1948 год и новая волна репрессии

1948 г. положил конец послевоенным колебаниям руководства относительно выбора «мягкого» или «жесткого» курса. Представления о «монолитном единстве» общества и его абсолютной преданности Вождю, в общем верные на победный момент сорок пятого, чем дальше, тем больше превращались в иллюзию; в растущем отчуждении «верхов» и «низов» единственным звеном, скрепляющим этот политический конгломерат в видимое целое, был сам Сталин. Но и он, похоже, переоценил силу своего положения и способность концентрировать в себе волю и желания общества: не все соотечественники торопились демонстрировать «верноподданность» Вождю. Это Сталин знал. Но не знал, сколько их было - «не всех» - и насколько опасным, в том числе и для него лично, становилось начинающееся противостояние. До открытого протеста дело не доходило, но брожение умов было реальностью, которую подтверждали сводки о настроениях разных категорий населения.

Сохранять спокойствие духа руководству мешали события и за пределами страны. Вместе с началом «холодной войны» Сталин стал утрачивать позиции первого политика мира, которым он себя чувствовал после победы. Правда, в сфере его контроля оставалась Восточная Европа, народы (а точнее, правители) которой, казалось бы, уже начали строить свою жизнь по образу и подобию «старшего брата». Речь шла по сути об унификации внутренних режимов этих стран согласно советскому образцу, что и зафиксировали материалы первого заседания Информбюро 1947 г. Однако не всех восточноевропейских руководителей устраивало подобное подчиненное положение и силовое давление со стороны Советского Союза.

Кульминацией процесса роста разногласий между СССР и странами Восточной Европы стала советско-югославская встреча в Москве (февраль 1948 г.), после которой последовал разрыв между Сталиным и Тито. Для Сталина это было поражением.

Подобное стечение событий не могло не отразиться на внутренней жизни: «пропустив» оппозицию на международном уровне, Сталин не мог допустить теперь даже зародыша ее у себя в «доме» Последствия международного фиаско и обстановка «холодной войны» по-своему повлияли на развитие внутренней карательной кампании, придав ей внешнюю форму борьбы с западничеством, или, по терминологии тех лет, «низкопоклонством». В качестве носителей «инородного» начала были выбраны советские евреи («безродные космополиты»), в результате чего вся кампания получила дополнительную антисемитскую окраску. В ее печальной истории два наиболее известных процесса - дело Еврейского антифашистского комитета (1948–1952) и «дело врачей» (1953).

Между тем основная роль постепенно отводится идеологическим кампаниям, т.е. кампаниям борьбы с инакомыслием, выполняющим одновременно известную «профилактическую» функцию.

Роль «пробного камня» в истории борьбы с инакомыслием конца 40-х – начала 50-х гг. выполнили две кампании, одна из которых была организована вокруг журналов «Звезда» и «Ленинград», а другая - учебника Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Вся организация этой кампании свелась по сути к выступлению Жданова в духе «постановки задач» и постановлению ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», которое для всех идеологических работников становилось руководством к действию. «Объекту» в данном случае отводилась пассивная роль «принятия к сведению» спущенных сверху установок. Несколько иной сценарий был апробирован в отношении философов: здесь «объекту» была предоставлена известная свобода действий, видимость которой позволила придать кампании идеологического давления внешне привлекательную «демократическую» форму. Так в нашей политической практике возник особый феномен - «творческие дискуссии».

Во всей философской дискуссии изначально присутствовал любопытный нюанс: в качестве объекта нападения выступал не проштрафившийся чем-то автор, а, напротив, человек, чья книга незадолго перед этим была удостоена Сталинской премии. В декабре 1946 г. в адрес учебника Г.Ф. Александрова сделал серьезные замечания Сталин. Трудно сказать, попала книга в руки Сталина случайно или здесь имел место умысел, но в последующих кампаниях «замечания Сталина» станут уже необходимым атрибутом организации дискуссий. В случае с учебником Александрова по замечаниям Сталина было решено провести дискуссию, которая и состоялась в январе 1947 г. Но философы, не обладавшие еще опытом организации подобных кампаний, видимо, не оценили фактора политического значения, который наверху придавался философской дискуссии. ЦК остался недоволен и назначил повторную дискуссию, для которой уже был разработан специальный сценарий.

Нет необходимости пересказывать содержание дискуссии: не эта сторона дела была тогда решающей. Главный смысл дискуссии вокруг учебника Александрова сводился к тому, что в ходе ее была фактически отработана стандартная модель организации борьбы с инакомыслием и насаждения идеологического монизма. Форма дискуссии представлялась очень удобной - из-за своего внешнего демократизма и соответствия популярным лозунгам критики и самокритики. Внешне привлекательная оболочка сыграла роль политической ширмы, за которой разыгрывалось действие обратного свойства, где, как справедливо заметил философ Ю. Фурманов, «сила аргументов подменялась аргументом силы».

Учебник Александрова, посвященный проблемам западноевропейской философии, был, кроме того, удобной мишенью для апробации основных подходов объявленной тогда же борьбы с «низкопоклонством». Место признанных авторитетов классической философии предстояло занять новому «корифею» (что и было сделано), а сама философская мысль была отнесена к ведению Центрального Комитета партии, который помимо прочего становился руководящим центром общественных наук. Ученым отводилась роль комментаторов и популяризаторов решений, принятых «теоретическим штабом» страны. Кто ошибался, должен был публично покаяться, что также соответствовало дискуссионному сценарию.

На этом уровне замысел Жданова, можно сказать, удался совершенно: философы сделали «правильные» выводы. Предстояло теперь отрабатывать механизм трансляции принятых решений, т.е. направить дискуссию вниз для проработки и извлечения политических уроков. И это оказалось самым сложным - не только потому, что в силу абстрактности поднятых дискуссией проблем ее трудно было «привязать» к чему-либо конкретному (к проблемам производства, например), но и прежде всего из-за отсутствия профессионалов-«трансляторов». Поход против инакомыслия был уязвимым именно в этом, решающем, звене: люди, которым предстояло доводить политические решения до народа, сплошь и рядом оказывались некомпетентными, а то и просто элементарно неинформированными.

С этим фактом столкнулись уполномоченные ЦК, выезжающие с проверками состояния политико-пропагандистской работы на местах. Как свидетельствуют их докладные записки, немалая часть партийных агитаторов и пропагандистов (причем не только рядовых, но и руководителей отделов пропаганды и агитации райкомов) не имела элементарного представления о том, какие решения принимаются наверху, не знали, что происходит в стране, в мире.

Приведем ответы на вопросы уполномоченных ЦК некоторых работников райкомов:

«1. Что читаете из политической литературы? -Первый том товарища Сталина.

2. Что прочитали из этого тома? -Забыл, не могу вспомнить, не отвечу.

3. Что еще читаете? -О буржуазных теориях т. Александрова читал.

4. О каких буржуазных теориях? -Кажется, об идеалистических.

5. Что читаете из художественной литературы? -Читаю «Ивана Грозного», это книга нашего писателя. Мне не нравится эта книга. О народе в ней говорится хорошо, а вот из буржуазии и капиталистов там нет ни одного хорошего человека. В этом году больше ничего не читал»;

«1. Читали вы доклад т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»? -Нет, этого доклада я не читал.

2. Какими последними решениями ЦК ВКП(б) вы руководствуетесь в своей работе? -Не могу вам сейчас назвать.

3. Какие политические партии вы знаете в Англии? -Не помню.

4. Кто возглавляет правительство в Югославии? -Не помню, или в Югославии, или в Болгарии у правительства Тито».

На уровне рядовых агитаторов дело обстояло еще хуже:

«1. Назовите высший орган власти в СССР. -Рабочий класс, ЦК? РКК? ВКП(б)?

2. Кем работает товарищ Сталин? -У него много должностей, не могу сказать.

3. Кто глава советского правительства? -Не знаю.

4. Кем работает товарищ Молотов? -Он ездит за границу.

5. Что происходит в Греции? -Банда воюет с рабочим Классом».

Эти документы в силу своей выразительности не нуждаются в каких-либо дополнительных комментариях. Хотя в то время они, вероятно, были подробно проанализированы, потому что ЦК принимает ряд мер для исправления создавшейся ситуации. Первым делом взялись за укрепление системы партийных школ и курсов. В 1947 г. в стране насчитывалось около 60 тыс. политшкол, в них обучалось 800 тыс. человек. Всего за год количество школ увеличилось до 122 тыс., а число обучающихся в них достигло более 1,5 млн человек. Также в два раза увеличилось число кружков, изучающих историю партии, с 45,5 тыс. в 1947 г. до 88 тыс. в 1948 г., соответственно выросло количество посещающих эти кружки - с 846 тыс. до 1,2 млн человек.

Одновременно с мерами, направленными на укрепление идеологического фронта подготовленными кадрами, охранительная линия распространяла свое влияние на различные сферы науки и культуры. В августе 1948 г. сессия ВАСХНИЛ завершила долголетнюю дискуссию биологов, в мае – августе 1950 г. прошла дискуссия по проблемам языкознания, а в конце 1951 г. - по проблемам политэкономии социализма.

Все эти дискуссии, как и философская, развивались по отработанному сценарию и были организованы сверху. Однако приписывать их полностью инициативе центра все же нельзя. Действительность была сложнее, а оттого драматичнее: проводя эти дискуссии, власти использовали и реальные тенденции, реальные стремления, существующие в духовной жизни послевоенных лет. Потребность широкого обсуждения проблем, рожденных войной, и вопросов послевоенного бытия тревожила мысли интеллигенции. Общественному мнению нужна была трибуна, чтобы обсудить эти наболевшие вопросы: профессиональная дискуссия была вполне подходящим поводом для реализации такой потребности, не случайно почти все «отраслевые» дискуссии охватывали более широкий круг проблем, чем предусматривал первоначальный предмет обсуждения.

Дискуссии нуждались в прикрытии мощным авторитетом, который взял бы на себя функцию главного арбитра. Ход старый и апробированный: еще в 30-е гг. Сталин громил своих противников, используя авторитет «ленинского курса», истинность которого не могла быть подвергнута сомнению. Похожую позицию заняли Лысенко и его сторонники, выбрав для защиты своих позиций имя Мичурина. Однако ссылки на мичуринское учение, удобные для демонстрации патриотизма в условиях борьбы с «космополитизмом», не могли служить достаточно надежным щитом от научных доводов оппонентов. Для создания такого рода щита необходим был авторитет, чье мнение обсуждению не подлежит, поскольку всегда является «единственно правильным». В огромной стране таким мнением обладал только один человек - Сталин. Логика функционирования абсолютной власти предопределила дальнейший ход событий: у Сталина не было иного пути, как сделаться «великим философом», «великим экономистом», «великим языковедом» и т.д. Поскольку механизм борьбы с инакомыслием в качестве опорной конструкции предполагал высший авторитет, авторитет должен был произнести свое Слово. Слово авторитета становилось поворотным моментом дискуссии: вмешательство Сталина предопределило победу лысенковцев, дало «нужное» направление экономической дискуссии и дискуссии по проблемам языкознания.

События 1948–1952 гг. для многих наших соотечественников стали временем прозрения: с иллюзией о том, что сталинский режим способен к какой-либо трансформации либерального типа, пришлось расстаться окончательно. Конечно, кого-то могли ввести в заблуждение слова Сталина о необходимости покончить с монополизмом в науке, о борьбе с «аракчеевским режимом». Но тот, кто за словесной оболочкой умел распознавать сущность процесса, уже не мог обмануться фразой. Тем более что был опыт разгрома генетиков в 1948 г., тоже проходившего под флагом борьбы с «монополизмом». Однако вся дискуссионная кампания была рассчитана не на думающих, а на тех, кто привык, не рассуждая, «принимать к сведению». Последних было пока что большинство. Это большинство все и решало: общество, подготовленное психологически к кампании террора, в массе своей на удивление легковерно восприняло и версию о происках «безродных космополитов», и о «врачах-вредителях», не увлекаясь существом дискуссионных полемик, оно в то же время готово было осудить признанные «вредными» философские, биологические, экономические и какие угодно другие взгляды.

Состояние общественной атмосферы начала 50-х гг., думается, наиболее ярко передает массовая реакция на «дело врачей»: проблемы медицины, охраны здоровья, в отличие от далеких научных тем, затрагивают интересы каждого. «После сообщения ТАСС об аресте группы «врачей-вредителей», - вспоминал один из участников этого дела известный советский патологоанатом профессор Я.Л. Рапопорт, - в обывательской среде распространялись слухи, один нелепее другого, включая «достоверные» сведения о том, что во многих родильных домах умерщвлены новорожденные или что некий больной умер непосредственно после визита врача, тут же, естественно, арестованного и расстрелянного. Резко упало посещение поликлиник, пустовали аптеки».

Подобным образом нагнеталась атмосфера массовой истерии, а общество, доведенное до такого состояния, становится легко управляемым, - но на уровне эмоций. Оно способно разрушить, преодолеть все препятствия - подлинные, но чаще мнимые. К конструктивному действию такое общество не способно. Потому что это уже не общество в истинном смысле этого слова - это толпа. Для воздействия на общественный разум нужны более тонкие средства. Идеологическая обработка умов с помощью организованных дискуссий и должна была выполнить роль такого средства. Однако атмосфера массового психоза давила своей эмоциональной агрессивностью, подчиняя рациональное чувственному. В результате грань между откровенным террором и идеологическим диктатом часто становилась едва различимой, а угроза расправы - вполне реальная - заслоняла собой аргументы разума. Процесс был настолько тотальным, что публичные покаяния сделались нормой жизни. Не надо думать, что всеми владел только страх. Он, конечно, присутствовал, однако сильнее страха (во всяком случае весомее) было, думается, осознание отсутствия перспектив борьбы. Если считать, что, организуя дискуссии, власти добивались именно этого результата, то он был в конце концов достигнут.

Снижение цен и «великие стройки коммунизма»

Психологическое воздействие репрессий на общество, преследующее цель парализации коллективной способности к сопротивлению, основано тем не менее на принципе избирательности террора, каким бы масштабным тот ни был. Избирательный подход призван был заложить в массовое сознание идею «праведного гнева» и «справедливости» репрессивных мер. Формула «невиновных у нас не сажают», достаточно распространенная в бытовом обиходе тех лет, показывает, что идея эта попадала на вполне подготовленную почву. Нетерпение обывателя, поднятое до эмоционального горения нехватками послевоенного бытия, требовало немедленной разрядки. В таких условиях росла сила агрессивных эмоций, а объяснение причин житейских неурядиц сводилось по сути к ответу на вопрос «кто виноват?». Подобная реакция заложена в механизме поведения толпы, которая тяготеет к упрощенному поиску причинно-следственных связей, сводящегося к выявлению «крайнего». Этот известный стереотип массового поведения использовал Сталин, когда начал делить общество на «своих» и «врагов».

