Сформулированные ниже законы общения, конечно, не исчерпывают списка коммуникативных законов. Скорее, это лишь наиболее яркие из них. Знание о них, умение их распознавать и использовать в деловом общении, а иногда и противостоять им – важная составляющая коммуникативной грамотности делового человека.

Закон зеркального развития общения

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: в процессе коммуникации одному собеседнику свойственно копировать стиль общения другого собеседника. Причём человек делает это автоматически, практически без контроля сознания.

Например, если в общем разговоре кто-то вдруг переходит на шёпот, то все общающиеся непроизвольно обращают на это внимание и тоже снижают громкость своего голоса – отзеркаливают. Если кто-то начинает кричать, то его собеседники, да и все окружающие испытывают огромное желание тоже повысить голос. Если начальник накричал на подчинённого, а тот не может ему ответить тем же, подчинённый испытывает большой дискомфорт от того, что приходится сдерживать себя, нельзя отзеркалить.

Отзеркаливанию нужно уметь сопротивляться – такое умение, например, может предотвратить или ослабить возникший конфликт или скандал: на вас кричат, а вы демонстративно снижаете громкость голоса, говорите несколько медленнее, чем обычно, увеличиваете паузы между словами и т.п. В этом случае уже наступает черёд собеседнику отзеркалить ваш спокойный тон, он начинает постепенно снижать громкость речи, успокаиваться.

Отзеркаливание основано на принципе «подобное рождает подобное». Агрессивная манера общения и собеседника делает агрессивным, а доброжелательная манера вызывает у него желание ответить тем же, позволяет установить и поддерживать с ним хорошие отношения. Это эффективный приём сохранения доброжелательного контакта с партнёром, один из важнейших принципов бесконфликтного общения.

Закон модификации отклоняющегося коммуникативного поведения слушателя

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: если собеседник в общении нарушает некоторые общепринятые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает потребность сделать ему замечание и тем самым заставить его изменить коммуникативное поведение, вернуться к соблюдению установленных норм.

Так, если собеседник начинает повышать голос, нам всегда хочется сказать ему: «Перестаньте кричать!» Если он, напротив, стал говорить тихо, то нам хочется сказать: «Говорите громче!» Если он позволяет себе командовать, отдавать распоряжения, то мы говорим: «А что это вы здесь раскомандовались?» Стесняющегося человека принято подбадривать: «Смелее, не стесняйтесь!» Хвастуна, наоборот, осаживают: «Что это вы так похваляетесь?» и т.д.

Таким образом, человек, наблюдающий у собеседника отклонения от некоторых норм коммуникативного поведения, испытывает искушение модифицировать коммуникативное поведение собеседника. Следует отметить, что этот закон конкурирует с предыдущим законом (законом зеркального развития общения): верх берёт либо отзеркаливание коммуникативной манеры собеседника, уподобление ей, либо стремление к трансформации его поведения – в зависимости от ситуации, участников общения, их коммуникативных ролей, социального и должностного положения и т.д.

Закон зависимости эффективности общения от объёма коммуникативных усилий

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем будет выше эффективность его речевого воздействия на слушающих.

Понятие эффективности в речевом воздействии принципиально отличается от подхода к расчёту эффективности в сфере производства. Так, в промышленности эффективным является такое производство, при котором единица продукции производится с минимальными затратами. В общении же всё наоборот: здесь необходимо применять весь запас доступных вербальных и невербальных средств, т.е. необходимо увеличивать затраты, и только в этом случае можно рассчитывать на эффективность речевого воздействия.

Обратите внимание на то, что, по данным исследователей, краткие просьбы и распоряжения всегда выполняются людьми менее охотно по сравнению с более пространными, они всегда воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает более развёрнутые речевые формулы для просьбы, распоряжения и т.д. – такие формулы позволяют подать несколько сигналов вежливости, уважения, расположения к собеседнику. Именно поэтому надо учиться развёрнуто просить, отказывать, аргументировать и т.д. – это всегда оказывается более эффективно, поскольку эффективность коммуникации прямо пропорциональна объёму затраченных коммуникативных усилий.

Конечно, это очень трудоёмко – гораздо легче попросту накричать на собеседника или силой заставить его что-либо сделать. Однако такое общение, хотя и может дать определённый результат, оказывается в конечном итоге неэффективным – на вас обидятся, могут затаить злобу, распоряжение выполнят, но плохо, пообещают сделать и подведут и т.д.

Если же коммуникант приложил очень много коммуникативных усилий, а результата всё равно не достиг, то это означает, что либо усилий было приложено всё-таки недостаточно, либо были использованы неадекватные приёмы речевого воздействия.

Закон прогрессирующего нетерпения слушателей

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: чем дольше говорит человек, тем большее невнимание и нетерпение проявляется его слушателями.

Сколь бы ни был интересен и занимателен оратор или рассказчик, как бы ни были расположены к нему слушатели или собеседники – всё же чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше склоняются к мысли о том, что он явно затянул свою речь и ему пора бы заканчивать. Согласно данным исследователей, вторая половина речи оратора всегда кажется слушателям примерно вдвое длиннее первой, а последние десять минут – втрое длиннее первых десяти. Эти наблюдения можно суммировать следующим образом:

Длительность выступления

Длится

Воспринимается как

первые 10 мин.

10 мин.

10 мин.

вторые 10 мин.

10 мин.

20 мин.

третьи 10 мин.

10 мин.

30 мин.

Из сказанного выше следует как минимум один важный вывод для делового общения: эффективная речь должна быть краткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 минут.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории и тем хуже она понимает оратора. Иногда это явление называют эффектом толпы: когда слушателей много, они начинают хуже «соображать», хотя личный интеллект каждого отдельного человека при этом, конечно, в полном объёме сохраняется. Например, скабрезная шутка лектора в аудитории, состоящей из 10 человек, будет отвергнута, а в аудитории из 100 человек некоторая часть людей засмеётся. И это произойдёт вовсе не вследствие того, что в большой аудитории могут оказаться малокультурные или неподготовленные в интеллектуальном отношении люди – 100 академиков тоже отреагируют на пошлую шутку, которую они не приняли бы, находясь вдесятером. Данное явление связано с тем, что в большой массе человек начинает хуже мыслить логически, в его умственной деятельности начинает доминировать правое эмоциональное полушарие мозга. Поэтому среди большой массы людей у человека усиливаются эмоциональные реакции и несколько ослабляются интеллектуальные функции, снижается критичность восприятия, он становится более доверчивым и внушаемым.

Человек среди большой массы людей менее внимателен к смыслу слов, хуже понимает обращённую к нему речь, с трудом воспринимает сложные предложения, ему трудно продуктивно решать сколько-нибудь сложные интеллектуальные задачи. Человек, оказавшийся в массе, легче реагирует на прописные истины, речевые штампы, грубые шутки, примитивные призывы – особенно на негативные и деструктивные (ломай, бей, жги, долой), и при этом почти не воспринимает призывы позитивные или конструктивные.

Отсюда следует, что выступать перед большой аудиторией надо совсем не так, как перед маленькой, и убеждать большую аудиторию нужно по-иному, нежели маленькую. Поэтому выступления на массовых митингах имеют свою специфику – чтобы оратора поняли и приняли его идеи, надо говорить эмоционально, короткими фразами, громко, использовать простые выражения, приводить общеизвестные истины, пословицы и поговорки, использовать простой юмор, обязательно заканчивать выступление ясным и коротким призывом, лозунгом.

Перед небольшой аудиторией выступать следует совсем по-другому, а убеждать одного-единственного собеседника оказывается труднее всего – он совсем не такой доверчивый и внушаемый, как толпа.

Закон коммуникативного самосохранения

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: в процессе общения человек старается сохранить достигнутое им на данный момент коммуникативное равновесие. Проявления действия этого закона достаточно разнообразны. Так, новая, непривычная идея, сообщённая собеседнику, в первый момент им обычно отвергается или, по крайней мере, встречает его недоверие. Другими словами, если человек получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него к данному моменту мнению или представлению, дестабилизирует его состояние, то первая мысль, которая приходит ему на ум заключается в том, что эта информация неверна, а сообщивший её ошибается. Отвержение новой идеи – это результат сопротивления психики человека факторам, нарушающим его психическое, физическое, интеллектуальное равновесие. Первая реакция всегда эмоциональна, и поэтому доверять ей в серьёзных случаях нет оснований.

Для того чтобы объективно и правильно оценить слова собеседника, принять по ним верное решение, его слова необходимо осмыслить. А это требует определённого промежутка времени, спокойной обстановки, логических усилий, иногда – дополнительной информации, совета компетентного человека. Практика показывает, что никакую идею нельзя отвергать сразу, ибо в ней может заключаться рациональное зерно, и потому необходимо бороться с возникающим искушением сразу сказать «нет» собеседнику. Если идея для нас нова или непривычна – надо дать себе труд её обдумать.

Ещё одно важное следствие указанного коммуникативного закона, которое обязательно надо учитывать в общении, состоит в том, что нельзя без подготовки «выпаливать» новые идеи собеседнику. Если вы хотите добиться согласия собеседника со своими идеями, нужно сначала подготовить его к их восприятию. В противном случае неосновательно надеяться на немедленное принятие собеседником высказанной новой, неожиданной для него точки зрения.

Проявление закона коммуникативного самосохранения можно видеть ещё и в том, что люди обычно стараются воздерживаться от обнародования своей точки зрения, если видят угрозу её критики или отвержения. Если, например, человек видит, что других грубо обрывают, не дают им высказаться, нещадно критикуют, то он и сам замолкает. К тому же, в условиях вертикального общения (руководитель – подчинённый) человек нередко испытывает громадное искушение сказать то, что хочет услышать руководитель, или то, что «надо сказать» в сложившейся ситуации. Этим человек просто выводит себя из-под возможного морального или иного удара. Психологические исследования показывают, что только три человека из ста способны активно сопротивляться этой закономерности.

Закон коммуникативного самосохранения также побуждает людей пропускать мимо ушей информацию, которая противоречит уже сложившемуся у них мнению (такую информацию они часто просто «не слышат», или говорят фразы вроде: «Да, но я всё равно считаю, что...», «Я всё равно остаюсь при своем мнении…» и т.п.) Иногда в подобной ситуации люди стремятся найти и находят какие-либо (как правило, весьма поверхностные) аргументы, чтобы мотивировать отклонение противоречащего их мнению суждения.

Диктует закон коммуникативного самосохранения и отторжение непрошеных советов и публичной критики в свой адрес. Люди не терпят публичных поучений и реагируют на них обычно негативно, даже если замечание, совет или предложение объективно являются правильными, справедливыми. Совет, данный в присутствии посторонних, часто воспринимается как упрёк. Критика же, осуществляемая в присутствии других людей, отвергается практически в 100% случаев. Исследования показывают, что от публичной критики начинают лучше работать 10% людей, 10% начинают работать ещё хуже, а остальные 80% лишь приходят в раздражение от самого факта критики и переносят это раздражение на критикующего и на окружающих. Те же самые исследования показывают, что 60% людей не обижаются на критику, высказанную с глазу на глаз. Следовательно, критиковать, делать замечания лучше лично, а не публично: если руководитель действительно хочет улучшить работу сотрудника, замечания сотруднику надо делать наедине – это гораздо целесообразнее. А вот от публичной похвалы человек работает лучше. Похвалить человека публично – это стимулировать его к дальнейшей хорошей работе, поскольку похвала на глазах у многих поддерживает в нём высокую самооценку.

Закон ритма общения

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека является постоянной величиной. Этот закон означает, что каждому человеку в день необходимо определённое время говорить и определённое время молчать.

Закон ритма общения действует в человеческой жизни достаточно чётко, и человеку следует соблюдать сложившийся, привычный для него ритм общения – иначе он начнёт ощущать психическое беспокойство, у него возникнет стресс, ухудшится настроение, общее состояние здоровья. Образно можно сказать, что в каждом человеке установлен своеобразный счётчик, который сигнализирует либо о том, что на данный момент мы «переговорили» и надо помолчать, либо, что мы слишком долго молчим и нам пора бы набирать свою норму говорения. При этом для человека важно в равной мере соблюдать как норму говорения, так и норму молчания.

Если человек превысил свою норму говорения, ему необходимо восстановить ритм – отмолчаться, выключиться из общения. Это связано с потребностью в психологической защите (человек просто устаёт от общения с другими людьми, от необходимости реагировать на их поведение, перерабатывать поступающую от них информацию, отвечать на вопросы и т.д.)

Существует немало профессий, которые предрасполагают человека к нарушению ритма общения. Так, в своей профессиональной деятельности «переговаривают» школьные учителя, вузовские преподаватели, руководители (у последних общение часто занимает до 80% рабочего времени), журналисты, ведущие приём пациентов врачи, юристы, экскурсоводы, осуществляющие работу с гражданами государственные служащие, продавцы и т.д. Эти люди нуждаются в систематическом отдыхе от общения, что принимает форму домашней молчаливости, стремления в течение хотя бы какого-то времени уклоняться от общения даже с близкими людьми.

Обратите внимание на то, что люди, которые в силу тех или иных причин и обстоятельств не могут набрать требуемую их психикой норму говорения, также чувствуют себя не особенно хорошо. Они подвержены резким колебаниям настроения, у них могут обостриться болезни, развиться мнительность. В одиночестве часто оказываются пожилые люди, и нетрудно заметить, как они везде ищут общения – стараются заговаривать с незнакомыми и малознакомыми людьми (на улице, в лифте и т.д.), ведут беседы в очередях, любят поговорить на приёме у врачей, заводят домашних животных, с которыми разговаривают.

Чтобы восстановить ритм общения после его нарушения, вовсе необязательно компенсировать говорение или молчание в полном объёме. Здесь ситуацию с говорением и молчанием можно уподобить ситуации со сном и бодрствованием: если человек недоспал 4 часа, то это не означает, что на следующий день он должен добавить эти 4 часа к своим обычным восьми часам – иногда достаточно получаса сна днём, чтобы восстановить баланс сна и бодрствования. Аналогично складывается ситуация применительно к общению и молчанию: человек чуть дольше помолчал или поговорил с кем-либо, и его ритм общения восстановился.

Стόит отметить, что ритм общения у людей зависит от пола – женщины обычно испытывают бόльшую потребность в говорении, чем мужчины (отсюда их долгие и абсолютно бессодержательные, с точки зрения мужчин, беседы с подругами по телефону); люди, живущие вместе долгое время, разговаривают друг с другом меньше, чем в молодости, когда они начинали совместную жизнь; ритм общения претерпевает определённые изменения с возрастом: у детей, подростков и молодёжи наблюдается огромная потребность в общении, у людей же среднего возраста она уменьшается, а в пожилом возрасте снова возрастает.

Закон речевого самовоздействия

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: словесное выражение идеи или эмоции помогает более чётко сформировать эту идею или эмоцию у говорящего (пишущего).

Из практики давно известно, что словесное выражение некоторой мысли позволяет человеку укрепиться в этой мысли, окончательно убедиться в её правильности. Например, если человек своими словами объясняет что-либо собеседнику, он сам лучше уясняет для себя суть рассказываемого. Вспомните старый учительский анекдот, в котором учительница с упрёком говорит ученику: «Ваня, я тебе уже 20 раз объяснила, уже сама наконец поняла, а ты всё никак не поймёшь!»

Из специальных исследований известно, что в счастливых семьях выше уровень, так называемой, вербальной любви – иными словами, в таких семьях принято больше говорить о любви друг к другу. Говоришь о любви – и больше любишь; говоришь, что зол, что ненавидишь – и больше злишься и ненавидишь; убеждаешь кого-либо в чём-то – и больше убеждаешься в сказанном сам. Таким образом, вербальная констатация идеи позволяет говорящему (пишущему) утвердиться в этой идее.

Именно закон речевого самовоздействия объясняет, почему можно, заставив себя в трудной ситуации, например, принудительно улыбаться, действительно изменить своё настроение в лучшую сторону. То же самое может быть сказано и о плохом настроении: если поддаться слезам, унынию, печали, начать много сетовать и жаловаться, то эмоциональное и физическое состояние человека будет ухудшаться. На данном законе базируется так называемая аутогенная тренировка, в основе которой лежат словесные команды, отдаваемые человеком самому себе и регулирующие его психическое и физическое состояние: «Я спокоен, сердце бьётся ровно, у меня хорошее настроение» и т.д.

Закон доверия к простым словам

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: чем проще ваши мысли и слова, тем лучше вас понимают и больше верят. Простота содержания и формы в общении – залог коммуникативного успеха.

Люди лучше воспринимают простые истины, потому что эти истины им более понятны, привычны. К тому же многие из простых истин вечны, т.е. имеют непреходящий характер, и поэтому апелляция к ним гарантирует внимание собеседников, их интерес.

Хорошо известно, что обращение к простым истинам – основа популизма в политике. Политики-популисты неизменно имеют успех потому, что говорят людям простые истины из набора тех, которые люди хотели бы услышать, и отвечают именно на те вопросы, которые волнуют большие массы людей. А между тем набор этих вопросов не очень велик. И если человек получает простые ответы на волнующие его вопросы, то он не только внимателен к тому, кто эти ответы даёт, но и склонен ему верить.

То же самое касается и речевой формы, в которую облекаются идеи, – чтобы быть воспринятыми и вызвать доверие, простые идеи должны быть упакованы в простые же слова, короткие фразы, ясные выражения и формулировки, доступные лозунги. Вспомните знаменитые призывы партии большевиков: «Землю – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!», «Долой мировую войну!», «Долой министров-капиталистов!», «Да здравствует советская власть!» и т.п.

Ораторы-практики рекомендуют выступающим мысленно уменьшать возраст своих взрослых слушателей примерно на 10-15 лет и соответственно этому к ним обращаться – если то, что мы говорим тридцатилетним, будет сказано так, что это было бы понятно даже и 10-15-летнему, то есть большая вероятность того, что вся аудитория вас воспримет и поймёт.

Закон притяжения критики

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: чем больше вы отличаетесь от окружающих вас людей, тем больше о вас будут злословить и тем чаще будут подвергать критике ваши действия. Иными словами, неординарный человек всегда становится объектом повышенного внимания, притягивая к себе критические замечания.

Многих людей очень огорчает и злословие, и несправедливая критика в их адрес. Однако необходимо иметь в виду, что действие коммуникативного закона притяжения критики объясняется чисто психологически: всё нестандартное объективно привлекает больше внимания просто потому, что бросается в глаза, и поневоле становится предметом обсуждения людей. Концентрируются же люди преимущественно на особенностях и недостатках выделяющихся личностей в попытке снизить объект критики до уровня, сопоставимого с ними самими.

К данному явлению необходимо относиться именно как к закону, как к неизбежности. Притяжение критики происходит вовсе не потому, что все вокруг хотят зла выделяющимся на фоне других людям, притяжение критики – это сугубо объективный закон, действующий в человеческом обществе, и обижаться на него нет смысла.

Закон самопорождения информации в группе общения

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: при недостатке информации в какой-либо группе общения эта информация самопорождается в рамках группы. Этот закон объясняет возникновение разного рода слухов: они возникают в условиях отсутствия объективной информации практически на «пустом месте». Источниками формирования слухов являются догадки и домыслы, субъективные мнения, страхи, аналогии и другие виды информации, присутствующей в группе.

Причиной возникновения слухов является потребность людей обсуждать и вырабатывать своё отношение к проблемам и событиям, затрагивающим их интересы. Важным элементом существования и деятельности любой группы является обсуждение внутри группы сплачивающей её информации – как сугубо производственной, внутренней, так и связанной с окружающим миром.

Таким образом, слухи возникают как реакция на дефицит или полное отсутствие информации. Следствием этого закона является правило, которое должен знать каждый руководитель: необходимо давать своевременную и достоверную информацию по волнующим подчинённых вопросам.

Закон ускоренного распространения негативной информации

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: негативная, тревожная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе или положении людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера.

Это связано с повышенным вниманием людей к отрицательным фактам в силу того, что положительное начинает быстро восприниматься людьми как норма и перестаёт обсуждаться. К негативным же фактам люди проявляют большее внимание, интенсивнее обсуждают их, поскольку испытывают страх за своё положение, будущее, здоровье и т.п.

Закон искажения информации при её передаче

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: любая информация, передаваемая в группе общения, искажается в процессе передачи.

Таким образом, чем большее число людей обсуждает и передаёт другим ту или иную информацию, тем более сильному искажению этой информация подвергнется – степень искажения информации прямо пропорциональна числу передающих её лиц.

Искажения происходят вследствие субъективной интерпретации информации каждым следующим её получателем, а также вследствие «правила комментирования» передаваемой информации, согласно которому каждое передающее её лицо фактически комментирует информацию в рамках своего понимания, тем или иным образом (хотя бы интонационно) демонстрируя к ней своё отношение. Например, просьбу директора зайти к нему того или иного сотрудника секретарь может передать адресату с разной интонацией: нейтрально, с угрозой, с сочувствием, с интересом и т.д., причём в любом случае это будет информация, которую передающий сам добавляет к сообщению – ведь директор ничего подобного, конечно, сообщать не просил. Получивший же соответствующую информацию человек уже будет определённым образом настроен перед своим визитом к директору, хотя в задачи директора это не входило.

Вызываются искажения также и нашим неумением слушать собеседника, а иногда – нежеланием демонстрировать свою неосведомлённость в том или ином вопросе или непонятливость и переспрашивать, когда что-либо непонятно.

Естественно, что чем через большее «число голов» проходит информация, тем бόльшим искажениям она неизбежно подвергается (на этом основана популярная детская игра «испорченный телефон»). Данное явление особенно опасно при передаче директивной информации – от руководителя к исполнителям. Исследования в сфере менеджмента показывают, что от директора к рабочему доходит и правильно понимается не более 25% информации, информация же «снизу» – от рабочего к директору – доходит неискаженной лишь в 10% случаев!.. Это значит, что руководителю важно не только отдавать распоряжения, но особенно важно понятно объяснить задачу и обязательно проверить правильность её понимания подчинёнными. В связи с этим письменные задания и распоряжения позволяют снизить риск искажения директивной информации.

Закон детального обсуждения мелочей

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению крупных и важных проблем.

Американский социолог С. Паркинсон приводит убедительный пример действия упомянутого закона: обсуждение многомиллионного кредита на строительство атомного реактора заняло у правления компании две минуты, а дискуссия об утверждении суммы 35 шиллингов в месяц на кофе для заседаний некоего комитета – более часа…

Такое стремление людей к детальному обсуждению мелочей связано в основном с тем, что именно по мелочам, как правило, все люди имеют своё определённое мнение, все разбираются в них, в то время как при решении глобальных вопросов многие не являются специалистами и поэтому либо не могут участвовать в обсуждении, либо вынуждены формально присоединиться к мнению компетентных лиц или авторитетов, не считая себя сведущими или думая, что от них ничего не зависит.

Важное следствие этого закона для делового общения таково: необходимо тщательнее готовить обсуждение сложных вопросов, а при обсуждении мелочей предлагать готовое решение на утверждение руководителя, не отнимая у него рабочее время.

Закон узкого круга

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: постоянное, круглосуточное общение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес этих людей друг к другу и ведёт к взаимному отторжению и конфликтам.

Этот закон объясняет, почему люди, которые долго живут вместе, не только постепенно утрачивают интерес друг к другу, но и в определённый период начинают испытывать по отношению друг к другу раздражение и даже неприязнь.

Так, чтобы поддерживать и развивать интерес друг к другу в семье, необходимо принимать специальные меры. Важно иметь детей и внуков, друзей и знакомых, приглашать их к себе в гости и самим ходить к ним, приносить в семью новые впечатления, вместе и порознь путешествовать, обогащая друг друга новыми впечатлениями и эмоциями.

В небольших коллективах необходимо то же самое – требуются новые люди, мероприятия по сплочению и развитию коллектива, подбор сотрудников разного возраста и разного жизненного опыта.

Закон узкого круга ориентирует нас на постоянный выход в общении за пределы этого узкого круга для сохранения нормального общения и дружеских отношений друг с другом.

Закон ближнего круга

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: степень вашего доверия к мнению собеседника прямо пропорциональна степени его социальной близости к вам.

Установки ближайшего круга общения для человека всегда весомее и сильнее, чем нормы отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Люди всегда охотнее воспринимают «своего», всегда больше доверяют высказываниям и мнениям тех, кто к ним социально близок. Так, для интеллигента таковым «своим» человеком вступает интеллигент, для рабочего – рабочий, для учителя – учитель, для военного – военный и т.д. Для того чтобы эффективно воздействовать на человека, надо стремиться, чтобы то или иное мнение высказал социально близкий ему человек (или хотя бы человек, выглядящий как социально близкий, «свой»). Обратите внимание, что таким способом часто стараются действовать политики, создавая имидж «своего» для той или иной категории потенциальных избирателей. Массовое пожимание избирателям рук, практикуемое разными политиками в периоды предвыборных кампаний, нацелено как раз на приближение к человеку, вхождение в круг людей, лично общавшихся с ним.

В ближний круг человека входят его родные, соседи и коллеги. Их мнение будет воспринято при прочих равных условиях как более верное и авторитетное, чем мнение тех, с кем человек лично не общался.

Закон эмоциональной аффилиации

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: люди в сходном эмоциональном состоянии стремятся объединиться в группу и общаться друг с другом. Именно поэтому возбуждённые люди сразу образуют группы или даже толпы: они предпочитают общаться и образовывать группы с такими же как они сами (так, люди в подавленном настроении ищут друзей по несчастью, радующемуся человеку хочется общаться с радующемся же партнёром и т.д.) Одинаково легко образуются толпы ликующих и агрессивных людей.

