В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР.

Одновременно с указанными процессами шел процесс образований партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступавших с позиций праворадикального переустройства общества и ставивших целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.

Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов перестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою деятельность комсомол и пионерская организация как молодежная и детская структуры КПСС. Такое развитие событий вело к укреплению агрессивно-реакционного крыла КПСС, побуждая его к активным действиям. После событий 19 –21 августа 1991 г. КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила свое существование. М.С. Горбачев сложил с себя обязанности Генерального секретаря.

Таким образом, становление системы многопартийности в годы перестройки имело противоречивый и незавершенный характер. Однако этот процесс имел положительное значение для разрушения административно-командной системы и возникновения новых общественно-политических отношений в государстве.

Начало экономических реформ

Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. сформулировал задачу «ускорения социально-экономического развития страны». Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику (решить жилищный, продовольственный и другие вопросы). Одной из главных задач стала реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов и т.д.).

Резервами «ускорения» должны были стать:

-более полная загрузка имеющихся производственных мощностей;

-рационализация и механизация производства;

-повышение качества продукции;

-активизация «человеческого фактора».

Новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы. Введение госприемки вело к увеличению управленческого аппарата, росту материальных затрат. Старое оборудование увеличивало аварийность.

Одним из показателей состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытания турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков атомной электростанции. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общественности. Это явилось одной из причин глобального характера последствий катастрофы.

Первые годы перестройки показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы.Существовали две альтернативы развития СССР:

1) опыт, основанный на примере Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа;

2) осуществление демократизации и экономических реформ одновременно.

Горбачевым и его ближайшим окружением был избран второй вариант развития. Январский Пленум ЦК КПСС (1987) выдвинул идею демократизации общественной жизни. Разработана программа перестройки внутрипартийной жизни, и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом.

Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. Провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством.

Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации.Однако в условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, сохранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с оставшейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики.

Предпринимались попытки упразднения некоторых министерств и ведомств, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит,чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

Кроме того, к этому времени стали давать сбои две кампании, развернутые по всей стране: борьба с пьянством и алкоголизмом и борьба с нетрудовыми доходами. Определив, что это зло губительно действует на обстановку в стране, на социально-психологическое состояние общества, встретив на первых порах значительную поддержку населения, политическое руководство не учло, что бюрократический стиль проведения в жизнь намеченных мероприятий может привести к побочным последствиям, которые не улучшат обстановку. И действительно, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них без насыщения рынка продукцией, на которую можно было бы потратить освободившиеся в семьях средства, привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, «сахарному» буму. В борьбе же с нетрудовыми доходами оказался реально задет слой людей, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках, в то время как воротилы «теневой экономики», связанные с коррумпированной частью аппарата, по-прежнему процветали.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений.I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.

Экономическая реформа (в основу которой были положены разработки Абалкина, Заславской, Бунича и др.) предполагала:

-сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством;

-расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование;

-постепенное возрождение частного сектора;

-отказ от монополии внешней торговли;

-интеграция в мировой рынок;

-расширение форм хозяйствования на селе.

О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательстве говорилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 г.).

На рубеже 80 –90-х гг. были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения.

Принятие Закона «Об общих началах предпринимательства в СССР» ипостановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» (1990 г.) должно было содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций,создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств,в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор -в коллективах и частных формах - получал все большее распространение в экономике.

Несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившие название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них - «Программа 500 дней» -была группа экономистов во главе сС.С. Шаталиным иГ.А. Явлинским.Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию.Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина. Участие в работе этой комиссии принимал глава правительства Н.И. Рыжков. Программа Н.И. Рыжкова -Л.И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.

Реформирование экономики не было доведено до логического конца и имело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. намечается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета - к первым массовым забастовкам рабочих.

Таким образом, реформирование экономики в период перестройки не привело к значительным позитивным результатам. Сказалось сильное влияние старых, традиционных отношений системы социализма,а также непоследовательность и осторожность в действиях реформаторов.

Внешнеполитическая деятельность правительства

В период перестройки произошли позитивные перемены во внешней политике СССР. В многочисленных выступлениях советского Президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношении с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ОО Н М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию внешней политики.Концепция нового политического мышления предусматривала:

-отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические системы;

-отказ от силовых методов решения международных проблем;

-отказ от принципов пролетарского интернационализма;

-переосмысление современного мира и проведение политики с позиции общечеловеческих ценностей.

Таким образом, начался медленный отход от идей «мировой революции». Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. Были выдвинуты важнейшие внешнеполитические инициативы в области разоружения, начались переговоры по наиболее острым проблемам международной жизни.

В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э.А. Шеварднадзе. Основными направлениями внешней политики стали:

1) нормализация отношений Восток Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных конфликтов;

3) тесные экономические и политические международные контакты.

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. Советско-американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности Указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Обновленные подходы к решению международных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986– 1987 гг. состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июне 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи СССР и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд.Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы - Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном с ними освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР с государствами Восточной Европы. в результате исторического развития начиная с 40-х гг. страны СЭВ оказались в значительной степени оторваны от сложных реальностей мирового рыночного хозяйства и ориентировались на натуральный обмен. В сфере духовной, несмотря на лозунги о взаимовлиянии культур, многие лучшие достижения культур народов Восточной Европы упорно замалчивались в СССР, и наоборот. В сфере политической приоритетным для восточноевропейских стран считалось следование в русле политических установок, предлагаемых СССР. Конечно, абсолютного единообразия достичь так и не удалось. Конфликты с Югославией и Албанией, подозрительность к процессам изменения общественного сознания в восточноевропейских странах - все это существовало в реальности. В то же время миллионы людей в СССР привыкли думать о странах Восточной Европы как о надежных военно-политических и экономических союзниках. Отсутствие полноты информации приводило к тому, что вооруженные акции руководства партии и государства, направленные против массовых выступлений в странах Восточной Европы, воспринимались как вполне закономерные. Так было в Берлине в июне 1953 г., в Будапеште в ноябре 1956 г., в Праге в 1968 г.

Во второй половине 80-х гг. происходит нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни СССР и восточноевропейских стран. Неуклонное падение доверия к руководству, политическая слабость правящих партий, несмотря на их значительную формальную численность, низкая эффективность экономических структур, их невосприимчивость к научно-техническому прогрессу,нарастание оппозиционных настроений в народных массах -все это означало объективную слабость существования политических режимов. Главным лозунгом антитоталитарных движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократических свобод иборьба за права человека.

СССР на этот раз не стремился подавить силой антикоммунистические массовые движения в Восточной Европе. Если бы подобные действия были начаты, то они могли бы с большой долей вероятности привести к новой мировой войне. Именно этот аспект политики, связанной с именем М.С. Горбачева, стал основным при присуждении ему Нобелевской премии мира (1990 г.).

Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привел к прекращению деятельности таких структур, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи. В то же время ни М. Горбачев, ни правительство СССР не смогли предугадать, что эти события приведут к нарушению сложившихся интеграционных связей СССР и стран Восточной Европы. Восприятие происходящих в Восточной Европе событий было в нашей стране далеко не единодушным. Часть общества приветствовало их, тем более что было ясно: без начала перестроечных процессов стимула к изменениям в Восточной Европе могло бы и не быть. Среди другой части общества возникла резкая настороженность, а то и неприятие случившегося. Уход из Восточной Европы советских войск стал выдаваться за «сдачу позиций без боя», как будто независимые восточноевропейские страны были провинциями нашей страны. Однако многие военные специалисты, в принципе соглашаясь с неизбежностью вывода войск из Восточной Европы, указывали на сомнительную поспешность этой акции, считая, что растягивание данного процесса во времени придало бы ему меньшую болезненность.

В центре европейских проблем в конце 1989 –1990 гг. встала германская проблема. Никто в мире не мог предсказать еще в начале 1989 г., что к концу года в ГДР возникнет мощное объединительное движение. Ликвидация Берлинской стены, формирование нового правительства в ГДР, создание экономического союза с ФРГ, а затем рождение объединенной Германии, ставшей по количеству населения, экономическому потенциалу самой мощной страной Европы, шло быстрыми темпами. С согласия Советского Союза 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии.

Советская внешнеполитическая доктрина характеризовалась усилением внимания ко всем странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Особенно в этом направлении выделялись усилия для налаживания связей с Японией, чей огромный экономический потенциал может быть включен в развитие многих отраслей хозяйства нашей страны.

Из отношений с другими странами этого региона следует выделить нарастающие экономические контакты с Южной Кореей, с которой были установлены дипломатические отношения. В 1989 г. М.С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены многие спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.

Специальной сферой внимания Советского Союза оставалась ситуация в Афганистане. После вывода советских войск, закончившегося в феврале 1989 г., там сохранялась исключительно сложная ситуация. Продолжалась гражданская война.В этих условиях предпринимались значительные дипломатические усилия с целью активизации мирного процесса в Афганистане, проводились консультации с Соединенными Штатами и другими странами по этой проблеме.

В сентябре 1991 г. достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.

После длительного периода, характеризовавшегося почти полным отсутствием контактов с Израилем, возобновились культурные и отчасти экономические связи с этим государством. СССР продолжал поддерживать дружественные связи и с рядом арабских стран. Советское руководство заняло осуждающую позицию по отношению к оккупационной политике Ирака, захватившего Кувейт.

Открытое обсуждение проблем взаимоотношений с развивающимися странами привело к обнародованию немалого числа фактов, цифр, связанных с тем, что в предыдущие годы характер советской помощи странам «третьего мира» был весьма односторонним, с упором на военную помощь, причем поставки вооружения исчислялись миллиардами рублей и долларов при весьма проблематичной перспективе возврата долгов. Многие представители общественности, дипломаты ставили вопросы о необходимости сбалансировать по сути безвозвратные поставки, изменить характер этих взаимоотношений, сделать их по-настоящему взаимовыгодными, поставить эти связи под строгий парламентский контроль. Процесс изменений начался и в сфере внешнеполитической деятельности.

Таким образом, в период перестройки внешняя политика СССР характеризуется принятием концепции «нового политического мышления». Рядом смелых инициатив СССР выступил лидером радикальной перестройки международных отношений, означающей окончание «холодной войны».

Крушение Советской власти

От перестройки к революции

К середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.

В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.

Однако в конечном счете совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

Смерть в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю.В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Попытки Ю.В. Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.

Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны.

В условиях монопольного господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать.

Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной «сверху», страна обретет второе дыхание. Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М.С. Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал. Первые три года перестройки, в течение которых были испробованы практически все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная система не поддается реформированию. Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути. На фоне ухудшающейся с каждым днем экономической ситуации впервые был поставлен вопрос о политической реформе общества. Была провозглашена политика гласности - открытое обсуждение острых проблем экономики и политики на страницах средств массовой информации. После десятилетий запретов и искажений информации «для народа» на страницы печати были буквально выплеснуты все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития социалистического общества. Эта лавина информации привела в шок значительную часть населения страны. Результатом политики гласности было пробуждение общественного сознания значительной части населения страны. Интерес людей к политике был настолько велик, что стал неотъемлемой частью жизни в тот период времени. За выступлениями делегатов XIX партконференции КПСС, проходившей летом 1988 г. и транслировавшейся по радио и телевидению, следила буквально вся страна. В повестку дня этой конференции был поставлен вопрос об изменении политической структуры общества. Политической целью перестройки была провозглашена передача власти от КПСС Советам. Однако преобладание на конференции консервативно настроенных сил («агрессивно-послушного большинства») и стремление сохранить контроль аппарата КПСС над развитием событий не позволили принять исторических решений, которые изменили бы судьбу страны. Вместо этого была предложена, а затем внесена в Конституцию новая громоздкая, недемократическая структура дублирующих друг друга высших органов государственной власти - Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР.

Выборы народных депутатов в марте 1989 г. проводились по новому избирательному закону, чем вызвали к жизни беспрецедентную активность избирателей. Благодаря этому в депутатском корпусе были представлены практически все группы и слои населения. Первый съезд стал действительно историческим событием, свидетельствующим о нарождающейся демократии. В адрес руководства страны впервые публично прозвучала острая и резкая критика, что само по себе было беспрецедентным явлением. На съезде был сформирован первый в истории страны профессионально работающий парламент - Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М.С. Горбачев.

Нарастание социальной напряженности

После лета 1989 г. реформаторское руководство страны столкнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стали пустые прилавки магазинов, рост преступности, политическая нестабильность. На многолюдных митингах выражалось открытое недовольство ходом перестройки, подвергались критике действия как самого М.С. Горбачева, так и правительства СССР, возглавляемого Н.И. Рыжковым. В стране происходила поляризация политических сил. Выделилась группа сторонников реформ, проводимых Горбачевым, и группа консервативно настроенных лидеров партноменклатуры, не хотевших никаких перемен в обществе. На повестку дня вновь был поставлен вопрос о власти. Созванный в марте 1990 г. внеочередной съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции, законодательно закреплявшую монополию КПСС на власть в стране. Этот же съезд утвердил пост Президента СССР. М.С. Горбачев был выбран на съезде первым Президентом СССР.

1990 г. ознаменовался также односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств.

Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения в конечном счете не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов, еще не освободившихся от пережитков имперских настроений. В то время многим казалось, что договор - не главное. Окончательно центр «дозрел» до осознания важности Союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу.

Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса.

Вопрос о российском суверенитете стал главным на первом съезде народных депутатов республики. 12 июня 1990 г., выражая волю своих избирателей, делегаты съезда с редким для этого съезда единодушием, большинством голосов приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие стало рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать только до тех пор, пока Россия служила объединяющим началом.

Выбор российских депутатов во многом был определен поведением других союзных республик, уже провозгласивших свою независимость. В то же время многие из них были убеждены, что пример независимой демократической России будет способствовать победе демократических сил в других республиках.

Согласно Декларации, государственный суверенитет распространялся на всю территорию республики. Органы власти РСФСР имели право решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые она добровольно передавала в ведение Союза ССР. Декларация подтвердила необходимость существенного расширения прав автономных республик, краев и областей.

Формально Декларация лишь законодательно разграничивала полномочия центра и республики и в этом смысле не выходила за пределы союзной Конституции. Тем не менее провозглашение государственной независимости Российской Федерацией означало на деле двоевластие в стране. Проголосовав за независимость, народные депутаты подтолкнули и без того сильные сепаратистские настроения на Украине и в Прибалтике.

Объявление суверенитета России было продиктовано и экономическими причинами. Неспособность центра вывести страну из кризиса, затягивание им проведения радикальных экономических реформ подтолкнули Россию к этому шагу. Россия решила первой начать движение к рыночным отношениям, не дожидаясь, когда такое решение будет принято Верховным Советом СССР. Отвергнутая центральным руководством, программа перехода к рынку («500 дней»), предложенная С. Шаталиным и Г. Явлинским, была взята российским руководством на вооружение.

Стремление Российской Федерации начать с 1 октября 1990 г. переход к рынку резко обострил противостояние центра и республик, «война законов» переросла в новую стадию. Защищая свой суверенитет, РСФСР приняла ряд постановлений, ограничивающих действие союзных законов и союзной власти на территории республики.

1991 г. оказался переломным в истории страны. За шесть лет перестройки ни одна из ее задач до конца не была решена. К лету ситуация, сложившаяся во всех областях жизни, характеризовалась как кризисная. Колебания и противоречия Президента СССР М.С. Горбачева, его «центризм», стремление встать над «схваткой» больше не устраивали ни левых, ни правых, справедливо видевших в такой флюгерности слабость государственной власти, предательство национальных интересов. Каждая новая неделя противостояния «центра» и республик, «демократов» и «партократов» усиливала в обществе стихийные антиноменклатурные настроения. Большинство населения на мартовском референдуме 1991 г., сказав «да» сохранению единого отечества, высказалось против сохранения старой государственной власти. Авторитет КПСС стремительно падал даже среди крупных хозяйственников. Весной 1990 г., как свидетельствуют социологические опросы, 23% из них еще полностью доверяли КПСС, к лету доля не доверявших поднялась до 72%.

Победа 12 июня 1991 г. в первом же туре президентских выборов в РСФСР Б.Н. Ельцина также свидетельствовала о расшатывании основ номенклатурного строя. Дело принимало оборот, смертельно опасный для тоталитарной системы и корпоративных интересов партноменклатуры. Экономическая политика правительства В. Павлова была последней отчаянной попыткой консервативных сил спасти империю и самих себя легальным конституционным путем. Наименее гибкая и недальновидная часть правящего класса, сосредоточенная главным образом в аппарате ЦК КПСС, других высших звеньях законодательной и исполнительной власти, силовых министерствах, не понявшая вовремя, что происходит, и не успевшая занять выгодные позиции, видела единственный выход в том, чтобы ввести в стране чрезвычайное положение для наведения «порядка».

С другой стороны, и демократические силы не могли пассивно ожидать развития событий. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, революция «сверху», потерпела крах. Страна разваливалась. Народ требовал глубоких реформ. В сложившихся условиях силовое столкновение становилось неизбежным. Консерваторы попытались опередить демократов и «спасти» отечество. Уже к осени 1990 г. руководство госбезопасности приступило к детальной проработке плана введения чрезвычайного положения в стране. Органы КГБ установили слежку за народными депутатами, политическими партиями, независимыми профсоюзами, вели планомерную работу по дезинформации высших руководителей Союза с целью принятия жестких мер для наведения «порядка». М.С. Горбачев оказался заложником формально подчиненных ему структур партии, госбезопасности и армии. В течение зимы и весны 1991 г. делалось несколько «примерок» силовой политики. В середине января прокоммунистический Комитет общественного спасения (прообраз ГКЧП) в Литве пытался отстранить от власти силой оружия правительство Народного фронта. В результате этой акции погибло 13 ни в чем не повинных людей. К этим событиям оказались непосредственно причастны министр обороны СССР Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр МВД Б. Пуго. Спустя неделю аналогичная попытка государственного переворота была предпринята в Латвии. В конце марта в день открытия внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, взявшие в кольцо центр столицы. Только после решительного протеста депутатов, приостановивших из-за этого работу съезда, войска были выведены из города.

В феврале 1991 г. Президент М. Горбачев был по существу поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохранения старых структур власти, или окончательно стать на сторону демократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу.

В апреле 1991 г. на Пленуме ЦК КПСС 45 первых секретарей обкомов из 75 потребовали освобождения Горбачева от должности Генерального секретаря ЦК КПСС. М.С. Горбачев смог сохранить свой пост лишь благодаря достигнутой 23 апреля в Ново-Огареве договоренности с лидерами девяти республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств, который стал известен как соглашение «9+1» (девять лидеров союзных республик + Президент СССР). В нем шла речь о новой концепции Союза. Согласно этому документу, республики получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, все остальные вопросы должны были решаться на республиканском уровне.

Провал августовского путча

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР В. Павлова Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц.

Другим непосредственным поводом развития событий стал указ российского Президента от 20 июля 1991 г. о департизации в РСФСР госучреждений, нанесший по монополии КПСС сильный удар. На местах началось вытеснение партноменклатуры из областных структур и замена ее новыми людьми.

С 5 по 17 августа шла активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. Идеологом введения ЧП являлся А.И. Тизяков, президент Ассоциации госпредприятий. Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов должен был по плану заговорщиков обеспечить принятие Верховным Советом положения о введении ЧП в стране на законной основе.

Наконец, в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев, находившийся в это время на отдыхе в Форосе, в Крыму, был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, премьер-министр В. Павлов образовали самозваный, неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).

Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, забастовки. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации. Введением чрезвычайного положения «гэкачеписты» рассчитывали вернуть страну назад: ликвидировать гласность, многопартийность, коммерческие структуры. В обращении «К советскому народу» ГКЧП объявлял себя истинным защитником демократии и реформ, щедро обещал в кратчайший срок облагодетельствовать все слои советского общества - от пенсионеров до предпринимателей. В течение 1991–1992 гг. всем желающим горожанам обещалось предоставить земельные участки.

Главные события этих дней развернулись в Москве. 19 августа в столицу были введены танки и бронетранспортеры, которые перекрыли основные магистрали города. Был объявлен комендантский час. Однако эти действия вызвали обратную реакцию. Путчисты просчитались в главном - за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, окончательно исчез страх. Большая часть населения страны отказалась поддержать неконституционные методы выхода из кризиса. К вечеру 19 августа десятки тысяч москвичей устремились к Дому Советов РСФСР («Белому дому»), где находились члены Верховного Совета РСФСР во главе с Президентом Б. Ельциным, чтобы защитить и поддержать российское руководство, отказавшееся признать самозваный ГКЧП.

Только три дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых дней натолкнувшись на активное сопротивление россиян. В срыве заговора огромную роль сыграла мужественная позиция руководства Российской Федерации, предпринявшего решительные шаги по защите Конституции и пресечению деятельности самозваного комитета на территории РСФСР. В своем обращении к гражданам России 19 августа 1991 г. Президент Б. Ельцин, Председатель Совмина РСФСР И. Силаев, Председатель Верховного Совета республики Р. Хасбулатов призвали население республики поддержать законно избранные органы власти и использовать в борьбе с заговорщиками различные формы гражданского протеста. Указом Президента РСФСР деятельность ГКЧП признавалась незаконной, а его приказы на территории республики - не подлежащие выполнению. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на территории России, перешли в непосредственное подчинение российского Президента. Еще в дни путча президентским указом деятельность КПСС и РКП на территории России прекращалась. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. В итоге была ликвидирована сама основа старой системы. Путч, таким образом, закончился не просто провалом, а по существу крушением тоталитаризма.

События 19–21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентацией на раз и навсегда сделанный социалистический выбор.

Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Все попытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзного договора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия проголосовали за независимость своих республик и отказались от подписания Союзного договора. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было подписано Беловежское соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР Горбачев был вынужден сложить свои полномочия.

Развитие культуры в 50–80-е гг.

Существенное воздействие на культурное развитие в 50 –80-е гг. оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и экономической сферах. Это -период с временными оттепелями, возвратом к «указаниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, постепенного, подчас мучительного, с движениями вспять возврата к естественному для культуры полифоническому развитию. Культурный процесс был тесно связан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, приобщение к культурной жизни широких слоев населения.

Период 50 –80-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, происходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: 1) 50 –начало 60-х гг.; 2) середина 60 –середина 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталинизации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по названию повести И.Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества,положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов, означала разрешение «сверху» относительного стилевого разнообразия и многоголосья в литературе и искусстве. Особенно значимым этот период был для молодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной линией» ее политики.

В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными, протестами против политической системы в СССР.

1965 –1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития советского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот период при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты определенные успехи в экономической, социальной и культурной областях. В то же время именно в этот период начался кризис Советского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных организаций, нарастал процесс их бюрократизации.Профессиональные союзы, ВЛКСМ, Комитет советских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были по существу общественными, они были бюджетными, ими руководили партийные органы. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным: любой работник считался членом профсоюза.Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Политика полного контроля проводилась и по отношению к церкви.

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возникала время от времени в центре общественного внимания духовная ценность нашей истории - русская идея. Однако сужение культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: продолжали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт национальной культуры!) и памятники, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отечественной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреждении культуры существовали отделы специального хранения -спецхраны. Углубился духовный диктат над инакомыслием, увеличилось количество диссидентов.Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в политику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись,музыка, архитектура и многие другие стороны духовной жизни общества оценивались с позиций «социалистического реализма».

Система образования

Главным направлением в системе школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955 –1956 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования. С принятием Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Одновременно с аттестатом зрелости школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.

В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке системы образования. Сессией Верховного Совета РСФСР в августе 1974 г. было принято постановление «О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР», где определялись три основных пути осуществления среднего образования - средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища.

В 1983 –1984 гг. предпринимаются попытки проведения комплексной реформы школы. Специальным законом (апрель 1984 г.) было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования в соответствии с потребностями экономики.Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений как в экономике, так и в образовании привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985 –1986 гг. реформа была свернута.

Падение интереса к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе, бюрократическая система управления народным образованием тормозили внедрение новых методов обучения. Тем не менее это время - период творческого отношения к делу таких учителей-новаторов, как В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили.

Расширялась система высших учебных заведений. К 1985 г. в СССР насчитывалось уже 69 университетов. Вводились в действие новые учебные корпуса и общежития, открывались новые специальности, существенно увеличился выпуск специалистов, значительно вырос научный потенциал вузов. В то же время промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого было нерациональное использование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, снижением престижа дипломированного специалиста.

Наука

К началу 50-х гг. СССР в области науки и техники продолжал отставать от Запада. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались такие научные направления, как ядерная физика, вычислительная техника, ядерная энергетика, квантовая электроника, космическая техника. Строились атомные подводные лодки, атомные электростанции, был спущен на воду атомный ледоход «Ленин», началась автоматизация производственных процессов. В системе военно-промышленного комплекса были хорошо оснащенные закрытые научно-технические организации - «почтовые ящики» и целые научные городки.

Складывались новые направления научных исследований. В ходе изучения реакции ядерного синтеза сформировалось новое направление - физика высоких и сверхвысоких энергий. Всемирную известность получили работы Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова,Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша и др. Ряд советских ученых получили Нобелевскую премию. 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. выведен на орбиту космический корабль с человеком на борту.

Опасность серьезного отставания отечественной науки от мировой заставила критически пересмотреть многие аспекты ее развития (осень 1955 г. - письмо «трехсот ученых» против Т.Д. Лысенко). НТР (научно-техническая революция) требовала серьезных структурных изменений, которые вводились очень медленно. Для руководства процессом внедрения достижений науки в народное хозяйство в 1955 г. был восстановлен Государственный комитет по науке и технике.

Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. Были предприняты попытки преодолеть научный монополизм Москвы и Ленинграда. В мае 1957 г. около Новосибирска началось строительство научного городка, который вскоре превратился в крупнейший научный центр - Сибирское отделение АН СССР. Были созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток). За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку, более чем вдвое возросла численность научных работников. В 50 –60-е гг. было сделано 80% всех научных открытий последних сорока лет.

В 60 –80-х гг. были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. Начали формироваться научно-производственные объединения (Ленинградское оптико-механическое объединение), военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия») и др. Всего в СССР действовало 250 таких НПО.

Реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, проводилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири.

Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Широкий размах получили исследования в химии и биологии - расшифрована структура белка, получены искусственные гены. Успехом советских ученых можно назвать работы в области лазерной медицины. Главным направлением государственной политики в области науки было развитие оборонной и космической техники и технологии.

Активное вмешательство в сферу научного творчества партийно-государственных органов, применение жестких административных мер привели к значительным перекосам в планировании исследовательских работ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию в области компьютеризации от большинства развитых индустриальных стран. Программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае ее реализации экологические последствия могли быть катастрофическими.

Развитие обществоведения характеризуется противоречивыми процессами. С одной стороны, перспективные исследования были сделаны в области экономики, социологии, социального прогнозирования. Значительных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого достигла историческая наука. В то же время большинство теоретических разработок в области экономического и социального развития оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками.

Литература

Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. На съезде Союза писателей в 1954 г. было реабилитировано творчество М.А. Булгакова и Ю.Н. Тынянова, напечатаны произведения острой общественной направленности (роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым»); возникли новые, демократические по своему духу журналы («Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник»). Н.С. Хрущев поддержал публикацию повести А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сложилось два направления:

-демократическое, во главе с журналом «Новый мир» (особенно в период, когда редактором был А.Т. Твардовский, 1958 –1970 гг.);

-консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редактор В.А. Кочетов).

Хрущев лавировал между ними, со временем все больше склоняясь в сторону консерваторов. Тем не менее пробуждение общественного сознания, освобождение от официальных догм стало реальностью на рубеже 50-х гг. Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывали общество. Наиболее значительными произведениями стали романы В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яшина, повести А. Гладилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зорина. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали дискуссии широкой читательской аудитории. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии. В Москве чтение стихов авторами - молодыми поэтами, такими как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, собирало большие аудитории в Политехническом музее, Лужниках, на площади Маяковского.

Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. Так, например, был подвергнут несправедливой критике роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Негативную реакцию руководства СССР вызвал роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в Италии. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе, а затем последовало его исключение из Союза писателей.

Духовное раскрепощение людей в годы «оттепели» не было полным. Невзирая на ужесточающиеся преследования на рубеже 50 –60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыслить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки, молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Несмотря на жесткую цензуру 70 начала 80-х гг. в целом для духовной атмосферы советского общества характерны напряженные поиски путей нравственного самосовершенствования и глубокое переосмысление культурного наследия прошлого. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Гельмана, Г. Бокарева, В. Распутина, Ю. Трифонова, А. Якубова, Л. Карелина, Ф. Искандера, В. Войновича, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, И. Стаднюка, В. Шукшина и др. Последовательно разрабатывал в своем творчестве тему исторического прошлого России В. Пикуль. Свыше двадцати романов создано им за тридцать семь лет упорного литературного труда.

Живопись и скульптура

В изобразительном искусстве в 50 –80-х гг. активизировалась деятельность творческих союзов, был создан Союз художников. В живописи получили признание работы Б. Иогансона, Ю. Непринцева, А. Локтионова, В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова. В жанре скульптуры -Е. Вучетича, Н. Аникушина, С. Коненкова, А. Кибальникова. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. скульпторам Е. Вучетичу и С. Коненкову был присужден «Большой приз».

Однако общие тенденции в развитии культуры сказались и в изобразительном искусстве. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э.М. Билютиным творческой студии. В работах некоторых живописцев-авангардистов Хрущев увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры были подвергнуты критике многие талантливые художники и скульпторы.

В 60 –80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами, среди которых И. Глазунов, М. Савицкий, Т. Салахов, А. Шилов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, И. Клычев и др.

Архитектура

Поиски различных стилей и направлений характеризуют архитектуру 50 –80-х гг. В начале 50-х гг. архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитенов (А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривали как средство эстетического воспитания людей, для их оформления применялись скульптура и живопись. Художественное оформление многих станций многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» применялись в некоторых жилых и административных зданиях. В конце 50-х гг. с переходом к типовому строительству «излишества» перестают иметь место в архитектуре.

В архитектуре 60–80-х гг. характерным направлением стала массовая застройка (малогабаритные «хрущевки» и панельные однотипные дома). Но при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступавшие мировому уровню, например здание аэропорта «Пулково» в Ленинграде (архитекторы А.С. Жук, Ж.А. Вержбицкий).

Музыка

Музыкальное искусство включало произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50 –80-х гг. произведения внесли определенный вклад в развитие музыкальной культуры. Д. Кабалевским была написана опера «Семья Тараса», С. Прокофьевым -Седьмая симфония, Д. Шостаковичем -Десятая и Пятнадцатая симфонии, К. Данькевичем -опера «Богдан Хмельницкий», Н. Жигановым -опера «Джалиль». Стали классикой балеты К. Караева «Семь красавиц» и А. Хачатуряна «Спартак».

Получили признание в нашей стране и за рубежом песни М. Блантера, И. Дунаевского, А. Новикова, А. Островского, А. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого, О. Фельцмана. Популярными исполнителями этих песен стали Л. Утесов, К. Шульженко, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Хиль. Голосом поколения 70-х гг., выразившим его боль и надежду, стал артист и певец В. Высоцкий. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры вокально-инструментальных ансамблей.

Жесткому контролю Министерства культуры подвергалась театральная деятельность и кино. Тем не менее значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф.

Лучшие советские фильмы тех лет получили признание как у нас в стране, так и в мире. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук, 1959) и другие.

Большой популярностью пользовались театральные постановки Московского театра на Таганке, созданного режиссером Ю. Любимовым, Театра «Современник» (режиссеры О. Ефремов и Г. Волчек), Театра им. Ленинского Комсомола (М. Захаров), Ленинградского Большого драматического театра (Г. Товстоногов). Получили развитие театры в других городах страны.

Каждый спектакль или кинокартина рождались в сложных условиях идеологической цензуры. В этих условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатель А. Солженицин, писатели В. Войнович, Г. Владимиров, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, художник О. Целков, музыкант М. Ростропович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художника М. Шемякина. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли генерал П. Григоренко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались деятели культуры, науки, искусства, осмелившиеся мыслить неугодным «системе» образом или проявлять свои взгляды. Но это, отнюдь, не означало, что вся наша культура заключалась только в этом. Жизнь была неизмеримо богаче, богаче была и культура.

Русский филолог М.М. Бахтин в одной из своих работ предложил обратить внимание на литературу как самостоятельную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Этот взгляд можно применить при оценке культуры советского периода. Социалистический реализм как метод искусства, как «модель сознания», фактор социально-культурной динамики, действовавший в течение всей советской истории,по мнению исследователей, если не способствовал, то, во всяком случае, не препятствовал созданию произведений в различных видах и жанрах искусства, ставших поистине гордостью нашей культуры.