Массовое сознание, впринципе малопригодное в качестве носителя конструктивных политических решений, в данном случае сыграло роль психологического фона, на котором вся карательная кампания проходила под лозунгом «всенародной поддержки». Но могло ли так продолжаться долго? Террор, сопровождающийся нагнетанием экстремальности, всегда имеет психологический предел. «Общество, охваченное паническим настроением, - писал известный психолог Л.Н. Войтоловский, - не только утрачивает чуткость к дисгармониям общественной жизни (это как раз режиму было выгодно. - Е. З.), но ... само становится источником угнетающих и тревожных эмоций, доводящих его до мертвящей немощи, забитости и апатии».

Подобный исход находился в прямом противоречии с принципами функционирования существующей государственной модели, рассчитанной на постоянное поддержание высокого тонуса общественной жизни. Если эта модель органично включала в себя механизм террора для исполнения охранительной функции, то с такой же необходимостью она нуждалась и в иных средствах своего жизнеобеспечения, призванных стимулировать духовный подъем, ударный ритм, трудовой энтузиазм. С помощью террора удавалось отвлечь внимание людей от анализа истинных причин общественного неблагополучия, отправив их по ложному следу поиска «врагов». Однако негативная реакция таким образом не исчезала, она просто переключалась на другой объект. Поэтому нужны были специальные меры, способные сформировать в массах позитивные эмоции, стимулировать созидательные устремления и действия. Такого рода меры создают и поддерживают авторитет власти. Их отличительная особенность состоит в том, что целесообразность решений этого типа измеряется не столько долей практической отдачи (например, экономической эффективностью), сколько степенью популярности в массах, т.е. эти меры, какое бы конкретное содержание в них ни вкладывалось, по сути своей всегда являются популистскими. В ряду подобных популистских решений на первом месте всегда стоит снижение цен. Поэтому в 1947 г. Сталин выбрал именно этот, в общем политически беспроигрышный (если смотреть с точки зрения момента), путь.

С 1947 по 1954 гг. было проведено семь снижений розничных цен (первое - вместе с денежной реформой). Тактический ход принес огромный стратегический выигрыш: по сей день послевоенные снижения цен используются неосталинистами как главный аргумент в борьбе против оппонентов, как свидетельство постоянной заботы Сталина о «благе» народа. Расчеты специалистов, показывающие, что с экономической точки зрения все эти снижения цен оказались несостоятельными, просто не принимаются во внимание. Сам этот факт может послужить еще одним доказательством не экономической, а идеологической природы решений о ценах, они воздействовали не на разум, а на эмоции людей. Возможно поэтому их защита сегодня происходит исключительно на эмоциональном уровне. А как реагировали на снижение цен современники?

В большинстве своем исключительно положительно, что вполне естественно. Но были случаи отдельных выступлений с критикой. «Из-за такого небольшого снижения цен не нужно поднимать столько шума, - рассуждал один ленинградец после очередного снижения 1949 г. - Это снижение цен имеет лишь агитационный характер».

Несмотря на приоритет политических целей, решения о снижении цен, как и любая мера, вторгающаяся в сферу хозяйственной жизни, не могли остаться без экономических последствий. Снижение цен, естественно, привело к увеличению спроса, причем, в первую очередь, на те группы товаров, которых оно коснулось в наибольшей степени, т.е. в основном на промышленную группу. Согласно данным обследования, проведенного в 40 крупнейших городах страны, в марте 1949 г. после снижения цен среднесуточная продажа мяса увеличилась в среднем на 13%, масла сливочного и сала - почти на 30%, тогда как по некоторым промышленным товарам этот прирост распределился следующим образом: продажа патефонов в марте по сравнению с февралем выросла в 4,5 раза, во столько же раз увеличилась продажа велосипедов и в 2 раза часов.

Рост спроса рождал сомнения: хватит ли товаров для продажи по новым ценам? Поскольку же снижение цен мало затрагивало товары первой необходимости, естественно, возникали вопросы: «почему недостаточно снижены цены на хлеб, муку, растительное масло?»; «почему не снижены цены на сахар, мыло, керосин?». Можно спорить о том, насколько эти претензии обоснованны в каждом конкретном случае, но, сформулированные в виде вопросов, требования людей представляют интерес с другой стороны: они показывают, как политика, рассчитанная на обретение имиджа «заботы о благе народа», начинает работать во вред сама себе. В людях постепенно формируется привыкание к такого рода «благодеяниям», растет комплекс иждивенчества, а по мере удовлетворения первейших потребностей растут и запросы. Поскольку акция снижения цен спускалась сверху и конкретный человек долей своего труда напрямую никак не был с ней связан (может быть, только ограничен в своих претензиях уровнем зарплаты), ему в сущности было безразлично, из какого источника эта акция обеспечивалась. Сам же источник - государственная казна - реагировал на эту акцию болезненно, потому что именно она меньше всего напоминала «рог изобилия». Приняв волевое решение о регулярном снижении цен, центр затянул себя в ловушку: угроза прогрессирующей инфляции стала реальностью. По логике надо было отказаться от этой практики, но тогда мог пострадать престиж государственной власти. Решение продолжало сохранять силу по инерции, а люди по той же инерции продолжали каждый год ждать нового снижения цен.

