В средние века политическая мысль была пронизана теоцентризмом – учению, согласно которому все определяет не природа, а Бог. Он сотворил мир, продолжает его сохранять каждый миг. Преобладает теологические видение основ власти. Власть – божий промысел, она от Бога, она способ заботы обо всех. Мыслители той эпохи активно использовали понятия «господство и право», «борьба и справедливость».

По-прежнему звучат требования законопослушания, но уже в новом религиозном контексте.

Следует подчеркнуть, что христианская эпоха – это безусловное повиновение государственной власти для христианина, в этом заложена основа его морали. Примером может служить послание апостола Павла, в котором звучит призыв к безусловному повиновению государственной власти.

Но власть государства постепенно подменяется властью церкви. В связи с этим выдвигается постулат о приоритете церковной власти над властью светской.

Ярким представителем той эпохи стал Августин Блаженный (354-430). Ему принадлежит наиболее последовательное обоснование догмы о роли церкви: «только церковь – истинное царство, где царит всеобщее единство и вечный мир». Апогей материализации этой теории XI-XIII в. – период господства церкви над государством в Западной Европе, распространение мысли о вселенских правах римского папы, вплоть до низвержения императора.

Интересный факт

Один из европейских королей Генрих IV вступил в конфликт с папой, но поняв, что проиграл, стал искать с ним примирения. Накинув одеяние грешника, Генрих IV был вынужден публично просить прощения у римского папы Григория VII, встав босиком перед дверями замка в Каноссе, где в то время находилась резиденция папы. Этот исторический эпизод получил название «стояние в Каноссе».

Фома Аквинский (1224-1274) – доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики. В своем труде: «Сумма теологии» он развивает следующий тезис: подчиняться светской власти можно только в том случае, если правители благословлены церковью. Более того, можно не подчиняться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния. «Государственная власть происходит от Бога. Поэтому она должна быть подчинена власти духовной … Путь к облагораживанию политики – в усилении ее соответствия положениям религии», – писал ученый-богослов.

Фома Аквинский был сторонником монархии. Разделял два ее вида: абсолютную и политическую, отдавал предпочтение последней, так как здесь власть правителя ограничена законами. Небезынтересно, что учение Фомы Аквинского (томизм) вначале настороженно было встречено церковью, но уже с конца XIII в. томизм становится официальной доктриной католицизма. Сам Фома Аквинский удостоился причислению к лику святых.

После провала крестовых походов развертывается борьба между королями, городами и аристократией. Создаются первые централизованные государства. Одним из результатов этой борьбы стало принятие в Англии Великой хартии вольностей (1215 г.) и возникновение первого в истории парламента. Здесь впервые декларировались права и свободы, т. е. впервые заявлено о правах человека. Правда, они распространялись только на баронов и рыцарей.

XV в. стал веком зарождения в Европе новой политической силы – буржуазии. Ее идеологией стало требование реформации церкви. Первым с этим лозунгом выступил монах М. Лютер (1483–1546). Радикальным представителем реформации стал Т. Мюнцер (1490-1526). В отличие от М. Лютера он оценивал реформацию не столько с точки зрения глубины церковных, сколько социальных преобразований. Еще более радикальных взглядов придерживался Ж. Кальвин, сжигавший на костре своих политических противников. Его основной идеей стало положение о божественном предопределении, согласно которому жизнь и деятельность людей складывается в соответствии с волей Бога. Если человек проявляет деловую активность, является бережливым и рачительным хозяином, добивается успехов, то он выполняет свое жизненное предназначение.

Идеи реформаторов сыграли свою роль. Европа в результате их пропаганды раскололась на два противоположных лагеря – протестантов (сторонников реформации) и их противников.

На закате средневековья вопросы политики, государства, политической деятельности стали выделяться в отдельную группу исследования. Как уже говорилось в первой главе, этот процесс был связан с именем Н. Макиавелли (1464-1527) Ему принадлежат труды: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». К политике он относился в первую очередь как к «опытной науке». Именно Н. Макиавелли популяризовал понятие «государство». Основной тезис его учения: в основе политического поведения лежат выгода и сила, т. е. в политике следует опираться только на силу, а не на мораль, как это было принято у мыслителей Древней Греции и Рима. Отсюда был сделан закономерный вывод: в политике цель оправдывает средства. Другой тезис Н. Макиавелли: есть два способа добиться достижения цели – путь закона и путь насилия и следует использовать оба эти пути. Самоуверенность, смелость и гибкость – необходимые качества для политика, именно от них зависит успех. В завершение приведем несколько цитат из работы мыслителя:

«Необходимо заведомо всех людей считать злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва им представится удобный случай»;

«Человек, которого лишают выгоды, никогда не забывает этого»;

«Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства».