В 1994 – 1998 гг. правительством предпринимаются меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые включали следующие составляющие:

1) ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ресурсов;

2) отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регионам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование;

3) либерализация внешней торговли, расширение импорта потребительских и продовольственных товаров;

4) свободная конвертация рубля;

5) крупномасштабные внешние займы;

6) неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.

Результатом проводимой государственной политики стал развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образования и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроительной промышленности вызвали спад промышленного производства в стране. Из-за насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990 –1999 гг. сократился на 40%. Результатом этого стала деиндустриализация: промышленное производство все более приобрело черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40%, в импорте машины и оборудование - 40%.

На фоне деиндустриализации наметилось резкое падение сельскохозяйственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не были решены вопросы кредитования и инвестирования сельскохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции.

Курс рубля по отношению к доллару в 1992 –1997 гг. изменился с 300 до 4700 руб. за доллар. Неконтролируемый вывоз сырья, особенно металла, за границу спровоцировал резкое падение цен на мировом рынке, что нанесло огромный ущерб экономической безопасности России.

Социальные последствия спада производства : имущественная дифференциация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам и др.); переключение трудовой активности населения из сферы производства в область индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посреднических операций.

Макроэкономические последствия спада производства : полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народно-хозяйственной структуры.

В результате углубления экономического кризиса более 40% жителей страны оказались за чертой бедности. Правительством предпринимались попытки укрепить российскую валюту (и скрыть инфляцию): решение ЦБР об изъятии из обращения с 26 июля 1993 г. государственных казначейских билетов Банка СССР и банкнот ЦБР образца 1961 –1992 гг.; введение в июле 1995 г. «валютного коридора»; решение о деноминации рубля в тысячу раз с 1 января 1999 г.

Рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный характер. Большинство предприятий и фирм вынуждено платить мафиозным структурам («рэкетирам») дань за «охрану», «взыскание» долгов, замену арбитража и судебных органов, которые из-за несовершенства законодательства работают неэффективно.

Криминальные группировки фактически открыто поделили между собой районы крупных городов и целые территории. Ситуацию усугублял создавшийся в 1991 –1996 гг. правовой вакуум, связанный с отсутствием законов, отражающих новые виды преступлений.

Последствия рыночных «реформ» в России 1992 1998 гг.:

1) спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50% до августовского кризиса 1998 г., что сопоставимо с падением экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Особенно болезненным оказался обвальный разрыв связей с бывшими советскими республиками, ставшими независимыми государствами.Под угрозу было поставлено само существование многих российских предприятий, внезапно прекративших снабжаться сырьем, оборудованием, комплектующими материалами; их продукция оказалась невостребованной;

2) политика «открытых границ», которая привела к тому, что на Запад и на Восток (в Китай) хлынули потоки сырья и особенно металлов, спровоцировав падение цен на мировом рынке;

3) кризис банковской системы: сокращение числа банков,уменьшение их активов (особенно после августа 1998 г.);

4) в стадии рассмотрения находился Закон о земле (дискуссионным является вопрос о купле-продаже земли ), и существовала реальная опасность распродажи «земли с молотка»;

5) регулярные задержки зарплаты и недостаточное обеспечение прожиточного минимума (в конце 1995 г. средняя зарплата в России составляла 140 долларов, в начале 1999 г. - 62,5 доллара, в США -2000 долларов в месяц), напряженность с выплатой пенсий;

6) возникновение противоречий на производстве, в финансовой сфере, связанное с созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собственников и обнищанием значительной части населения, резким углублением социального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыночной экономики;

7) стихийные забастовки и массовые митинги протеста по всей стране (наряду с экономическими требованиями происходило выдвижение политических требований);

8) зависимость от иностранных кредитов и инвестиций;

9) следствием экономического банкротства стало политическое банкротство власти.

В 1998 г. правительство Черномырдина предприняло ряд мер в целях выхода из финансового кризиса (был принят новый закон о банкротстве, проведена деноминация рубля). Однако в марте апреле ситуация продолжала ухудшаться, в том числе в социальной сфере (на 9 апреля была назначена очередная Всероссийская акция протеста). 31 марта указом Президента правительство во главе в В.С. Черномырдиным было отправлено в отставку. 24 апреля указом Президента РФ председателем правительства был назначен С.В. Кириенко.

В мае июне 1998 г. ухудшение ситуации на финансовом рынке приобрело катастрофический характер, что было вызвано, в том числе падением мировых цен на сырье (на 30% -на металл и в два раза -на нефть) и на акции российских кампаний. Правительством была предложена антикризисная (стабилизационная) программа. Оно выступило с заявлением об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к главам государств США и Германии, а также МВФ.

Главным условием выдачи кредита от Мирового банка на 1998 г. было дробление естественных монополий.Поэтому правительство приступило к разработке плана «вертикальной и горизонтальной перестройки» в таких отраслях, как транспортировка нефти, энергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, телекоммуникации.

17 августа 1998 г. премьер-министр С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт -отказ от принятых ранее на себя обязательств). 23 августа последовала отставка правительства Кириенко. Последствия кризиса были чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60%) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан на две трети (курс доллара возрос до 20 рублей за 1 доллар). Падение импорта (в 6 –7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е.М. Примаков. Главными принципами его политики стало введение более жесткого государственного регулирования рынка, по возможности ограничение денежной эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию, борьба против криминализации в сфере экономики. Правительство предприняло меры по административному регулированию валютного рынка под руководством Центробанка РФ.

С 1 октября 1998 г. была введена госмонополия на алкогольную продукцию. Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков.