Решения о снижении цен не затрагивали трудовых стимулов. Вообще в послевоенный период сфера действия материальных стимулов была существенно ограничена. Безусловно, сказывались последствия войны: жесткая финансовая дисциплина и ограниченность ресурсов устанавливали различного рода «потолки», в том числе и по заработной плате. Поэтому трудовой подъем, духовный пафос восстановления - несомненная реальность послевоенных лет - имели иной, нежели материальный интерес, источник вдохновения. Недостаточность материальных стимулов компенсировалась действием психологических и идеологических факторов. Принцип работы этой группы стимулов в основе своей опирался на «эффект большой цели». Так было во время войны, когда люди сражались и работали во имя одной, общей и великой цели - Победы. В мае сорок пятого цель была достигнута. Образовавшийся вакуум надо было чем-то заполнить. Наверху, видимо, не нашли ничего лучшего, как вновь сделать ставку на образ будущего - построение коммунизма. В проекте Программы ВКП(б) 1947 г. было записано: «Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) ставит своей целью в течение ближайших 20–30 лет построить в СССР коммунистическое общество».

Однако преимущество победы в ее имидже «большой цели» заключалось не только в ее огромной притягательности, но и сама эта притягательность была связана с максимальной конкретностью: с каждым взятым городом, освобожденной деревней эта цель из идеальной все более становилась реально достижимой. Идее построения коммунизма необходимо было придать такую же конкретность. Так в общественное сознание был внесен своеобразный символ будущего - «великие стройки коммунизма». Гидроэлектростанции на Дону, Волге, Днепре, Волго-Донской и Туркменский каналы ... Для них, этих строек, варились сталь и чугун, создавались новые конструкции машин и механизмов. Пуск каждой очереди «великих строек», осуществление «великого плана преобразования природы» и даже начало строительства высотных зданий в Москве должны были восприниматься как очередная веха, как еще один практический шаг на пути к коммунизму. То обстоятельство, что «стройки коммунизма» большей частью сооружались руками заключенных, мало тревожило идеологов страны. Многие соотечественники об этом просто не знали, а те, кто знал, обязаны были смотреть на эти стройки как на места «перековки» и «перевоспитания» людей в духе коммунизма.

Отличительная особенность советской системы 30–50-х гг. состояла в том, что формально она как будто бы всегда была открыта для критики (лозунг «критики и самокритики» был в числе наиболее употребимых официальной пропагандой). И это был не просто пропагандистский трюк: постоянные поиски «отдельных недостатков», чередуемые с временными кампаниями против «врагов народа», не только направляли общественные эмоции в подготовленное русло, но и повышали мобилизационные возможности самой системы, ее устойчивость, ее иммунитет. На основе манипуляции общественными настроениями создавался особый механизм преодоления кризисных ситуаций. Система не допускала такого развития событий, когда критически заряженные эмоции масс сформируются в блок конкретных претензий, задевающих основы правящего режима. Неудивительно поэтому, что отсутствие конструктивизма, набора положительных идей составляет одну из характерных черт групповых претензий этого периода. Умение режима овладевать общественными настроениями на уровне эмоций обеспечивало управляемость системы, страховало от непредсказуемых реакций снизу. С этой своей функцией механизм контроля за умонастроениями справлялся достаточно успешно. Однако, добиваясь управления эмоциями, с помощью этого механизма не всегда удавалось обеспечивать программу позитивного поведения, т.е. нужную практическую отдачу.

Это хорошо видно на примере развития внутрипартийной политики. XIXсъезд ВКП(б), состоявшийся в 1952 г., среди прочих решений внес ряд изменений в Устав партии, т.е. тот документ, который регламентирует поведение каждого коммуниста. Главный смысл тех изменений заключался в усилении контроля партийных органов над рядовыми членами партии: если раньше коммунист «имел право», то теперь он «был обязан» сообщать о всех недостатках в работе любых лиц, а сокрытие правды объявлялось «преступлением перед партией». В партии начался поход против «недостатков». Однако организованный в столь жестких условиях, поход этот на деле превратился в последовательную цепочку перекладывания вины на плечи нижестоящего. Местные партийные работники, опасаясь быть уличенными в недостаточной бдительности или «преступной бездеятельности», стремились перестраховаться: районные комитеты партии буквально захлестнул поток персональных дел. Даже «Правда» с тревогой сообщала о многочисленных фактах проявления подобного чрезмерного усердия.

Это был предел: механизм контроля из фактора, обеспечивающего системе устойчивость, грозил превратиться в фактор дестабилизирующего действия. Если что и помешало тогда дальнейшей эскалации ситуации, то это сопротивление снизу, где помимо законов системы продолжали действовать, несмотря ни на что, законы человеческие. Они часто решали судьбы людей.

Историк Ю.П. Шарапов вспоминает, как осенью 1949 г., когда он учился в аспирантуре МГУ, у него был повторно арестован отец: «Меня вызвали в партком, а затем на факультетское партсобрание... Мне грозило исключение из партии. Но когда это было сказано вслух, из последних рядов поднялся мой довоенный однокурсник, тоже аспирант, прошедший войну, вышел на трибуну и сказал слово в мою защиту... А потом было заседание Краснопресненского бюро райкома партии. Меня защищали двое - секретарь партбюро факультета Павел Волобуев и член бюро райкома, начальник окружной дороги, железнодорожный генерал Карпов. И бюро райкома оставило меня в партии».