Интересно, что люди эмоционально спокойные, ничем не возбуждённые особой тенденции к поиску партнёров не обнаруживают, в связи с чем можно утверждать, что снижение и снятие эмоционального возбуждения ведёт к распаду подобной группы общения.

Закон речевого усиления эмоций

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: эмоциональные выкрики человека усиливают переживаемую им эмоцию.

Так, экспериментально установлено, что если человек кричит: «Какой ужас! Караул! Ой, боюсь!» – то реально переживаемый им страх усиливается. Эмоциональная констатация охватившего человека чувства с помощью речевых средств усиливает это чувство, как показывают исследования, в полтора-два раза. Таким образом, если человек «молча» испытывает ту или иную эмоцию, не выражая её словами, она по силе остаётся «равна самой себе», если же человек её вербализует, выражает словесно, то она усиливается.

Данный закон реализуется и в другом случае – при адресации эмоциональных выкриков в лицо собеседнику. Если человек кричит другому в лицо: «Ах ты, дрянь!», «Ах так?!» и т.п. – то реально переживаемая им негативная эмоция (ярости, злости, ненависти и т.д.) тоже усиливается, человек сам себя распаляет, его агрессивность возрастает.

Если же в аналогичных ситуациях человек вербализует положительные эмоции, например: «Милая ты моя!», «Любимый ты мой!», «Ураааа! Го-о-л!» и т.д., – то положительная эмоция также усиливается.

Закон речевого поглощения эмоций

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: при связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает.

Выраженное в связном рассказе эмоциональное переживание (например, горе), будучи рассказанным и выслушанным, постепенно снижается и даже пропадает вместе со словами, которые были использованы для рассказа. Слова впитывают, поглощают выражаемую ими эмоцию, полностью или частично забирая её у человека.

Данное явление известно в разговорно-обиходной формулировке «поплакаться в жилетку»: если жалобу человека выслушали, если ему посочувствовали, если его пожалели, то его огорчение, расстройство, любые испытываемые негативные эмоции значительно ослабляются, а часто и совсем уходят. Если же рассказать о горе некому, человек очень тяжело это переживает (вспомните, например, прекрасный рассказ А. П. Чехова «Тоска»).

У многих людей есть знакомые, к которым все ходят жаловаться: эти люди умеют выслушивать, подобрать и сказать может быть и очень простые, но именно в данный момент необходимые слова, поэтому к ним ходят за психическим и эмоциональным сочувствием.

Ещё одной формой проявления данного закона является ни на кого не направленная эмоциональная речь, в том числе брань, ругательства, никому не адресованные: «Вот, чёрт!», «Проклятье!», «Чёрт побери!» и т.п., вплоть до самых крепких и нецензурных высказываний. В таком употреблении брань выполняет важную функцию «выпуска пара» – человек безадресно выругался, и стало легче. Важно лишь учитывать, что в подобных случаях «сильные выражения» должны употребляться безадресно, и никто не должен их слышать.

Закон эмоционального подавления логики

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: в эмоциональном состоянии человек утрачивает логичность и аргументированность речи.

Если человек возбуждён, то в его мыслительной деятельности начинает доминировать правое эмоциональное полушарие, а левое, логическое, отвечающее за рациональное мышление, за понимание и порождение связной речи, оказывается подавленным. Чем сильнее эмоция, тем слабее возможность человека воспользоваться логическим мышлением, разумом. Именно поэтому возбуждённого человека логикой не возьмёшь – он логику не воспринимает, не может мыслить логически. Доминирующее у возбуждённого (как и у пьяного) человека правое полушарие воспринимает преимущественно короткие, наиболее употребительные готовые фразы, отдельные конкретные слова, но плохо воспринимает рассуждения, очень плохо воспринимает связную речь и практически не воспринимает каких-либо аргументов. Поэтому возбужденный и пьяный ведут себя очень похоже – кричат, повторяются, не слышат и не понимают очевидного, «цепляются» к отдельным словам (поскольку фактически и понимают только отдельные слова), не понимают связи между словами, неспособны сделать разумные выводы из сказанного.

Следствием из закона эмоционального подавления логики можно считать следующее суждение: возбуждённому человеку не надо ничего доказывать и убеждать его в чём-либо, с ним нужно общаться эмоционально, не спорить, демонстративно соглашаться с ним, успокаивать его, и постепенно снижая уровень его эмоционального возбуждения, в конце концов «включить логику».