В верхних эшелонах власти развернулась борьба по проблемам выхода из кризиса, результатом которой стала отставка в мае 1999 г. В.М. Примакова. Новым главой Кабинета министров стал С.В. Степашин, которого 16 августа 1999 г. сменил В.В. Путин, одновременно публично названный преемником Президента.

После избрания В.В. Путина Президентом Кабинет министров возглавил М.М. Касьянов. 28 июня 2000 г. Кабинет министров во главе с М.М. Касьяновым принял правительственную программу на ближайшие 10 лет и на 2000 2001 гг.,разработанную под руководством министра экономического развития и торговли Г.Ю. Грефа.

Среднесрочная программа включала в себя налоговую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, прежде всего «Газпрома» и РАО «ЕЭС», а также принятие Земельного кодекса. В целом правительственная программа предполагала реформирование системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. В экономической части она направлена на защиту интересов потребителя и производителя, реформирование банковской системы и таможенной политики, укрепление национальной валюты.

По оценке Института экономики РАН, в 2000 г. ВВП вырос на 7,5%. Промышленное производство - больше чем на 9%. Инфляция удержалась на уровне 20,5%. Зарплаты выросли в среднем на 24%. Пенсии -на 35%. Реальные доходы -примерно на 9%. Людей с доходами ниже прожиточного минимума стало почти на 15 млн человек меньше.

В 2000 г. впервые в истории новой России был вовремя принят бюджет,одобрена пенсионная реформа (переход на накопительный принцип формирования пенсии), прошел обсуждение новый Таможенный кодекс, подоходный налог снижен до 13%. Введен единый социальный налог (вместо множества отчислений в разные фонды).

С декабря 2000 г. на 20% было повышено денежное содержание военнослужащих. Ранее было принято решение о сокращении армии и флота на 365 тыс. чел. А все силовые структуры (2 млн 360 тыс. военных и 960 тыс. гражданских служащих) к 2005 г. планируется сократить на 20%. Завершена разработка плана строительства Вооруженных Сил на 2001 –2005 гг. и программы развития вооружения и военной техники на 2001 –2010 гг. На боевое дежурство в п. Татищево Саратовской области заступил полк новых стратегических комплексов РС –12М (вариант 2 «Тополь-М»). В декабре 2001 г. Военно-Морской Флот России получил самую современную атомную подводную лодку «Гепард».

Однако, несмотря на некоторые достижения, реформы в армии пока идут в основном на бумаге или сводятся только к сокращению боеспособных частей. В результате катастрофы погибла подводная лодка «Курск». С боевого дежурства была снята дивизия стратегических ракет Р-36М с 260 разделяющими головными частями. Недовольство военных вызвало введение 13%-ного подоходного налога, который раньше они вообще не платили. По-прежнему более 20% военнослужащих живут за чертой бедности, более 100 тыс. - без жилья.

16 ноября 2000 г. на заседании российского Правительства было принято решение затопить в океане в феврале следующего года орбитальную станцию «Мир» - гордость отечественной космонавтики. Причина -крайняя изношенность станции, прослужившей в общей сложности 15 лет. Освоение космоса предполагается продолжать, участвуя в работе МКС -Международной космической станции. Это решение вызвало неоднозначную реакцию, но власти все же осуществили задуманное. 23 марта 2001 г. «Мир» был сведен с орбиты и затоплен в южной части Тихого океана -на своеобразном кладбище российских кораблей.

В 2000 г. в 1,2 раза была повышена заработная плата судей, увеличены ассигнования на деятельность судов. В мае 2001 г. в Государственную Думу на рассмотрение были внесены 4 из 11 законопроектов судебной реформы («О статусе судей», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О внесении изменений в законы «О Конституционном суде», « О судебной системе РФ»), а также целый блок поправок в уже принятые нормативные акты.

Положительные стороны развития экономики в 2000 г. бесспорны. Признавая это, надо в то же время учитывать, что Россия в этот период времени уступала не только развитым странам Запада, но и двум десяткам развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Так, по данным Гарвардского университета и Давосского экономического форума, в 2000 г. Россия по свободному индексу конкурентоспособности занимала 55-е место, уступая таким государствам, как Венесуэла, Вьетнам, Колумбия, Индия, не говоря уже о развитых странах Запада. Примерно такой же рейтинг России - по качеству налоговой системы, условиям для открытия новых предприятий, степени открытости внутреннего рынка. Председатель Госдумы Г. Селезнев, выступая в июне 2000 г. на петербургском экономическом форуме, заявлял: «Сегодня наша страна, самая богатая в мире по ресурсам, занимает по уровню жизни 80-е место».

Экономическая ситуация оказывает определяющее влияние на политический климат в стране. В условиях, когда 30% населения имеют (по данным статистики) доходы ниже прожиточного минимума, достижение социально-экономической стабильности превращается в неразрешимую проблему. При этом для России характерна высокая степень дифференциации общества.В нашей стране существует значительный разрыв между богатыми и бедными, когда их доходы разнятся в сотни, тысячи раз.

Правительство, понимая важность обеспечения спокойной социальной обстановки, активно работает в этом направлении. Федеральный бюджет на 2001 г. значительно отличался от предшествующих документов этого рода. Он предусматривал низкий уровень инфляции, рост объема ВВП и промышленного производства, равновесие доходов и расходов бюджета. При составлении проекта бюджета правительство М.М. Касьянова предусмотрело среднегодовой уровень цены на нефть за последнее десятилетие - 18 –19 долларов за баррель (1 баррель = 159 литров ), хотя в течение 2000 г. она колебалась в диапазоне 23 –35 долларов.

