Современная политическая наука выработала целый комплекс способов урегулирования социально-политических конфликтов. Среди них:

  • политическое маневрирование – преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, способствующий функционированию политической власти;

Современная политическая наука выработала целый комплекс способов урегулирования социально-политических конфликтов. Среди них:

  • политическое маневрирование – преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, способствующий функционированию политической власти;
  • социальное маневрирование – перераспределение части общественных богатств в интересах оппозиции;
  • политическое манипулирование – целенаправленное воздействие на массовое сознание через каналы средств массовой информации;
  • интеграция контрэлиты – для ослабления негативных настроений интегрирования части контрэлиты в элиту;
  • силовое давление – крайняя мера для урегулирования социально-политического конфликта, доходящая до физического уничтожения оппонентов. Этот способ рекомендовал Н. Макиавелли, но при этом предупреждал о нежелательности конфискаций имущества казненных. Если демократические режимы к силовому давлению прибегают в крайних случаях, то тоталитарные режимы превращают его в основное правило своей жизнедеятельности.

Во внешнеполитических конфликтах основными субъектами, как правило, являются государства. Исходя из этой посылки, в политической науке принято выделять:

  • межгосударственные конфликты (конфликтующие стороны представлены государствами или их коалициями);
  • национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством, а другая общественно-политическими силами);
  • интервенции (государство без объявления войны вмешивается в дела другого государства, выступая помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Особенности межгосударственных конфликтов заключаются в следующем:

  • в основе внешнеполитических конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
  • внешнеполитический конфликт является продолжением политики государств-участников;
  • современные внешнеполитические конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения.

В каждую эпоху внешнеполитические конфликты возникали по разным причинам. Если в период Средневековья войны велись за землю – главное средство производства, то в Новое время – за источники сырья и рынки сбыта. Важнейшим ресурсом в XX-XXI вв. стала нефть, и мы видим целый ряд конфликтов, связанных с правами на этот стратегически важный ресурс: ирано-иракская война, операции США и их союзников в Ираке, Ливии и т.д. Особенность современных внешнеполитических конфликтов в том, что они перестали быть локальными. Практически ни один конфликт не замыкается в рамках двух противоборствующих сторон. Так, ввод иракских войск в Кувейт в 1990 г. привел к вмешательству в эти события коалиции западных государств во главе с США.

В современной политической науке выявлены следующие модели психологического разрешения внешнеполитических конфликтов: англо-саксонский, восточноазиатский, ближневосточный и романо-германский.

Политические конфликты также можно рассматривать как институциализированные и неинституциализированные.

Институциализированные конфликты – конфликты, которые идут по определенным правилам. В ходе избирательной кампании кандидаты ведут предвыборные баталии в рамках существующего законодательства. Даже войны должны вестись по определенным правилам, установленным международным правом. Например, международное право считает недопустимым переодевание в форму врага, убийство парламентеров, запрещает вести боевые действия против мирного населения. Другое дело неинституциализированные конфликты. Это конфликт, возникший между государством и экстремистско настроенной организацией, готовой ради достижения своей цели применять любые средства: саботаж, террор, заговоры и путчи.

Если конфликт захватывает всю политическую систему, то политологи говорят о политическом кризисе. Политический кризис может касаться той или иной ветви власти, и тогда можно говорить о парламентском кризисе, о правительственном кризисе. В 1990-е гг. Россия пережила несколько политических кризисов, когда парламент отказывался голосовать за кандидатуру премьер-министра, предложенную президентом. Беспрецедентный правительственный кризис в 2010 г. разразился Бельгии. В стране, раздираемой противоречиями, более года не удается сформировать правительство.

Если внешнеполитический конфликт не удается разрешить, то он может перерасти в войну. Войны выходят за рамки вооруженного противостояния, так как имеют серьезные экономические, политические и идеологические причины. Обратим внимание также на тот факт, что следует различать причины войны и повод к ней. Убийство 28 августа 1914 г. в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда стало формальным поводом для начала Первой мировой войны. Хотя причины войны были совсем иные – борьба за передел мира.

Когда причины к войне имеются у обеих конфликтующих сторон, то война неизбежна и повод к ее началу будет найден. Именно так в 1870 г. была развязана франко-прусская война, к которой стремились обе стороны.

Цели, которые преследуют стороны в конфликтах, как правило, масштабны по своим средствам и глобальны по своим целям. Войны, например, более масштабны, чем конфликты. И если во внутриполитическом конфликте участвует ограниченное количество людей, то война является состоянием всего общества, участвующего в ней. Результаты войны также существенно отличаются от результатов внешнеполитического конфликта. Войны могут закончиться поражением, победой за которыми последуют утрата (приобретение) территории государства, лишение суверенитета, выплата (получение) контрибуций и т.д.

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса выступает политическая партия. При демократии именно политические партии выступают основными посредниками в отношениях между государством и обществом. Возникновение и развитие политических партий связано с развитием парламентской демократии в национальных государствах, с приобретением и расширением политических прав и свобод в обществе, в числе которых важное место занимают: избирательное право, право создавать политические союзы, свобода печати, свобода слова, собраний и т.д. Кроме данных прав и свобод, которые явились необходимым условием развития современных политических партий, технико-технологические достижения последнего столетия, особенно связанные с изобретением и использованием средств массовой информации, способствовали усилению влияния политических партий.

Непременным спутником всего живого являются конфликты. Поэтому вполне естественно, что конфликты присущи и человеческому сообществу. Так как отличительная черта любого общества – отношения господства и подчинения, его непременным атрибутом является конфликт.

Что бы ни говорить о войнах как о способе решения внешнеполитических проблем нельзя забывать о том, что война – это отрицательная селекция. Во время войны погибают лучшие сыны отечества, так как они идут впереди, забывая свои личные интересы. Творческий потенциал наций подрывается, хотя и война и заставляет беречь и концентрировать усилия уцелевших талантов на решении конкретных задач. Именно забота о физиках, которых берегли в годы Великой Отечественной войны, позволило в итоге покорить космос. Поэтому политологи и мировая общественность должны принять все меры к недопущению войн, и не важно под каким благопристойным предлогом они бы начинались.