Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который обнаруживает своё существование только через речь. Речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание – так называемая, внутренняя речь) или письменную форму. Таким образом, речь может существовать как в устной, так и в письменной форме.

Задача каждого человека, вступающего в контакт с другими людьми, – найти для каждой конкретной ситуации оптимальные речевые средства, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей общения. Уметь находить и применять эти средства, значит овладеть культурой речи.

К основным качествам культурной речи следует отнести:

  • правильностьречи (соответствие речи принятым в данное время языковым нормам)
  • ясностьречи (доступность для понимания)
  • последовательностьречи (связность, соответствие законам логики)
  • богатстворечи (разнообразие используемых языковых средств)
  • благозвучиеречи (подбор слов с учётом их звуковой стороны)
  • выразительностьречи (живость, эмоциональность, занимательность)
  • точностьречи (отсутствие лишних слов, слов-паразитов, ненужных повторов)
  • чистотаречи (устранение из речи слов нелитературных, диалектных, просторечных, жаргонных, вульгарных, бранных, а также таких иноязычных слов, которые употребляются без необходимости)
  • уместностьречи (соответствие структуры речи задачам и условиям общения)
  • вежливостьречи (знание и применение речевых формул приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п., обращения на «ты» и «вы», выбор полного или сокращённого имени и др., запрет общения на «повышенных тонах»).

Помимо понятия общей культуры речи человека существует и более узкое понятие – культура профессиональной речи. Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами в ходе осуществления их профессиональной деятельности. Таким образом, если общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований. Так, культура профессиональной речи предполагает:

  • знание терминологии, свойственной определённой профессиональной сфере
  • умение выступить на профессиональную тему
  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им
  • умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Уровень культуры профессиональной речи во многом определяет эффективность профессиональной деятельности специалиста (особенно в таких сферах как юриспруденция, управление персоналом, педагогика и т.д.), а также репутацию организации в целом и каждого её отдельного специалиста в частности.