От цен на нефть напрямую зависело обещание правительства о повышении заработной платы и пенсий. С января 2001 г. были подняты на 20% оклады всем врачам и учителям. С 1 июля до 300 рублей была увеличена минимальная оплата труда. А с 1 декабря правительство изменило всю систему бюджетных тарифов и пообещало, что их зарплаты в среднем в 2002 г. вырастут на 89%. Минимальная трудовая пенсия была повышена до 550 рублей, а максимальная - до 1560 рублей.

Однако, несмотря на повышение заработной платы и пенсий, уровень жизни граждан России не вырос, так как обещание удержать годовую инфляцию в пределах 12% в 2001 г. не было выполнено. Цены за 2001 г. выросли в среднем на 18,5%. Среднегодовой курс доллара держался на уровне 30 рублей и перешагнул 30-рублевый рубеж в декабре 2001 г.

Важнейшей реформой, имеющей огромное и экономическое и социальное значение, является принятие правительством программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.В 2002 г. предусмотрено введение 100% квартплаты в Москве, Нижнем Новгороде и Тюмени; реструктуризация долгов ЖКХ. В 2003 г. введение 100% квартплаты по всей России; отмена дотаций ЖКХ из Федерального бюджета. В 2004 г. передача всех коммунальных услуг частникам. В 2006 г. создание государственных агентств по страхованию инвестиций в ЖКХ. В 2010 г. уход государства из сферы коммунальных услуг. Семьям, у кого квартплата составляет более 22% семейного дохода, с 2002 г. начата выплата субсидий государством.

В 2002 г. исполнилось 10 лет с начала рыночных реформ в России. Именно в начале 1992 г. было принято решение «отпустить» цены. Есть разные оценки того, что именно произошло с нашей страной за эти годы. По данным официальной статистики, ВВП сократился на 44%. По ощущениям большинства граждан, жизнь стала дороже. Однако было бы неверным считать, что наша страна потерпела экономический крах в 90-е гг. В советский период все стремились любой ценой выполнить план, даже ценой приписок. При этом никто не думал ни о качестве, ни о том, нужна ли вообще эта продукция. СССР выпускал тракторов в 6 раз больше, чем США, но производил гораздо меньше сельхозпродуктов. Таких примеров множество.

После краха коммунизма часть экономики ушла в тень и не отражалась официальной статистикой. Это по крайней мере на четверть сокращает цифры падения производства. Из России ежегодно убегает не менее 20 млрд долларов, и при этом у страны положительный платежный баланс: Россия на 46 млрд долларов продает больше, чем покупает. Так что она не испытывает острой необходимости в иностранном капитале.

Есть расхожее мнение, что западная помощь России была огромной. На самом деле она была крошечной. В среднем с 1992 по 2000 г. Россия получала по 200 млн в год, а Европейское сообщество давало и того меньше: по 150 млн в год. Россия уже погасила больше половины этой суммы с процентами. США же получили огромные выгоды от сокращения военных расходов. Горбачев и Ельцин фактически ликвидировали дефицит американского бюджета, устранив военную угрозу для США.

В настоящее время Америка подминает под себя экономические рынки. Воюя в Ираке, сверхдержава старается прибрать к рукам мировую нефть: мощной экономике не хватает энергоресурсов. А какое место занимает Россия в распределении природных богатств?

В нашей стране, занимающей десятую часть территории земли, сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 13% нефти. По добыче угля Россия стоит на третьем месте: лидирует Китай, затем США. Запасы нефти оцениваются в 25,2 млрд тонн, это ставит Россию на восьмое место. По добыче черного золота наша страна уступает лишь США и Саудовской Аравии.

За счет нефти Россия живет уже последние 40 лет. Однако все эти годы рядовые граждане и понятия не имели о цене. В начале 70-х гг., когда нефть тоже небывало подорожала, чуть ли не в 10 раз, ее экспорт давал нам 2 –3% ВВП.Сейчас -до 25% (притом, что в отрасли работает всего 3% занятого населения). Однако дело не в эффективности экспорта (сегодня страна вывозит примерно столько же, сколько продавали при советской власти), а в падении остального производства.

В послании Федеральному Собранию 2003 г. Президент В.В. Путин поставил задачу: за ближайшие десять лет Россия должна удвоить ВВП (валовой внутренний продукт). Таким образом, к 2010 г. товаров и услуг в нашем государстве должно производиться вдвое больше.

2003 г. -пиковый для России по выплате внешнего долга. Главная задача -рассчитаться с внешними и внутренними долгами, обеспечить устойчивость всех экономических показателей: рост ВВП, сдерживание темпов инфляции,стабильность курсовой политики рубля по отношению к доллару, своевременность выплаты зарплат и их индексация.

Таким образом, несмотря на определенные начинания в реформаторской деятельности 2000 –2003 гг., процесс обновления в России идет чрезвычайно трудно. В условиях жесткого структурного (экономического, политического, социального и т.д.) кризиса следует прежде всего искать выход из сложившейся ситуации, а не декларировать продолжение «реформ». Основной вопрос в том, каким образом и какими силами будет завершена экономическая и политическая модернизация. Если годовые темпы инфляции достигнут 20 –25%, то роста доходов не произойдет, а будет падение реальных доходов населения. А это в свою очередь усилит социальную напряженность и, как следствие, политическую нестабильность в обществе, окажет негативное влияние на политическое развитие страны.

Внешняя политика

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых государств (СНГ) произошло изменение положения России на международной арене.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи:

-сохранить территориальную целостность и независимость, обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;

-добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН,а также помощи западных стран в проведении курса реформ;

-расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами, внешнеэкономические связи; это рассматривалось как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия строила свои международные связи по трем основным направлениям: 1) отношения с дальним зарубежьем; 2) отношения с бывшими союзными республиками - ближним зарубежьем; 3)отношения со странами - бывшими участницами ОВД - СЭВ.

Главным направлением «большой» внешней политики по-прежнему остаются российско-американские отношения. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп –Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно договору к 2003 г. должно было быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2 /3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Договор вызвал неоднозначную реакцию в обществе и был ратифицирован VI Государственной Думой только в 2000 г.

Ослабление военной мощи России привело ее к жесткой зависимости от глобальной политики США и НАТО, ослаблению влияния на страны третьего мира, утрате миротворческой роли в Арабо-израильском конфликте, а также позиций на мировом рынке вооружений.

3 –5 июня 2000 г. по приглашению Президента Российской Федерации В.В. Путина в Москве с рабочим визитом находился президент США Б. Клинтон. В ходе переговоров был проанализирован весь комплекс российско-американских отношений, включая вопросы международной безопасности и стабильности: международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, международный и региональные проблемы, вопросы развития торгово-экономических связей.

Президенты двух стран подписали ряд совместных документов, в том числе: о принципах стратегической стабильности, о создании в Москве совместного центра обмена данными о пусках ракет и космических носителях, об утилизации оружейного плутония, о сотрудничестве в области борьбы с глобальным потеплением.

Важное внимание на переговорах было уделено проблемам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом,подчеркивалось, что нарастание террористической активности представляет собой серьезную угрозу не только России и США, но и международной стабильности в целом. Именно в контексте борьбы с международным терроризмом обсуждалась ситуация на Северном Кавказе. Российская сторона выразила готовность к взаимодействию с международными организациями по гуманитарным аспектам ситуации в Чечне.

Некоторые изменения в российско-американских отношениях произошли в результате прихода к власти новой администрации США. На президентских выборах в ноябре 2000 г. 43-м президентом США был избран кандидат от республиканской партии Дж. Буш-младший. В его «команду» вошли вице-президент Дик Чейни, генерал Колин Пауэл в качестве госсекретаря, Дональд Рамсвельд - министра обороны, Кондолина Райс -помощника президента по национальной безопасности.

Несмотря на стремление России сохранить достигнутые договоренности, продолжить конструктивный диалог, в феврале 2001 г. отношения США и России осложнились: к уже существовавшим разногласиям (Чечня, свобода в России, договор по ПРО и др.) добавились арест П. Бородина, госсекретаря Союзного государства Россия - Беларусь, и задержание агента ФБР Р. Хансена.

Переломным моментом в отношениях между нашими странами явились трагические события 11 сентября 2001 г., когда в результате террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне погибло свыше 6 тыс. человек. Россия не только первой выразила соболезнования американскому народу и правительству,но и подтвердила готовность быть партнерами в борьбе против международного терроризма.

В результате совершенных террористических актов последовали глобальные изменения в международных отношениях. Проведение военной операции в Афганистане против режима талибов получило поддержку правительств Англии, Франции, Германии, Канады, Австралии, Турции и других стран. Президент России В.В. Путин также осудил теракты в США и поддержал идею создания широкой международной антитеррористической коалиции.Правительство России заявило о предоставлении гуманитарной помощи афганскому народу, поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН о борьбе с терроризмом, объявило о начале поставок оружия и военной техники Северному альянсу в Афганистане, воюющему с талибами.

В ноябре 2001 г. российско-американский диалог был продолжен официальным визитом Президента Российской Федерации В.В. Путина в США, где теоретически были открыты новые перспективы поиска взаимопонимания и конструктивного сотрудничества.

24 –26 мая 2002 г. в Москве состоялись официальные переговоры Джорджа Буша и Владимира Путина. По их завершении был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, предусматривающий снижение к 2012 г. количества ядерных боеголовок у каждой из сторон с 5 –6 тыс. до 1700 –2200 единиц; подписана Декларация о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США; принято Совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран и создана Рабочая группа по борьбе с терроризмом; решено начать диалог о расширении экспорта российской нефти в США и участии американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.

В ноябре 2002 г. состоялся четырехдневный визит Путина в Америку, включавший посещение Вашингтона, техасского ранчо Джорджа Буша, развалин Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и штаб квартиры ООН на берегу Ист-Ривер. Этот визит знаменовал продолжение начавшегося с 11 сентября процесса сближения между Россией и Америкой. В России консенсуса по поводу новой внешней политики Кремля пока не наблюдается. «Западники» (представленные в российских политических кругах прежде всего Союзом правых сил) приветствуют кремлевский курс на сближение с Америкой, в то время как «патриоты» и «государственники» проявляют вполне предсказуемое недовольство отказом Путина от эскалации «холодной войны» против Запада. Помимо общих идеологических и патриотических соображений, антиамериканские эмоции отечественных политиков подогреваются экономическими интересами из «партии войны».

Особое опасение у мировой общественности вызывает стремление США к лидерству, которое достигается силовым давлением. В марте 2003 г. за последние десять с небольшим лет США провели третью крупномасштабную военную операцию. Какие силы привлекались раньше и насколько успешным оказался нынешний удар по Ираку?

1991 г., Ирак, операция «Буря в пустыне»

Первое вооруженное столкновение американцев с режимом Саддама Хусейна однозначно воспринималось как акция против агрессора. Ирак напал на Кувейт, и остановить Саддама можно было только силой. В антииракскую коалицию вошли 28 стран.

Военная техника иракцев была в основном советского производства. За шесть недель войны Ирак потерял около половины всего числа танков и самолетов, более двухсот из 500 ракетных установок СКАД были уничтожены авиацией США. Всего на Ирак союзниками было сброшено 88,5 тыс. тонн бомб и ракет. Войска антииракской коалиции поддерживали 100 кораблей (в том числе 6 авианосцев и 2 линкора с крылатыми ракетами «томагавк»). Потери США в технике составили 48 самолетов, 4 танка, 25 боевых машин пехоты, 20% американцев погибли от огня своего же оружия.

Конечная цель операции «Буря в пустыне» не была достигнута: режим Хусейна не был свергнут, армия, несмотря на поражение (половина ее была уничтожена или дезертировала), сумела сохранить основные силы и восстановить боеспособность.

2001 г., Афганистан, операция «Несокрушимая свобода»

Толчком к нанесению ударов послужили сентябрьские теракты против США. В антиталибскую коалицию вошли США, Франция, Германия, Канада, Бельгия и некоторые другие страны. На начальном этапе операции в ней приняли участие 200 рейнджеров американского спецназа, высадившихся на территорию Афганистана с вертолетов (для проведения спецзаданий и в роли военных советников армии северного альянса).

Всего за год войны на территорию Афганистана авиацией США было сброшено 10 тыс. тонн бомб (в тротиловом эквиваленте). В качестве ударной силы антиталибской коалиции использовались формирования Северного альянса, на 90% вооруженные старой советской техникой. Армия движения «Талибан» была вооружена примерно так же, кроме того, располагала 600 переносными зенитными ракетными комплексами. Американцы потеряли сравнительно немного людей: 57 убитыми и 180 раненными. Общая численность миротворческого контингента в Афганистане сегодня составляет примерно 14 тыс. человек.

Конечная цель - уничтожение бен Ладена с его штабом и всех талибских вооруженных формирований -до сих пор не достигнута. Под контролем миротворческого контингента и армии Афганистана находится лишь 35% территории республики.

2003 г., операция «Свобода Ирака»

Антииракская коалиция сосредоточила в районе Персидского залива внушительные силы и средства. «Кулак» этой группировки - американские войска (около 200 тыс. человек), английские, испанские и др. -50 –70 тыс. Американцы использовали на иракском фронте свое самое современное оружие: танки «Абрамс», боевые машины «Бредли» и «Фукс», системы ПВО «Патриот», бомбардировщики В-2, Истребители F-117, модифицированные вертолеты «Апач», ракеты «томагавк», супербомбу МОАВ (из-за огромной мощности ее прозвали «матерью всех бомб».

Противостояла этой армаде 400-тысячная регулярная иракская армия при поддержке почти миллионных военизированных формирований: подразделений безопасности и погранвойск. Кроме того, поставлена под ружье огромная армия федаинов (добровольцев Саддама) - до 3 млн человек, включая подростков (вооружены автоматическим оружием, преимущественно автоматами «Калашникова»). Сухопутные войска Ирака состояли из 23 дивизий (3 бронетанковых, 3 механизированных, 11 пехотных, 6 -республиканской гвардии). Самое сильное оружие -6 пусковых оперативно-тактических ракет и 50 систем тактических ракет.

Еще ни одна крупномасштабная операция США и их союзников не начиналась при таком расколе в НАТО и ООН.И при такой волне всемирного протеста против войны в Ираке. Россия в этом конфликте заняла принципиальную позицию -не дала втянуть себя в иракский кризис. Более того, Россия остается заинтересованной в сохранении сотрудничества с США.

В политическом плане США и Россия - самые крупные ядерные державы мира, на которых лежит ответственность за поддержание всеобщего международного мира. Россия и США должны совместно решать проблему нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это одна из самых острых проблем XXI в., и, безусловно, без позитивного сотрудничества и взаимодействия между США и Россией эта проблема не может быть решена.

В настоящее время отношения России и США находятся в относительной стабильности, которую необходимо поддерживать и быть настоящими союзниками, чтобы победить такого опасного врага, каким является международный терроризм.

Развитие партнерских отношений со странами Запада происходило в соответствии с соблюдением национальных интересов России. Важным событием в процессе укрепления международных позиций России явилась поездка Б. Ельцина в июле 1992 г. в Мюнхен для встречи с участниками «семерки». В центре переговоров находились проблемы экономики : новые кредиты и отсрочка платежей по прежним долгам.

Страна была включена в состав Международного валютного фонда.Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР.

В 1993 –1994 гг. между Российской Федерацией и государствами ЕС были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Правительство России положительно отнеслось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». В апреле 1996 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне по ядерной безопасности. В ней приняли участие лидеры восьми ведущих государств мира: России, США, Германии, Великобритании, Франции, Канады, Японии, Италии. Были приняты Декларация московской встречи, Программа противодействию незаконному обороту ядерных материалов и другие документы.

В дальнем зарубежье Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы, завершив его в августе 1994 г. Одновременно в 1994 –1997 гг. НАТО активизировало свое расширение за счет включения в состав блока Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. Торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу, сохранились, но доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли значительно сократилась.

17 января 2002 г. состоялся первый за восемь лет визит Российского Президента в Польшу. Кабинет Ежи Бузека вел свою внешнеполитическую линию, сосредоточив внимание на вступлении в ЕС за счет отказа контактов с Москвой. На этот период пришлись громкие скандалы с высылкой группы российских предпринимателей, а затем российских дипломатов из Польши. С приходом новых властей ситуация изменилась: Польша захотела видеть Россию одним из своих основных союзников.

В ходе визита в Польшу стороны обсуждали взаимодействие с ЕС, проблему Калининградской области, положение в странах Балтии, транспортное сотрудничество в балтийском регионе, прокладку газопровода в Западную Европу через Польшу.

В.В. Путин принял участие в работе II экономического форума «Польша - Россия». Интерес польских предпринимателей к российскому рынку и весьма представительный состав российской бизнес-делегации свидетельствовал о новом формате польско-российских взаимоотношений.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (став ее 39-м членом), в компетенции которого находились вопросы культуры,прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на интеграцию в мировую экономику. Вступив в СЕ, Россия обязалась подписать и ратифицировать важнейшие европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется европейская правозащитная система. Россия -участница 37 конвенций СЕ, которые рассматриваются как правовая основа европейского сотрудничества.

Отношения с Советом Европы развиваются неоднозначно. Фактором, осложняющим отношения, является чеченская проблема. В 2000 г. в связи с проведением на территории Чечни антитеррористической операции впервые встал вопрос о приостановлении членства России в СЕ или о лишении ее права голоса на заседаниях ПАСЕ. В дальнейшем европейским государствам было рекомендовано подать в Европейский суд на Россию по мотивам нарушения прав человека в Чечне.

В настоящее время, особенно после трагических событий 11 сентября в Америке, у России налаживается конструктивный диалог и сотрудничество с Советом Европы.

В 2000 г. наметился новый этап сотрудничества России и Запада. В апреле 2000 г. состоялся рабочий визит В.В. Путина в Великобританию, в июне - в Италию. В ходе рабочих визитов обсуждался широкий круг вопросов развития взаимодействия на международной арене в духе долгосрочного стратегического партнерства, в интересах упрочения стабильности и безопасности в мире. 2 апреля 2002 г. в Сочи в неформальной обстановке прошла встреча Президента России В.В. Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, в ходе которой обсуждались вопросы экономики и межгосударственной торговли. Обсуждались проблемы инвестиционного сотрудничества, культурные программы, а также сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса. Среди затронутых международных тем -отношения России и НАТО, сотрудничество России и Европы по созданию европейской системы безопасности, проблемы Ближнего Востока.

9 –10 апреля 2002 г. В.В. Путин встретился с Федеральным канцлером Герхардом Шредером, немецкой бизнес-элитой и общественностью. Главная тема визита -переговоры о системе выплат советских долгов ГДР. Переговоры по этому вопросу между лидерами России и Германии были продолжены 4 октября этого же года. А 17 апреля 2002 г. в резиденции премьера Великобритании на Даунинг-стрит состоялась встреча В.В. Путина с премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Накануне приема В.В. Путин провел встречу с представителями деловых кругов Великобритании.

В мае 2002 г. Россия приняла участие в римском саммите НАТО - Россия, а 29 мая 2002 г. Владимир Путин принимал в Москве премьер-министра Испании Хосе Мариа Аснара.

В целом отношения между Россией и западными странами развиваются в урегулировании международных кризисов, предотвращении распространения оружия массового поражения, борьбе с наркоманией, ликвидации последствий стихийных бедствий. Россия успешно сотрудничает с рядом международных и национальных организаций, таких, например, как Интерпол. Совместно с ООН Россия участвовала в разрешении всех вооруженных конфликтов в мире (конфликт на Балканах, «иракская проблема»). Участие России в урегулировании балканского кризиса было значительно не только в рамках усилий международного сообщества, но и в оказании конкретной экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. На Западе Россию все чаще рассматривают как серьезного посредника между Востоком и Западом, между Америкой и Европой.

Важным резервом наращивания внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является восточное направление. В зоне Азиатско-Тихоокеанского региона у России сохранен прямой выход на мировой рынок и сосредоточены во многом не освоенные экспортные ресурсы. Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе является Китай. В июле 2000 г. президент В.В. Путин посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. С переговоров в Пекине началась программа первого азиатского зарубежного турне президента В.В. Путина, в ходе которого он посетил Северную Корею и принял участие в саммите «большой восьмерки» на Окинаве. Продолжается сотрудничество с Индией (официальный визит В.В. Путина в октябре 2000 г.), Вьетнамом (официальный визит В.В. Путина 28 февраля - 2 марта 2001 г.), Кореей, Монголией. Определенные перспективы наметились в торговых отношениях с Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений).

В августе 2002 г. состоялся визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию. Встреча В.В. Путина и Ким Чен Ира началась в пригороде Владивостока в бывшей резиденции Л.И. Брежнева.Лидер Северной Кореи был приглашен для обсуждения вопроса соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, что даст возможность связать Корейский полуостров с Европой через территорию России. В ходе визита был затронут ряд важных международных и региональных проблем.

В конце 2002 г. за пять дней визитов в Китай, Индию и Киргизстан Президент России В.В. Путин, как подсчитали в Кремле, «налетал» 19 260 км, согласовал и подписал около полутора десятков международных документов. Экономическое сотрудничество, военно-торговые отношения, вопросы безопасности и борьбы с терроризмом - главные темы переговоров В.В. Путина в трех зарубежных столицах.

На новый уровень развития вышли российско-японские отношения. До 1991 г. СССР пытался объявить территориальную проблему несуществующей. Руководство Российской Федерации приложило определенные усилия для восстановления добрососедских отношений с Японией. Конкретными шагами для реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. В результате переговоров Япония отозвала « вето»на прием России в члены «большой семерки», выразила согласие на вступление России в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и Всемирную торговую организацию. В свою очередь Россия поддерживает вступление Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. «Концепция новой дипломатии» Японии в отношении России предусматривает отделение так называемой «проблемы северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений.

14 октября 2002 г. в Москве состоялась встреча Президента России с главой МИД Японии Йорико Кавагути, которая приехала специально в Москву в рамках подготовки визита Дзюнъитиро Коидзуми, намеченного на 10 января 2003 г.

В 1991 –2003 гг. прослеживается устойчивая тенденция к налаживанию связей бывших республик СССР. В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия подписала свыше 800 нормативных документов: режим границ, торговли, расчеты за поставки сырья и оборудования, совместное изучение космоса, обмен информацией, оборона, защита прав русскоязычного населения.

В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще 11 государств.На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты.Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Российское Правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен Договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. С 1996 г. отношения со странами СНГ были объявлены главным приоритетом внешней политики России. В марте 1996 г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан.

Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, предполагавший восстановить в 1996 –1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство.

8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании союзного государства и Программа его реализации. В рамках будущего союзного образования предполагается создание союзного парламента, Правительства, Суда, Высшего Совета.

Однако успех интеграции тормозится рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство. Распад единой рублевой зоны произошел уже в 1993 г. Страны ближнего зарубежья ищут партнеров, имеющих твердую валюту, и сокращают экспортные операции по отношению друг к другу.

После распада СССР России пришлось участвовать в прекращении вооруженных конфликтов в ближнем зарубежье, так как создание национальных государств нередко сопровождалось всплесками вооруженной борьбы. Российские военные в роли «миротворческих сил» действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане.

В настоящее время остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ. Заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик стоят разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы стран ближнего зарубежья.

Таким образом, деятельность Правительства РФ внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и политическим ослаблением Россия стала терять авторитет у стран дальнего зарубежья. Кроме того, не произошло оформление содружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторитетом на международной арене. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте РФ также неуклонно сокращается.

С целью преодоления возникших противоречий в 2002 г. проводились как саммиты глав стран СНГ, так и двусторонние встречи. 10 июля в Кишиневе состоялся двухдневный саммит глав стран СНГ. В рамках саммита в кишиневской резиденции президента России состоялась встреча Владимира Путина с Президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Основной вопрос - борьба с терроризмом на российско-грузинской границе.

25 июля 2002 г. в загородной резиденции Президента Белоруссии проходила трехсторонняя встреча лидеров России, Белоруссии и Украины. В ходе беседы обсуждались вопросы трехстороннего взаимодействия как в экономической, так и в политической сфере, а также предстоящий неформальный саммит глав государств СНГ, который прошел в Сочи в начале августа 2002 г.

В 2003 г. достигнуты определенные успехи по сближению стран Содружества. В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча лидеров России, Белоруссии, Казахстана и Украины, на которой сделано важное заявление об ускорении интеграционных процессов. В процессе переговоров были осуществлены следующие договоренности:

1) о создании единого экономического пространства на территории четырех государств. К сентябрю 2003 г. должно быть готово соответствующее соглашение;

2) о формировании совместной «Группы высокого уровня« (из вице-премьеров) с местоположением в Киеве. Возглавит ее представитель Казахстана;

3) об учреждении наднационального органа - независимой межгосударственной комиссии по торговле и тарифам.

Важное значение для налаживания контактов имело заключение двусторонних соглашений. 28 февраля 2002 г. В.В. Путин провел встречу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Глава Российского государства отметил, что двусторонние отношения «развиваются позитивно» по всем направлениям. В свою очередь Эмомали Рахмонов подтвердил, что между двумя странами практически нет проблем в политическом и военном сотрудничестве. Одновременно выразил сожаление, что экономическая кооперация за последние годы, по его мнению, «не тронулась с мертвой точки». Говоря о ситуации в Афганистане, Рахмонов выразил позицию Таджикистана не вмешиваться во внутренние дела Афганистана, предложил обсудить вопросы координации усилий по стабилизации обстановки в Афганистане.

В феврале 2003 г. в Москве состоялось торжественное открытие года Казахстана. В ходе переговоров Путин и Назарбаев договорились о расширении торгово-экономических связей, а именно:

-Россия примет участие в строительстве АЭС в районе озера Балхаш;

-долгосрочное соглашение о транзите казахстанской нефти через территорию Российской Федерации будет неуклонно соблюдаться, как и выработанные решения о правовом статусе Каспия;

-энергетическое сотрудничество намечено развивать и по линии совместной компании «РосКазгаз»;

-аренда Россией космодрома Байконур будет продолжена.

Значительным культурным и политическим событием по своему размаху и масштабам стали саммиты в Москве и Санкт-Петербурге в мае 2003 г., на которые съехались представители более 40 государств.

Таким образом, в настоящее время достигнуты значительные положительные успехи в области внешней политики.Президент России В.В. Путин осуществил программу широких контактов с более чем 40 руководителями зарубежных государств. Результатом переговоров явились соглашения о сотрудничестве и партнерстве по вопросам укрепления мира и международной безопасности, развития экономических и научно-технических связей.

В настоящее время важнейшей задачей является хотя бы частичное восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. Основу для этого составляют еще сохранившийся значительный экономический и военный потенциал страны, ее внешнеполитические и экономические связи, а также стремление многих государств и народов жить не в однополярном мире, где господствует США, и не в биполярном, который остался в прошлом, - в многополюсном, сбалансированном международном сообществе.

Современная социокультурная ситуация в России

Определяющее влияние на современное состояние отечественной культуры оказали изменения, происходившие как в годы « перестройки», так и в последующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преобладать тенденции возвращения к «подлинному социализму»(«с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские новости», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее запрещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма».

Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Журнал «Новый мир» начал публикацию романов А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР пр оизведениями: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность приобрели произведения, посвященные критике сталинизма, - повести В. Распутина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др.

После принятия на XIX партийной конференции резолюции «О гласности» (1988 г.) была фактически ликвидирована цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «железного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток произведений массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, бульварные романы, порнографические издания и др. Закономерное явление сегодняшнего времени -«кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется путем личного волеизъявления индивида.

Академик Д.С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «…и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностями. Прежде всего у нее слабые крылышки… И второе - у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти смелость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды?

