Среди наследия политической мысли Востока первенствуют политические учения китайских мыслителей. Во многих трудах ученых Древнего Китая знание, мораль и политика рассматриваются в диалектическом единстве. В учении Конфуция (551-479 гг. до н.э.) значительное внимание уделяется знаниям, а еще большее – нравственности. Конфуций был убежден, что «благородный муж» должен обладать любовью к людям, чувствам долга и справедливости, стремиться к знаниям, быть уступчивым, мягким, почитать старших. Благо народа – основной пункт политической доктрины Конфуция. Социально-политическая иерархия Конфуция строится на принципе неравенства людей, предусматривающим подчинение простого народа, полностью отстраненного от участия в управлении государством.

Но при этом он выступал за мир между верхами и низами, против несправедливых войн. Первостепенное значение он предавал добродетели, а не законам, которые всегда связаны с наказанием.

Не менее популярным учением в Китае был даосизм, основателем которого был Лао-цзы (V в. до н.э.). Если в обществе утвердилось неравенство людей, утверждал мыслитель, то это явилось следствием нарушения принципа «дао» – олицетворения высшей справедливости. Лао-цзы выступал против активной деятельности во всех сферах общественной жизни, за недеяние. Управление, законодательство, культуру и многое другое он рассматривал как неестественное проявление, ведущее к нарушению «дао». «Самые лучшие правители те, существование которых народ не замечает», – считал философ.

В IV в. до н.э. в Китае получил распространение легизм – учение, выступающее за жестокие законы как основное средство управления. Легисты считали конфуцианство пустой болтовней, считая, что только насилием можно подчинить людей порядку. Легистами внедрялась система тотальной слежки, направленной на укрепление централизованной власти. Со II в. официальная идеология Китая стала совмещать в себе положения, как конфуцианства, так и легизма, отдавая в политической практике предпочтение последнему.

Что касается античности, то главной задачей мыслителей в Древней Греции и Древнем Риме стал поиск наилучших форм управления обществом.

Платон (427-347 гг. до н.э.) В своих основных трудах «Государство», «Законы» он рассмотрел разные формы управления государством, увидев пороки в каждой из них: тимократия (власть честолюбцев); олигархия (власть богатых); демократия (власть народа); тирания. Платон сделал необходимый вывод: создать идеальное государство. Для этого он ввел понятие «справедливость» и предложил иерархию сословий: философы, воины, крестьяне и ремесленники. Управлять должны философы, но при этом они будут лишены собственности, права иметь семьи, им должно быть не менее 50 лет и они должны сдавать экзамены на профессиональную пригодность.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Самый известный ученик Платона. Также как и учитель предпринял попытку анализа современных форм государства. Однако больше внимания уделял изучению отдельного индивида, сделав вывод о человеке как о государственном существе. Все формы государства разделил на правильные: монархия, аристократия, полития и неправильные: тирания, олигархия, демократия. Политический идеал для Аристотеля – государство, в котором главная сила – закон.

Мыслителями древней Греции большое внимание уделялось анализу понятию «закон» и необходимости законопослушания. Об этом говорили Гераклит (для него законы – «стены дома»), Демокрит, Сократ. Последний был приговорен к смертной казни, но из-за уважения к закону отказался от побега, который мог бы спасти ему жизнь.

В древнем Риме значительный вклад в развитие политической мысли внес Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В своих трудах «О государстве», «Законы» он раскрыл причину образования государства – «охрана собственности». Выделил три формы государства: царская власть; власть аристократии; демократия. Сделал вывод: лучшая форма государства – смешанная.

Таким образом, политическая мысль в Древней Греции и Риме развивалась вокруг анализа различных форм государственности и поисков форм идеального государства.