Случай, о котором рассказал Ю.П. Шарапов, в практике работы партбюро исторического факультета МГУ, когда его возглавлял П.В. Волобуев (ныне академик РАН), был не единичным, хотя не всегда позицию секретаря поддерживало большинство. Тем не менее, используя особое положение партийной организации при решении кадровых вопросов, даже в тех условиях обостренной «бдительности» удавалось оказывать помощь людям достойным и способным, но имеющим определенные трудности с «анкетой» (детям репрессированных родителей, побывавшим в плену или на оккупированной территории и т.п.). «Я просто выступал против всяких крайностей, - вспоминает то время П.В. Волобуев. - Например, крайностей в борьбе с космополитизмом. Нет, что касается трескотни насчет космополитизма, в том числе и в моих докладах, она продолжалась. Но ни один человек с факультета уже не был уволен, хотя и существовали своего рода «черные списки». Время не бывает одноцветным: кто-то, рискуя карьерой (а иногда и головой), вступался за близкого или вовсе незнакомого человека, кто-то публично отказывался от родителей, учителей, наставников. Возможно, пространство выбора было тогда небольшим, но способность к нравственному сопротивлению сохраняется всегда - при любых обстоятельствах и при любых режимах. Тем более что уже была война, оставившая в наследство законы фронтового братства и взаимной выручки. Это тоже помогало жить. И выжить.

Самые мрачные - из всех послевоенных - годы заканчивались если не надеждой, то предчувствием какого-то просвета. В реальной жизни, казалось бы, ничто не свидетельствовало о грядущих переменах. Но они уже были в известном смысле запрограммированы: был жив Вождь, но больной и все больше дряхлеющий, он не мог, как раньше, контролировать поведение своего окружения, в котором началось размежевание, предопределившее последующую расстановку сил в борьбе за «наследство». Экономические решения, принятые после войны, загоняли страну в тупик сверхпрограмм: «великие стройки» ложились тяжелым бременем на государственный бюджет. Основу экономической политики определял старый курс на индустриализацию. Он не только оставил безусловными приоритеты тяжелой промышленности, но и фактически законсервировал развитие научно-технического прогресса. Социальные программы, особенно важные с точки зрения помощи вышедшему из войны народу, были сведены до минимума. Кампании по снижению цен имели большой политический эффект, но уровень жизни людей изменили мало.

Деревня была поставлена на грань разорения. Зона подневольного труда, рассредоточенная между колхозной деревней, с одной стороны, и ГУЛАГом - с другой, создавала постоянный источник социальной напряженности.

Репрессии 1948–1952 гг. не уничтожили дестабилизирующий фактор, репрессивная политика спасла на время правящий режим от критического давления снизу, но она не смогла предотвратить сползание страны к кризисной черте. Более того, репрессии осложнили процесс преодоления кризисных явлений, поскольку уничтожили или серьезно деформировали рожденные войной конструктивные общественные силы, которые могли встать во главе процесса обновления общества. Для массовых настроений был характерен синдром ожидания. Единственный путь преодоления кризисных явлений, на развитие которого можно было рассчитывать в этих условиях, был путь реформ сверху. А единственным барьером, стоящим на этом пути, была фигура Вождя. В этом смысле Сталин был обречен, хотя на деле ситуация разрешилась самым естественным образом. Это случилось 5 марта 1953 г., когда умер И.В.Сталин.

Тоталитаризм и культура (30 – начало 50-х гг.)

В конце 20-х гг. продолжается процесс углубления идеологизации культуры, усиления контроля за развитием духовной жизни общества, изменяется структура органов управления культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, ранее находившийся на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народно-хозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Проводилась целенаправленная работа на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей.

Культура, как никакая другая область общественной жизни, чувствительна к политическому климату в стране и мире. В творчестве отдельных, наиболее сильных, независимых ее деятелей она может прогрессировать и в годы политического неблагополучия, но в целом ее развитие, подъем культурного уровня населения будут заторможены. Сложность положения заключалась в том, что развитие командно-административной системы и победоносные рапорты сочетались с песнями И. Дунаевского, фильмами И. Пырьева о жизни простых людей - все это сливалось в причудливый сплав правды и мифа. С одной стороны, радио, пресса, искусство широко вещали о новой истории человечества, о заре коммунизма, во имя которого призывали к героизму советских людей, прокладывающих путь в светлое будущее. Неслучайно так искренне чисты и полны оптимизма песни, фильмы, поэмы и картины прошлых лет.

А с другой - расстрелы, заключения в тюрьмы, которые вначале проводились с пропагандистским шумом как борьба с врагами революции, потом молча, тайно, и об арестах знали только те, кого это касалось. Внешне же в стране как будто ничего не происходило. Но все-таки все боялись, царил страх, вначале перед тем, как бы кто-нибудь не узнал о непролетарском происхождении, как бы не попасть в так называемые «классовые враги», потом - как бы вдруг не оказаться в «антисоветчиках». За эту «верность» (каждый ее понимал по-своему) боролись официальные лица: бюрократы и деятели партии всех рангов, лицемеры, стремившиеся к продвижению по службе, и простые, честные люди, одурманенные пропагандой, наивно полагая, что совершают благое дело.

