Чтобы деловая дискуссия была плодотворной и не превратилась в балаган, председательствующий должен владеть некоторыми знаниями о технике организации и проведения деловых дискуссий. Их организация несомненно требует определённых усилий со стороны устроителей и самого председательствующего. Прежде всего, следует помнить об основных правилах ведения спора, подробная речь о которых шла в предыдущей главе. Так, деловая дискуссия, как минимум, требует от участников:

Любой конфликт, если он возник, нужно уметь разрешить. Это следует делать поэтапно в определённой последовательности:

1. Признание наличия конфликта конфликтующими сторонами. Как ни странно, добиться этого не всегда бывает просто. Заявите открыто и честно о существовании конфликта. Это откроет путь к переговорам.

Поскольку деловое общение не обходится без конфликтов, следует иметь общие сведения как о самих конфликтах – их причинах, типологии, стилях поведения в конфликте, так и о методах их разрешения.

Спор предполагает аргументацию тех точек зрения, которые были в его ходе высказаны. Даже если вам удалось доказать несостоятельность точки зрения оппонента, это ещё не означает, что ваша собственная точка зрения верна – она тоже нуждается в обосновании, аргументации.

Спор это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нём сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить своё понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Безусловной победой одной из сторон спор заканчивается редко, однако это нисколько не умаляет ценности данного коммуникативного акта.

Документы для внешнего пользования часто называют деловыми (или официальными, коммерческими) письмами. Они служат важнейшим средством связи конкретной организации с внешним миром. Посредством таких писем устанавливаются и поддерживаются необходимые организации контакты, происходит обмен информацией, ведутся предварительные переговоры, уточняются детали намечающейся сделки, предъявляются претензии и т.д.

Среди документов, необходимых для управления организацией, выделяют организационные, распорядительные и информационно-справочные.

Сформулированные ниже законы общения, конечно, не исчерпывают списка коммуникативных законов. Скорее, это лишь наиболее яркие из них. Знание о них, умение их распознавать и использовать в деловом общении, а иногда и противостоять им – важная составляющая коммуникативной грамотности делового человека.