви на земельную и иную собственность. В этой борьбе «нестяжатели» потерпели поражение, так как Иван III пошел на компромисс с церковью, сохранив ее земли и собственность, но получив ее поддержку в противостоянии с удельными князьями и боярами.

Отсутствие критики царской власти.В русской политической мысли практически не встречаются попытки критиковать царскую власть за исключением единственной попытки, предпринятой А. Курбским. Сбежав во время Ливонской войны за границу к неприятелю, он обличил в смертных грехах первого русского царя Ивана IV Грозного (XVI в.). Однако авторитет царской власти так и остался незыблемым.

Таким образом, в допетровской Руси политическая мысль развивалась параллельно с государственностью. Здесь не произошло Реформации, подобно той, что была в Западной Европе. Не произошло и смещения центра политической мысли на проблемы отдельного человека.