Газетно-публицистический стиль речи – это стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений.

Этот стиль используется в тех случаях, когда необходимо не просто передать информацию, но и определённым образом воздействовать на мысли или чувства людей, заинтересовать их или в чём-либо убедить. Он применим в разных жанрах периодической печати и в средствах массовой информации (передовая статья, репортаж и др.), в общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях (на митингах и собраниях), а следовательно, может реализовываться как в письменной, так и в устной формах.

Основными чертами газетно-публицистического стиля являются:

  • сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту, что связано с тем, что в этом стиле функция информирования сочетается с функцией убеждения, эмоционального воздействия;
  • открытая оценочность речи, её эмоционально-экспрессивный характер – автор не только сообщает какую-то информацию, но и обязательно выражает своё к ней отношение, стремится к тому, чтобы это отношение приняла и слушающая его аудитория;
  • призывный и лозунгово-декларативный характер выражения;
  • использование лексики, свойственной разным стилям речи: с одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов, а с другой стороны – стремление к убеждению слушателей/читателей требует поиска всё новых языковых средств и использования слов и словосочетаний, свойственных как научному, так и официально-деловому и разговорному стилям речи вплоть до разговорных, просторечных и даже жаргонных элементов;
  • активное использование иноязычных слов и элементов слов, в частности – приставок анти-, про-, нео-, ультра- (например, неофашизм, антиконституционный, ультраправые и др.);
  • обилие восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, торжественной лексики и фразеологии и др. (например: «Слава КПСС!», «Вся власть – Советам!», «А ты записался добровольцем?», «Голосуй или проиграешь!» и т.п.)
  • простота и доступность изложения, рекламность.