Стержневые элементы политики, ее институциональные аспекты и социальные функции. Классификация политики

 «… Нежелание заниматься политикой не освобождает от ее результатов», – сказал однажды канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Действительно, во все времена, а в начале наступившего третьего тысячелетия особенно, политика скрытно или зримо определяла судьбы людей и целых народов. Как ни какая друга сфера политика была тесно связана с глубинными основами человеческой цивилизации.

Термин «политика» ввел в оборот древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). По его глубочайшему убеждению политика должна была стать цивилизованной формой человеческой общности, служащей достижению «общего блага» и «счастливой жизни».

Политику можно рассматривать в трех контекстах. Во-первых, политика – это совокупность официальных взглядов, позиций, установок, принципов, определяющих направленность деятельности государства, международной, межгосударственной или общественной организации, государственного или политического деятеля в той или иной сфере общественной жизни. Во-вторых, политику рассматривают как деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также общественных организаций, партий, групп и т.п. В-третьих, под политикой понимают образ действий, направленных на достижение определенных целей. Таким образом, политика – это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

В настоящее время человеческое бытие вне политики представить невозможно. Даже в демократичном обществе граждане живут в состоянии «железобетонного взаимодействия». В большей или меньшей степени они зависят друг от друга. Ни бедняки, ни олигархи не могут себя чувствовать спокойно. Выжить в одиночестве нельзя, можно только погибнуть, потеряв все. Поэтому цель политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для человеческого сообщества направлении путем определения общих целей  и согласованных средств их достижения.

Основными факторами политики выступают социальные слои и группы, а также выражающие их интересы политические партии, движения и лидеры. Политика – это искусство и наука одновременно. Политика является искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и требует интуиции, опыта, творческой смелости и фантазии политиков. Использование интуиции как способа принятия решения всегда отличала выдающихся политиков прошлого. Выступление на митингах, участие в теледебатах также предполагает наличие определенных актерских способностей.

Знаете ли Вы, что

Римский император Нерон свои актерские навыки ценил не меньше государственных. Поэтому не случайно, что среди политиков недавнего прошлого достаточно тех, кто имеет актерскую школу. Р. Рейган, 40-й президент США, окрестивший СССР «империей зла» стал первым в истории актером-главой государства. Интересно, что перед тем как попасть в Белый дом он был губернатором Калифорнии. Губернатором Калифорнии в свое время был А. Шварценеггер – самый известный актер в мире политики. Он был очень популярным актером, но часть популярности растерял во время не очень успешного губернаторства. Бывший президент, любвеобильный Билл Клинтон сыграл самого себя в популярной комедии «Мальчишник в Вегасе». Что касается российских политиков то будучи депутатом Государственной Думы от фракции КПРФ продолжала сниматься в кино актриса Е. Драпеко. После получения мандата она сыграла не менее десяти ролей. В кинематографе попробовал себя лидер ЛДПР В. В. Жириновский, сыграв роль капитана милиции в малобюджетной комедии «Корабль двойников».

Наукой политология считается с того времени, когда человечеству стали известны законы общественного развития, используя которые, можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. Если есть законы развития природы, следовательно, есть законы развития общества – к этому выводу пришел французский философ О. Конт. К этим же выводам пришел и К. Маркс. Но если первый стремился к улучшению существующего общества, став отцом родственной политологии науки – социологии, то К. Маркс мечтал об его уничтожении, надеясь построить совершенный строй, имя которому – коммунизм.

Субъекты политики – индивиды, социальные слои и группы, организации, активно или пассивно участвующие в политической жизни

К субъектам политики относят:

  • Политические институты (государство, политические партии, социально-политические движения);
  • Социальные общности (классы, слои, нации, элиты);
  • Отдельные личности (политические лидеры, активисты политических партий, граждане, участвующие в принятии решений – от голосования и референдума до выдвижения собственной кандидатуры на пост президента).

Институциональные аспекты политики:

  1. Политическая деятельность тесно связана с решением проблем существования и функционирования государства – основного социального института, который служит для решения проблем, интересующих общество в целом.
  2. Политическая деятельность кроме государства строится вокруг других политических организаций – политических партий, политических клубов, групп давления – лоббистских организаций. Таким образом, она институционально оформлена и все действия, которые только внешне представляются стихийными, направляются и режиссируются какими-либо политическими институтами.
  3. Политические институты, прежде всего, государство обладают способностью принуждения и волевого воздействия на граждан. Следует вспомнить опыт гражданской войны, когда независимо от желания россияне были вынуждены служить в Белой или Красной Армии. Весь вопрос заключался только в том, у кого на данный момент власть и кто проводит мобилизацию.

