В общественно-политической мысли Нового времени со времен Английской буржуазной революции 1640 г. выделяются три направления: либерализм, радикализм и консерватизм.

Родоначальниками либерального направления принято считать Т. Гоббса и Дж. Локка. Крупным событием в общественной мысли Нового времени стало появление теории общественного договора. Ее автор – Т. Гоббс (1588-1679) в своем основном труде «Левиафан» (под этим понятием и подразумевается государство) изложил суть теории: первоначально существовал хаос (война всех против всех), затем люди заключили общественный договор – ради самосохранения они передали часть своих прав монарху (получив в обмен закон). Согласно такой изощренной логике, чем больше передано прав, тем меньше хаоса, а значит наилучшая форма правления – монархия. Таким образом, Т. Гоббс из достаточно прогрессивной теории сделал оригинальный вывод: свобода возможна лишь в том случае, если люди передадут большую часть своих прав монарху. Демократию он подверг основательной критике, охарактеризовав ее как царство нестабильности.

Свой вклад в развитие политической мысли внес приближенный О. Кромвеля, английских королей Карла II и Якова II Дж. Локк (1632-1704), изложенный в «Двух трактатах о государственном управлении», и «Опыте о человеческом разуме». Суть его учения заключалась в том, что человек может быть свободен только под лоном государственной власти. Но государство не вправе отбирать у граждан собственность, более того защита собственности и есть основная функция государства.

Ш. Монтескье (1689-1755) – мыслитель из Франции, для которого свобода и равенство выступают источником права. Свои идеи он изложил в труде: «О духе законов». Он вошел в историю политической мысли как отец теории разделения властей.

Родоначальнику немецкой классической философии И. Канту (1724-1804) принадлежат политологические труды «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Этот учёный известен как последовательный противник радикальных преобразований и революции, основоположник социал-реформизма. И. Кант отстаивал принцип автономности личности. Человек – для него цель, а не средство, поэтому политику он рассматривал как гармонию цели и средства.

Г. Гегель (1770-1831) Его основным политологическим трудом является «Философия права». Основа исторического развития по Г. Гегелю – абсолютные идеи, а мотор всякого общественного развития – внутренние противоречия. На этом основании он разработал свой знаменитый диалектический метод. Своим идеалом Г. Гегель считал конституционную монархию. Он разработал учение о свободной воле, которая представлена в трех ступенях развития: первая ступень – абстрактное право – проблемы собственности; вторая ступень – мораль – проблемы добра и блага; третья ступень – нравственность – проблемы семьи, гражданского общества и государства.

Если либеральное направление в политической мысли отстаивало тезис о невмешательстве государства в экономическую и духовную жизнь общества, то радикальное направление в общественно-политической мысли ограничивало либо вообще отрицало государственность и частную собственность, видя в нем главное социальное зло.

Примером может служить творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) Основной труд: «Об общественном договоре или принципы политического права». По его мнению, причина появления государства – необходимость охраны частной собственности. Однако частную собственность он не отрицал, выступал лишь за ее справедливое распределение. Идеал для Ж.Ж. Руссо – небольшая патриархальная республика. На практике его идеи воплотились в жизнь в годы Великой французской революции. Идея о суверенитете, полновластии народа вошла в Конституцию Франции 1793 г.

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители социализма Т. Мор и Т. Кампанелла.

Т. Мор (1478-1535) – автор знаменитого труда «Утопия» («Место, которого нет»), в котором он изобразил проект собственного идеального государства. В этом государстве господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда. Его идеи, несмотря на внешнюю привлекательность, небезобидны, в них можно увидеть зачатки тоталитарного общества. В его «Утопии» от трудовой повинности освобождаются чиновники. Рабство не отменяется, более того в их обществе царит наиболее жесткое отношение к рабам из числа самих утопийцев. Заключение брака утопийцы сравнивают с продажей лошади. Подобными идеями насыщена «Утопия».

Т. Кампанелла (1568-1639). Основной труд, который он написал в тюрьме, получил красивое название «Город солнца». Однако и здесь мы видим зачатки идей тоталитаризма. Читаем: «дома, спальни, кровати ...все у них общее. Едят все вместе, но должностные лица получают большие и лучшие порции.. женщина достойна смерти если она будет носить обувь на длинных каблуках…если одна женщина не понесет от одного мужчины, то ее сочетает с другим, если же и тут она окажется бесплодною, то переходит в общее пользование, но уже не пользуется почетом»». Подобные идеи мы находим у Дж. Уинстенли (Англия), Ж. Мелье (Франция), Г. Бабефа (Франция), А. Сен-Симона, Ш. Фурье (Франция), Р. Оуэна (Англия).

