Следует помнить, что сообщение, отвечающее перечисленным выше требованиям, характеризующим культурную речь, может тем не менее не вызывать положительную реакцию тех людей, которым это сообщение адресуется. Дело в том, что устное сообщение имеет голосовое оформление, которое также должно отвечать ряду требований – к дикции и артикуляции, звучности и высоте голоса, его тембру, темпу речи.

Дикция – это манера выговаривать слова, произношение. При этом имеется в виду, главным образом, степень отчётливости при произношении слов и слогов в речи. Дикцию по отношению к орфоэпическим языковым нормам можно сравнить с почерком по его отношению к орфографии. И как человек со скверным почерком рискует быть непонятым адресатом, которому направлена его корреспонденция, так человек с плохой дикцией заставляет собеседника либо пропускать мимо ушей часть передаваемой ему информации, либо переспрашивать много раз.

Ни о какой хорошей дикции не может быть и речи без соблюдения правил артикуляции. Артикуляция – это правильное и отчётливое произношение звуков. В этом процессе главную роль играют уже не голосовые связи, а органы произношения, среди которых различаются активные (язык, губы) и пассивные (зубы, дёсны, мягкое и твёрдое нёбо). Действия всех этих частей произносительной системы координируются между собой, не требуя никаких сознательных усилий со стороны говорящего. Мы хорошо знаем, что выступая, человек не думает о взаимодействии, например, голосовых связок и мягкого нёба, языка и дёсен – эти процессы происходят автоматически. Именно поэтому от приобретённой в детстве неправильной артикуляции так нелегко впоследствии избавиться.

Качество произношения определяется также и тембром голоса – его звуковой окраской, которая создаёт те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Английский писатель Бернард Шоу в свойственной ему шутливой манере как-то заметил: «Есть пятьдесят способов сказать да и пятьсот способов сказать нет, и только один способ их написать…» Именно разная окраска голоса помогает нам варьировать выражаемые мысли и чувства. Чтобы убедиться в этом, попробуйте произнести одно и то же слово с радостью, восхищением, а затем с выражением пренебрежения, гнева или угрозы.

Следует помнить, что окраска голоса меняется от психологического состояния выступающего. Звучание голоса ухудшается, если человек устал, подавлен, сердится или стесняется. Также тембр изменяется в худшую или лучшую сторону в зависимости от того, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны язык, губы и мягкое нёбо. Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость.

Звучность голоса (по терминологии специалистов – полётность) – это совокупность громкости (силы) голоса и его выразительности, которая достигается логическим (фразовым) ударением путём напряжения в голосе в наиболее значимых местах речи. Звучность голоса зависит, как минимум, от двух причин. Первая причина имеет чисто психологическое свойство – наличие уверенности в себе, эмоционального подъёма. Так, если вы хорошо осведомлены о вопросе, по которому вам предстоит выступать, то добиться нужной степени звучности голоса будет гораздо проще. Вторая причина имеет физическое свойство. В этом плане звучность голоса зависит, прежде всего, от правильного дыхания – дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым. Например, вам предстоит дать определение закона Архимеда: «На всякое тело, погруженное в жидкость, действует со стороны этой жидкости выталкивающая сила, равная весу выталкиваемой телом жидкости». Если вы даже и не выдохнете весь запас воздуха из лёгких перед тем, как проговорить громко это определение, то всё равно к концу тирады ваш голос ослабеет, и вы перейдёте на высокие тона, однако звонкости голосу при этом не добавится. Для того чтобы поддерживать звучность голоса на всём протяжении речи, необходимо наладить достаточно глубокое дыхание, всё время поддерживая необходимый запас воздуха в лёгких и не боясь, что кратковременные паузы нарушат впечатление от вашего высказывания. Причём вдохи следует делать по мере необходимости, а не только ориентируясь на знаки препинания. Помните, что длинные предложения невозможно произнести на одном дыхании, да ещё сохранив при этом необходимую силу и звучность голоса. Что касается выдохов, то воздух надлежит выталкивать из лёгких не весь сразу, a с перерывами, с различной силой и быстротой в зависимости от важности произносимых слов и фраз. В интонационном подчёркивании часто нуждаются последние слова фразы.

Кроме дикции и звучности, культуру произношения определяет высота голоса – способность голоса к тональным изменениям. Следует знать о типичных ошибках, допускаемых в этом отношении говорящими. Первая из таких ошибок – речь на одной и той же высоте, создающая впечатление монотонности. Чтобы её избежать, надо при выступлении пользоваться разной высотой голоса, разными тонами. В то же время следует помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, повышенной эмоциональности, нервозности, в пылу спора, реже – от робости, застенчивости или нехватки дыхания. Слишком же низкий тон объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлечённости предметом речи, интереса к нему.

Чёткость в произношении во многом зависит и от темпа речи. Темп речи – это скорость речи. Она может и должна быть различной в зависимости от характера выступающего и содержания его выступления. При этом прослеживается закономерность: чем важнее содержание сообщения, тем сдержаннее должна быть речь. Между тем выступающие чаще всего грешат именно торопливостью речи. Другая крайность – вялость речи. Слушающие в этом случае часто теряют нить рассуждений и, как следствие, утрачивают внимание к содержанию речи.

В темп речи входит и длительность звучания слова – любое слово можно при произнесении сжимать или растягивать. Это зависит, как правило, от того, какое значение (существенное или второстепенное) придаёт слову говорящий, а также и от тех чувств, которые вкладываются им в это слово.

Наконец, к темпу речи относится пауза. Пауза для опытного оратора – приём, которым можно воспользоваться с разными целями. Для него самого она облегчает дыхание и даёт время сообразить, о чём вести разговор дальше, а слушателям позволяет «переварить» какую-либо высказанную мысль. Небольшая пауза перед выводом, обобщением, кульминацией высказывания подчёркивает важность последующего сообщения.