В акте речевой коммуникации может участвовать разное количество людей, и они ведут себя неодинаково. Если вы о чём-то договариваетесь с другом по телефону, обсуждаете курсовую работу с преподавателем, ведёте деловые переговоры, то участники коммуникации примерно равноправны между собой в общении: каждая из сторон имеет возможность поочередно высказать своё мнение. Такое общение происходит в форме диалога.

Когда же какой-то оратор выступает с трибуны перед аудиторией, преподаватель читает лекцию студентам, глава государства обращается по телевидению или радио ко всему народу, то участники такого общения неравноправны: активным является только один из них – говорящий, а все остальные – пассивные слушатели. Такое общение происходит в форме монолога.

Диалог представляет собой коммуникацию двух или нескольких лиц, т.е. форму речи, состоящую из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – так называют смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Диалогическое единство обеспечивается связью между различного рода репликами (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие).

По своему характеру реплики диалога могут зависеть от различных факторов: личности собеседников, их общей речевой культуры и уровня образованности, степени официальности обстановки, наличия «потенциального слушателя», т.е. присутствующего, но не принимающего участия в диалоге человека и т.д.

На характер реплик оказывает влияние и так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов, т.е. тип взаимодействия участников диалога. В связи с этим принято выделять три основных типа такого взаимодействия: зависимость, сотрудничество, равенство: от доминирования одной из сторон диалога до их относительного равноправия.

Примером диалога первого типа (зависимость) может послужить диалог писателя и сотрудника редакции, приведённый писателем С. Довлатовым в его «Записных книжках». Этот пример показывает отношение зависимости между участниками диалога (просителем в данном случае выступает писатель, обращаясь с просьбой дать ему возможность написать рецензию):

«Захожу на следующий день в редакцию. Красивая немолодая женщина довольно мрачно спрашивает:

– Что вам, собственно, надо?

– Да вот рецензию написать.

– Вы что, критик?

– Нет».

Пример диалога второго типа (сотрудничество) можно увидеть, например, в телефонном разговоре клиента с сотрудником фирмы по ремонту компьютеров (в данном случае и клиент, и сотрудник фирмы стремятся разрешить возникшую проблему совместными усилиями):

« – Компьютер пишет, что нет клавиатуры и просит нажать F1. Чем нажать-то?

– Так вы вынимали клавиатуру из разъёма при включенном питании?

– Да нет, просто пошевелили разъём. И что теперь?

– Сгорел предохранитель питания клавиатуры на материнской плате. Привозите». (Предприниматель Петербурга. 1998. №9).

Пример диалога третьего типа (равенство) – интервью корреспондента газеты «Дело» с сотрудником Городского бюро регистрации прав на недвижимость Санкт-Петербурга, в рамках которого оба участника ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):

« – Один из наиболее часто возникающих вопросов: подлежат ли государственной регистрации договоры аренды нежилых помещений, заключённые сроком до года?

– Регистрации подлежит любой договор аренды недвижимости, независимо от объекта и срока, на который он заключён.

– Подлежит ли государственной регистрации договор о совместной деятельности, составной частью которого является сделка с недвижимостью?

– Такой договор может быть зарегистрирован как обременение прав собственника». (Дело. 1998. №9).

В последних двух диалогах ярко прослеживается влияние такого уже упомянутого выше фактора как степень официальности обстановки. От этого фактора зависит и степень контроля над собственной речью, и соответственно соблюдение языковых норм. Так, в диалоге клиент/сотрудник фирмы степень официальности обстановки низка, и говорящие обнаруживают отклонение от литературных норм речи – в их диалоге присутствуют элементы разговорной речи, в частности – частое употребление частиц (нажать-то, так вы, да нет).

Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога остаётся стабильной: зачин – основная часть – концовка. Зачином может быть формула речевого этикета: «Добрый вечер, Николай Иванович!» или первая реплика-вопрос: «Скажите, пожалуйста, который час?» или реплика-суждение: «Сегодня хорошая погода». Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счёт увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку – реплику речевого этикета: «Пока!», реплику-согласие: «Да, конечно!», реплику-ответ.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи. Однако диалог представлен также и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи (например, научная дискуссия, дебаты в парламенте, разговор руководителя и подчинённого о служебных делах).

Диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развёртывания. Вместе с тем и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи при возможной подготовке реплик (главным образом, вопросных) развёртывание диалога всё-таки будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Этот принцип предполагает, что участники диалога используют минимум словесных (вербальных) средств, восполняя не выраженную ими словесно информацию за счёт невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Например, идя на приём к руководителю и находясь в приёмной, сотрудник компании не будет обращаться к секретарю с вопросом типа «Директор нашей компании Иван Иванович Иванов, находится сейчас у себя в кабинете?», а скорее всего ограничится кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой: «У себя?» При письменном воспроизведении диалога такая ситуация обязательно развёртывается, показывается пишущим в виде ремарки, комментария.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, диалог не будет ни информативным, ни продуктивным. Этот фактор может возникать не только при низкой осведомлённости (компетентности) участников диалога о его предмете, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог или продолжать его. Также и диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета (так называемых этикетных форм), имеет формальный смысл, неинформативен, но он является общепринятым в определённого рода ситуациях (например, при встречах в общественных местах):

– Добрый день!

– Здравствуйте!

– Как дела?

– Спасибо, всё хорошо.

– Прекрасная погода сегодня.

– Да, действительно!

В отличие от диалога монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. При этом если монологическая речь рассчитана на непосредственное восприятие её слушающими, то она существует в устной форме. Когда же монолог рассчитан на зрительное восприятие, он фиксируется в письменной форме и существует в виде письменного текста (например, учебное пособие, предвыборная политическая программа кандидата в депутаты, статья в газете, договор, закон и т.п.)

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю. Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть и не направлен непосредственному слушателю, а представлять собой так называемый «внутренний монолог» и соответственно не быть рассчитанным на ответную реакцию собеседника.

Монологическую речь различают также и по степени подготовленности, официальности. Монолог может быть и неподготовленным, спонтанным (это характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи), и подготовленным, заранее продуманным (главным образом, в научной, официально-деловой речи). Так, ораторская речь в подавляющем большинстве случаев представляет собой заранее подготовленный монолог. Вспомните, как тщательно готовились к своим выступлениям, например, выдающиеся античные ораторы – Демосфен, Перикл, Цицерон, полагавшие и всем опытом своей деятельности показавшие, что великими риторами не рождаются, а становятся и становятся только благодаря упорным усилиям, подготовке.

По цели высказывания монологическую речь принято делить на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речьпредназначена для передачи знаний и обращена в первую очередь к разуму слушателя. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, доклады, лекции, отчёты, сообщения.

Убеждающая речьобращена к эмоциям слушателя. К этой разновидности речи относят торжественные, поздравительные, напутственные выступления.

Побуждающая речьнаправлена на то, чтобы побудить слушателей к действиям различного рода (здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест).

В определённой степени монолог – это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу. В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации (например, обращения, риторические вопросы, вопросно-ответные формы и т.д., т.е. всё то, что может свидетельствовать о стремлении говорящего повысить коммуникативную активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию).

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основных разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развёрнутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.