«Культурная революция» понималась в те годы как составной элемент известной триады - индустриализация, коллективизация, культурная революция. Главная задача - коренное изменение личности. Происходило намеренное ограничение культурной работы на уровне расширения элементарных форм (ликвидация неграмотности, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадров, и одновременное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных ценностей. Партийно-номенклатурному режиму требовалась культура исполнительская, а не творческая («отец народов» боялся ее всегда). Процесс нивелировки личности и ее принижения (вспомните булгаковского Шарикова!) - своеобразный исторический «феномен» нашей многострадальной Родины.

Особое место в советской идеологии, навязываемой десятилетиями народу, заняла «опасность извне»: образ врага и лучше всего - внешнего, неведомого и поэтому особенно страшного.

Политический тоталитаризм тридцатых –сороковых годов, выразившийся в целом ряде судебных «показательных» процессов - трагедии инакомыслия в стране, - тесно взаимодействовал с культурным: трагедией ученого, честного художника, унижением человека.

В творчестве и гражданском подвижничестве, человеческих судьбах М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой - «болевые точки» нашей истории - и социальной, и политической, и духовной. Искренность и боль звучит в словах писателя В. Солоухина: «Да, я - русский патриот. Я во всеуслышанье кричу, что в России уничтожено 92% храмов, икон, старинных книг. Я с гневом кричу о том, что в одной только Москве в тридцатые годы было взорвано 427 храмов и монастырей. Я открыто скорблю о 60 миллионах расстрелянных и замученных… Я открыто называю взрыв всенародного памятника войны 1812 г. храма Христа Спасителя (равно как и разорение могилы Багратиона на Бородинском поле) актом вандализма, поруганием Веры, Памяти народной и Красоты…»

Отрицательно на развитии культуры сказалась кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40 – начале 50-х гг. Ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между СССР и другими странами. Удар был нанесен той части интеллигенции, которая стремилась показать мировые достижения более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки, литературы и искусства подвергались репрессиям, были уволены со своих прежних должностей и даже попали в тюрьму и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к формированию посредственной, приукрашивающей советскую действительность культуры. В 1946 –1948 гг. были приняты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям подверглись известные композиторы, писатели, поэты Д. Шостакович,С. Прокофьев, А. Хачатурян, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антинародному направлению. Это привело к сокращению числа новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, снижению их художественного уровня.

Система образования

В области народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная политехническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на родном национальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что способствовало развитию национальной культуры.

В 1930 г. было принято постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР», а в 1937 г. началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжался рост десятилетних средних школ.

Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2% (мужчин - 90,8%, женщин - 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьшилась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3 –3,5 года. К концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики имела созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В.Т. Потемкиным.

После окончания Великой Отечественной войны продолжился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Особенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образования. В 1945 –1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Возрастало количество средств, выделяемых государственным бюджетом на образование (1940 - 2,3 млрд руб., 1946 - 3,8 млрд руб, 1950 - 5,7 млрд руб). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР.

Несмотря на успехи в развитии системы образования, страна испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе.

Наука

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. К концу первой пятилетки организованы уральский, дальневосточный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников.

Больших успехов добился выдающийся селекционер И.В. Мичурин, продолжал исследования физиолог И.П. Павлов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР ) (руководитель - Н.И. Вавилов).

Развитие науки тормозилось репрессивной системой тоталитарного государства. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Королев и др. Надолго прервалось развитие ряда перспективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т.Д. Лысенко).

Вместе с тем в 30-х гг. учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы первоклассные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолетах АНТ-24 (конструктора А.К. Туполева ) В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва –Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний перелет совершили М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина. Начали штурм стратосферы.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее союзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, проводились работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии - на Урале, по гуманитарным дисциплинам - в Ташкенте и Алма-Ате. Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

Ученые-геологи А.Е. Ферсман, К.И. Сатпаев, В.А. Обручев и другие разведали новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиков - П.С. Александрова, С.Н. Бернштейна, И.М. Виноградова и др., физиков - А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л.И. Мандельштама, химиков - Н.Д. Зелинского, И.В. Гребенщикова, А.Н. Несмеянова и др.

В области биологии и сельского хозяйства ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделывание сахарной свеклы). Ученые-медики - Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулев, А.И. Абрикосов и др. - вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И.В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С.П. Королев, М.К. Янгель, Ю.Б. Харитон продолжили работы по развитию ракетной техники.

Во второй половине 40-х гг. значительно увеличиваются расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов - Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.

В 40 – начале 50-х гг. советская наука и техника достигли успехов в физике, химии, точной механике. Но основной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, финансировались по остаточному принципу, подвергались жесткому контролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противоречащими законам материализма, что привело к серьезному отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т.Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.

Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И.В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль.

Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах и школах, создается Историко-археографический институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 университетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде.

