Научный стиль речи – это стиль, обслуживающий сферу науки.

Для научного стиля характерны:

  • ясность, точность, логичность изложения – каждое предложение или высказывание логически соединено с предшествующей и последующей информацией, слова тщательно подбираются;
  • отсутствие выражения эмоций (в синтаксических структурах научной речи максимально демонстрируется отстранённость автора, объективность излагаемой информации, что выражается в использовании вместо 1-го лица обобщённо-личных и безличных конструкций: например, есть основания полагать, считается, известно, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть, надо обратить внимание и т.п.);
  • широкое использование специальной научной и терминологической лексики (при этом, чтобы избежать двусмысленности, в текстах научного стиля обязательно приводятся строгие определения рассматриваемых понятий и явлений);
  • более широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной (например, перспектива, развитие, истина, изложение, точка зрения, качество и т.п.);
  • использование сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, распространённых определений и т.п.;
  • наличие в текстах не только языковой информации, но и различных формул, символов, таблиц, диаграмм, чертежей, графиков и т.п. (в особенности это характерно для естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.)

Научный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров, среди которых основными являются научная монография, научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т.п.), научно-технические произведения (различного рода инструкции, правила техники безопасности и т.п.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы. Научный стиль реализуется преимущественно в монологической и письменной формах речи, хотя в современном мире увеличивается роль и устной формы научной речи, которая используется на съездах, конференциях, симпозиумах, семинарах.