В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке,литературе, искусстве приходит диктат рынка,где платежеспособный спрос является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официальное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчета».

Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации является «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный принцип» финансирования стал применяться в конце 20 начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию,и ему в жертву принесен культурный уровень населения.

Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета.В этих условиях начала действовать программа «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы -по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А.К. Толстого в Брянской области.

Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отношений в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организаций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры.

Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учреждениями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях акционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы ) оказались неспособными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы культуры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т.д.

Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение творческой интеллигенции.Перед проблемой выживания были поставлены библиотекари, сотрудники музеев, парков, артисты театров -все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток высококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное число представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на коммерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.

Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной тематике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов, новой номенклатуры и т.д. Возросли цены на билеты, что сделало просмотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным.

В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью отвечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал высокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншлаги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т.д. Интересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его деятельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получил всемирное признание и является гордостью отечественной культуры.

Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечественном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и другие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерческих студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значительной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. Абуладзе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современников отмечены фильмы Э. Рязанова, Н. Михалкова, Л. Шепитько и др.

Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоиздательскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличение книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги свободно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформлению. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в значительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизительно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика. Книжный рынок в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, зачастую отвергает литературу, обладающую высокими художественными достоинствами. Единственным механизмом его регулирования выступает прибыль, получаемая издателями и продавцами печатной продукции.

В условиях духовного кризиса общества были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать представители восточных и западных религий и церквей (в том числе представляющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»).

Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская православная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие принятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоззрения,лежащего в основе той или иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродными по отношению к ней. Все меньше становится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов,опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т.п.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила определенный интеллектуальный потенциал - резерв обновления образования, который реализовывали учителя-реформаторы В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, М.И. Щетинин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадежно отставала от требований времени. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов (в конце 80-х гг.), усилился дефицит преподавателей, так как они начали уходить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. Кроме того, резко снизился интерес молодежи к получению образования, у большей ее части была потеряна уверенность в необходимости образования в ближайшем будущем. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счет создания альтернативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, лицеи и даже университеты. В них, как правило, вводились новые предметы (либо открывались новые специальности); учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Однако учебные заведения создавались, как правило, на основе школ, техникумов и вузов и часто, кроме смены названия, не привносили ничего нового. Студенты и аспиранты получили возможность обучаться за рубежом, однако их было незначительное количество.

Главным направлением реформы высшей школы, начавшейся в 1987 г., стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип договорных отношений между вузом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента; отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). В современных условиях необходимо обратить внимание на изменения следующих компонентов системы образования в России: инфраструктуры, кадрового состава, программно-методических средств, финансового, материально-технического, информационного, научно-консультационного, нормативно-правового обеспечения.

В конце 90-х гг. началась разработка проекта 12-летнего школьного обучения, у которого есть свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объема знаний и одновременно увеличения нагрузки на учащихся существует необходимость в 12-летнем образовании. Кроме того, в последние годы у нас в России получает широкое распространение дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам информации Internet. Однако в условиях глубокого экономического кризиса судьба реформы,без достаточного финансового обеспечения, будет плачевной.

Глубокую обеспокоенность в обществе вызывает судьба российской науки. Прикладные отрасли научных знаний получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и негосударственных сферах экономики.В то же время в условиях общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок произошло свертывание фундаментальных исследований. Постепенно научные кадры стали уезжать за границу или переходить в негосударственный сектор. Это вело к тому, что ведущие отрасли науки,такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

Большой протест со стороны научных кадров вызвало негласное решение властей выплачивать с 1 мая 1998 г. работникам высшей школы 56%, а работникам Академии наук 50% их официальной зарплаты. По стране состоялись забастовки и митинги с требованием привести уровень заработной платы в соответствие с прожиточным уровнем и уровнем квалификации работников.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов, переосмыслением многих проблем как современности, так и прошлого развития. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Ведь история -это огромный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поколениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократизму и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия ее потенциала, способствует становлению гуманитарной культуры специалистов, преодолению духовного кризиса в обществе.

Вызывает озабоченность возникшая в последнее время негативная тенденция сокращения времени, отводимого на преподавание истории. В некоторых вузах преподаватели, в том числе и историки, вынуждены постоянно доказывать руководству важность и значимость гуманитарных дисциплин, убеждать своих коллег в том, что технократический подход в образовании без глубокого гуманитарного направления ведет в тупик и общество в итоге получит ограниченных технократов с определенным менталитетом.

В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки - Н.М. Карамзина,С.М. Соловьева,В.О. Ключевского,С.Ф. Платонова.Повествование о настоящем веке и русской культуре было бы неполным, если бы ученые не обращались к трудам нашего современника, замечательного русского ученого-энциклопедиста Алексея Федоровича Лосева.

Исследователи имеют возможность познакомиться с многочисленными статьями и монографиями, многотомной «Историей России», которая явилась воплощением исторической концепции евразийства, выдающегося русского историка (с 1920 г. -эмигранта) Георгия Владимировича Вернадского.

В 1989 –1997 гг. были опубликованы труды последователя Г.В. Вернадского, историка, гуманиста и мыслителя Льва Николаевича Гумилева : «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние этногенетического фактора), он, подобно Н.К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости.

Сегодня как никогда необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. Основным условием преодоления глубочайшего духовного кризиса может стать определение общенациональной идеи нашего народа и его будущего. Вся история России приводит к убеждению, что она создана силою русского духовного характера. Как верно заметил выдающийся мыслитель XX века Иван Александрович Ильин: «…От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого,и до Суворова,Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева -вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями,не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства,когда народ забывал свои язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.