Если социализм ранее перечисленных мыслителей в советский период было принято называть «утопическим», то основателями «научного социализма» стали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), которые разработали теорию общественно-экономических формаций. Исследуя общественное производство, К. Маркс выделил две стороны: производительные силы и производственные отношения. Главная производительная сила – люди. Не менее важную роль играют и средства производства (предметы и орудия труда). В процессе совместной трудовой деятельности люди вступают в производственные отношения. Но главный вопрос – в чьих руках основные средства производства. Так в ходе производства капиталист (т.е. тот, кто владеет средствами производства) присваивает себе прибавочную стоимость (разницу между произведенной рабочим стоимостью и зарплатой). В этом по К. Марксу и заключается сущность капиталистической эксплуатации. Производительные силы и производственные отношения во взаимосвязи образуют способ производства.

В общем и целом марксизм можно свести к трем основным положениям:

  1. Политические отношения вытекают из экономических и представляют собой политическую надстройку, т.е. экономический базис общества первичен, а политическая надстройка вторична.
  2. Надстройка может играть активную роль в формировании базиса.
  3. Государство – продукт классовых отношений, оно служит интересам господствующего класса. Вся история человечества – это борьба классов. Только при коммунистическом обществе государство отмирает.

Наряду с либеральным и радикальным направлениями существовало и консервативное, представители которого выступали с критикой нововведений и реформ. Страх правящих элит перед неуправляемостью масс еще больше усилился после Французской революции. Г. Лессинг (1729-1781), И. Гете (1749-1832), И. Шиллер (1759-1805) – будучи противниками деспотизма, не менее резко выступили против революционных изменений. Все они родом из Германии. Позже к ним примкнул и Г. Гегель (1770-1831).

Однако наиболее влиятельные представители консерватизма были во Франции: Ж. Де Местр (1734-1821), де Бональд (1753-1840). Революция была объявлена ими делом сатаны. Ж. Де Местр, в частности, был сторонником абсолютной монархии, выступал за восстановление религиозных орденов и даже инквизиции.

Традиции консерватизма нашли свое логическое продолжение в исторической школе права. Ее представители Г. Гуго (1764-1844), Ф. Савиньи (1779-1861), Г. Пухта (1798-1864) подчеркивали общность интересов государства и общества, необходимость ориентации на традиции и дух нации.

Дух либерализма, консервативная критика радикализма привели к формированию умеренного направления.

Традиции постепенности и реформизма были развиты К. Каутским (1854-1938) и Э. Бернштейном (1850-1932). Последний вообще отрицал саму возможность науки о социализме. Он также подверг критике вывод К. Маркса об обнищании пролетариата, резко выступив против идеи о пролетарской диктатуре. Э. Бернштейн отрицал революционный путь, признавал только единственную форму борьбы – борьбу за реформы. В России его последователей называли экономистами. Эти идеи постепенного превращения капитализма в социализм были взяты на вооружение социал-демократическими партиями стран Западной Европы, что позволило во второй половине 1980-х гг. заговорить политологам о феномене шведского социализма.

К. Каутский не так кардинально разошелся с К. Марксом, как Э. Бернштейн. Но в отличие от В. И. Ленина он предостерегал от призывов совершить революцию там, где еще не созрели для нее материальные предпосылки.

С конца 1980-х гг. марксизм стал подвергаться критике и справа и слева. Представители неомарксизма по-новому взглянули на роль пролетариата. Г. Маркузе (1898-1979) вообще отрицал за ним роль передового революционного класса. Его последователи выдвинули тезисы, что отныне революционным классом являются студенты, молодежь, национальные и сексуальные меньшинства. В 2011 г. лозунги переориентироваться с рабочего класса на студентов и женщин зазвучали в рядах одной из крупных левых партий Европы – французских социалистов.

Наряду с марксизмом широкое развитие получили и другие концепции. Конец XIX – начало XX в. отмечен появлением теории позитивизма. Представитель этого направления английский мыслитель Г. Спенсер (1820-1903) вошел в историю как автор теории социальной обусловленности власти: в процессе своего развития общество эволюционирует от военного к промышленному (индустриальному) состоянию, а в будущем будет создана федерация высших наций, в котором будут запрещены войны.