Социальные функции политики:

  • Гуманитарная – обеспечение гарантий прав и свобод личности, поддержание общественного порядка, внутриполитической стабильности и гражданского мира.
  • Социализаторская – включение личности в социально-политические отношения, передача ей опыта и навыков преобразовательской деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций. Иными словами, политика играет роль социального института, ответственного за результаты политической социализации.
  • Управленческая – обеспечение взаимодействия значимых интересов и потребностей различных групп общества. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, пытаясь найти между ними приемлемые компромиссы, направляет участников политического процесса в русло диалога. Если консенсус не достигнут, используются социальное принуждение и насилие.
  • Миротворческая – сглаживание конфликтов и противоречий, предупреждение и разрешение их.
  • Мобилизационная – создание механизма, предоставляющего индивиду возможности для построения собственной политической карьеры, удовлетворения его личных амбиций, потребностей в признании и повышения социального статуса. Реалии современной политической жизни в России таковы, что политические партии испытывают определенный дефицит в квалифицированных кадрах. Поэтому желающем сделать карьеру в политике всегда предоставляется шанс.
  • Ориентационная – разработка проектов будущего, определение социальных ориентиров, поиск для их осуществления необходимых ресурсов.

Классифицировать политику можно исходя из различных оснований: сфера общественной жизни, объект воздействия, субъект политики, приоритет деятельности.

Таблица 2 - Классификация политики

Сферы общественной жизни

Объект

Воздействия

Субъект

Политики

Приоритет деятельности

Экономическая

Внутренняя

Политика государства

Политика

нейтралитета

Социальная

Политика партий

Политика «большого

скачка» (Китай, эпоха Мао Цзэдуна)

Национальная

Внешняя

Политика общественных организаций и движений

Военная

Политика «открытых дверей»

 

В последние годы политологи и историки говорят об исторической политике – эта попытка ради получения политических дивидендов переориентировать общественное мнение в национальных интересах своего государства и переосмыслить историческое прошлое. Польша, страны Прибалтики пытаются разыгрывать роль жертвы, пострадавшей от советской экспансии в 1940-е гг. В США и Англии всячески принижается роль СССР в победе над нацистской Германией, образ России демонизируется, она превращается в пугало для общественности на Западе. «Америка. Америка. Америка!», – обратите внимание, с каким пафосом называется в США главный учебник по американской истории. Российским ученым стоит поучиться любить свою страну у коллег из-за океана. Увы, но отдельные российские историки в 1990-е гг. внесли лепту в неблагодарное дело по шельмованию исторического прошлого собственного отечества. Поэтому одна из задач исторической политики – вернуть былое величие в оценках российской истории. И неслучайно для этой цели президентом страны Д. А. Медведевым была создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации российской истории.

Функции политики как социального института:

  • обеспечение нормального функционирования и развития общества;
  • сочетание интересов всех членов общества;
  • решение проблем на основе компромиссов между политическими силами.
  • консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;
  • выработка политических программ, выражающих устремления социальных общностей, и организация их осуществления;
  • упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;
  • интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;
  • защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;
  • обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил1.

Динамической характеристикой политики являются политические процессы  – совокупность действий и взаимодействий людей, опосредованных политическими отношениями между ними.

Политические процессы разнообразны. К ним можно отнести борьбу разных сил за политическую власть, сам процесс осуществления власти, национально-освободительную борьбу народов, движения за демократию и т.д.

Анализируя политические процессы, обращают внимание на их объективную, субъективную сторону, а также определяют их характер.

Объективная сторона политических процессов. Любой процесс объективно обусловлен экономическими отношениями, расстановкой социальных сил, местом участников в системе отношений власть-собственность, политическими интересами социальных групп и индивидов.

Субъективная сторона политических процессоввключает в себя политическое сознание и волю участников.

Характер политических процессов. Он зависит от объективных политических интересов их участников и целей, к которым они сознательно стремятся. Процессы могут иметь характер борьбы, приспособленной к социально-политическим реалиям, соперничества или сотрудничества с политическими силами.

Инициатором политических процессов часто выступает государство. «Процесс пошел», – одно из любимых высказываний первого президента СССР М. С. Горбачева. Действительно, государство – основа политической системы и двигатель политических процессов. Членство в нем и исполнение его законов является обязательным для каждого члена общества, что отличает его, например, от политической партии. Функции государства многообразны.