Были велики давление и контроль со стороны партийно-государственного аппарата. Художественные и научные установки не считались приоритетом творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. - сам Сталин.

В 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Развитие науки в России в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «задач социалистического строительства».

Литература

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым ликвидировался относительный плюрализм периода НЭПа в области художественного творчества: на смену многим литературным группам было признано целесообразным создать единый Союз писателей СССР (Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в 1934 г.).

С этого времени утверждаются попытки объединить все художественное творчество рамками социалистического реализма. Однако и в эти годы как в рамках господствующего течения (соцреализма), так и вне его (произведения второго типа в основном стали известны намного позже) создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, М. Цветаевой, романы и повести А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

В эти годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В.В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» - агитационно-политические плакаты об обстановке в тылу и на фронтах. В центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова и др. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман и др. Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия».

В годы войны возрос интерес к исторической литературе: «Багратион» С.Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова. Важное значение приобрела поэзия. Большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой и др.

Послевоенные годы отмечены началом кампании по борьбе с искажениями линии партии в области культуры. Партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной травле многих выдающихся писателей: А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа.

Живопись и скульптура

Наибольшую известность в 30-е гг. получили художники и скульпторы, продолжающие традиции русской школы живописи: А. Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, И. Шадр и др. На международной выставке в Париже в 1937 г. скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» получила всеобщее признание.

В военные годы основной темой живописи стал героизм советского народа, его страдания и мужество. Патриотическим содержанием наполнена историческая живопись М.Н. Авилова, Н.П. Ульянова, П.Д. Корина, пейзажи Ю.И. Пименова, Н.М. Ромадина, Я.Д. Ромаса, портреты И.А. Серебрянного, В.Н. Яковлева в живописи и Г.С. Верейского в графике. Выдающийся мемориальный ансамбль создал в Берлине Е.В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульптурными портретами героев войны работали Н.В. Томский, Л.Е. Кербель и др.

Тема труда и мирной жизни советских людей оказывается ведущей в послевоенные годы. К ней обращаются А.А. Пластов, глубокий знаток русской деревни, С.А. Чуйков, отразивший красоту человека и пейзажа, Ф.П. Решетников, мастер увлекательных жанровых картин, и др.

Архитектура

В 30-е гг. началась реконструкция Москвы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитектурных памятников, особенно религиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Символом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя.

Архитекторы стремятся придать постройкам художественную выразительность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метрополитена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А.В. Щусев, И.А. Фомин, А.Н. Душкин, А.В. Власов, Д.Н. Чечулин, А.М. Рухлядов и др.). По указанию Сталина возводятся монументальные многоэтажные здания, олицетворяющие собой мощь победившего социализма.

Театр

Значительных успехов в 30-е гг. достигло театральное искусство. В репертуаре театров ставились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эдрмана и др.). В то же время это был период утверждения метода соцреализма и в театре. Были репрессированы многие талантливые режиссеры и актеры.

С началом Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для работы в армии и на флоте было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Среди постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И.Я. Судаков ), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р.Н. Симонов ), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А.М. Горчаков и И.М. Раевский ). Актерское дарование в театральных постановках проявили В.П. Марецкая, А.Н. Грибов, Д.Н. Орлов, А.Д. Дикий, А.А. Хорава, В.Н. Пашенная, М.И. Прудкин и тысячи других.

В начале 50-х гг. тематический диапазон театральных репертуаров России продолжал расширяться. Режиссеры обращаются к творчеству В.В. Маяковского, А.И. Афиногенова, В.П. Катаева, Н.Ф. Погодина, К.М. Симонова и др.

Музыка

В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки большой вклад внесли А.Н. Александров, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский и др.

В 30-х гг. были достигнуты первые успехи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952), «Семен Котко» С.С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее значительных советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Д.Д. Шостаковича.

Музыка как важнейший, определяющий элемент хореографической драматургии была ведущим началом в балете : «Пламя Парижа» на музыку Б.Ф. Астафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым реформатором был С.С. Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) - глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию.

Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Исполнение транслировалось по радио и получило мировое признание как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленинградской, она является шедевром современного музыкального творчества.

Тяжелое положение в музыкальном искусстве сложилось после выхода в свет Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических явлениях в советской музыке». Началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, А. Хачатурян, В.Я. Шебалин.

Кино

Быстрыми темпами идет развитие советской кинематографии: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. Довженко; «Путевка в жизнь» Н. Экка; «Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова; музыкальные кинокомедии «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» Г. Александрова и др.

В годы войны основными направлениями в деятельности кинематографии была тема героической борьбы советского народа против захватчиков. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника, которую снимали фронтовые киногруппы. Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». В художественных фильмах этих лет - «Секретарь райкома» (1942, режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л.Д. Луков) и др. - снимались известные актеры и актрисы Е.А. Кузьмина, Б.Ф. Андреев, М.Н. Бернес, М.А. Ладынина, Б.Н. Чирков, С.А. Мартинсон и др.

В послевоенные годы одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В начале 50-х гг. началось строительство новых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск детских картин на «Ленфильме» и Центральной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.).