Ярослав Мудрый (1019–1054)

Наместниками киевского великого князя в центрах Руси были его братья и сыновья-посадники (от слова «посадить», то есть назначить). Территории, отданные в правление сыновьям киевского князя, назывались «волости». Границы волостей, сохраняя преемственность с рубежами бывших племенных союзов, претерпевали изменения в результате освоения и присоединения новых территорий, в ходе междоусобиц и разделов земель между княжескими сыновьями.

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015–1019). Во вспыхнувшей междоусобице по его приказу безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав сумел изгнать «Святошку Окаянного» - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе, который впоследствии получил прозвище Мудрый, Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г . землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси. В 1043 г. его старший сын совершил последний поход на Византию, закончившийся неудачей.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром (от греч. «София» - мудрость). Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти. - Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, - Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси

К середине XI в. на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Главным богатством и основным средством производства в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Заставить работника трудиться на себя феодал мог лишь с помощью внеэкономического принуждения. Отсюда личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной - от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был трудиться на него часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента. Рента могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк).

Генезис феодализма, т.е. складывание феодальных отношений - процесс длительный и многообразный. В результате него образовались два основных класса феодального общества - феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Возникновение класса феодалов шло по нескольким направлениям. Одним из возможных путей было превращение в феодалов старой родоплеменной знати, другим - оседание княжеских дружинников на земле, третьим - выделение из общин наиболее богатых общинников, «лучших людей». Классу феодалов противостоял класс феодально-зависимого крестьянства. Превращение бывших свободных общинников в феодально-зависимое крестьянство шло по трем основным направлениям: либо в результате захвата общинных земель феодалами, либо путем раздачи князем земель дружинникам, либо путем закабаления крестьян вследствие их разорения из-за неурожаев, голода, стихийных бедствий, нападений врагов и т.п.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был боярин или князь. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, - «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимости. Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения - закупы. Закуп должен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Тем не менее очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны - наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

«Русская Правда»

Одним из важнейших источников по социально-экономической жизни Руси является «Русская Правда». Традиция связывает ее составление с именем Ярослава Мудрого. «Русская Правда» - сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды». Их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава».

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Правда Ярославичей

Восстания конца 60-х – начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса - «Правды Ярослава») Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий - огнищанин (от слова «огнище» - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу феодального государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен Жизнь свободного населения - людей, мужей - в 40 гривен, жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников - в 12 гривен, жизнь смердов, находившихся в частнофеодальной зависимости, и рабов - в 5 гривен.

Русское общество в XI в.

Государственное управление

В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, а полноправными правителями страны. Не случайно Ярослава именовали царем и «самовластием». Великий князь сажал и снимал в городах своих наместников, подавлял все случаи неповиновения земель.

Помощниками великого князя, его вассалами были бояре, члены старшей дружины. Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения в военном деле, в управлении страной, в суде и расправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод , тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все походы, нередко участвуя в них в качестве верховного военачальника, который шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством.

В чьих интересах действовал князь? Прежде всего, он выражал интересы всего общества в целом, так как руководил обороной страны от иноземных вторжений, поддерживал порядок внутри страны, карал за уголовные преступления, насилия против личности, защищал права собственности, на которых держалось и развивалось общество. Несмотря на появление богатых и бедных, в обществе еще четко не обозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

Вместе с тем княжеская власть отражала отдельные интересы верхушки общества - бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди были наиболее близки к князю и больше всех заинтересованы в его сильной власти для защиты своих привилегий и доходов. Но эти люди были одновременно наиболее динамичной частью общества. Его развитие осуществлялось во многом их организаторскими усилиями, их способностями.

На Руси XI – XII вв. сохранялось еще немало пережитков старых отношений. Так в городах при решении важнейших вопросов собиралось вече, куда приходили все свободные жители. Они играли большую роль при формировании политики великого князя и его наместников в отдельных землях. Хотя на вече во многом заправляли наиболее влиятельные, богатые горожане, оно сохранило свои народные черты. Судебные разбирательства в сельской местности производились непременно в присутствии представителей крестьянских общин.

В самой великокняжеской власти, в способе ее передачи от одного властелина к другому не было еще четкого порядка. Власть передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города - центра княжества. Порой княжескую власть захватывали силой. Все это свидетельствовало о переходном, неустойчивом характере всего общества.

Возникновение феодальной земельной собственности. По мере развития сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, все большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Кто обладал такими землями, кто облагал смердов в свою пользу податями - деньгами, продуктами, тот увеличивал свои доходы, личные богатства, мощь, процветание своих семей, усиливал свою власть, свое влияние в обществе. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других тогдашних странах. К овладению этим богатством стремилась наиболее влиятельная, способная, решительная и, конечно, наиболее жестокая и беззастенчивая часть общества - князья, бояре, дружинники, высшие церковники.

После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государства, от великого князя. С середины XI в. всюду на Руси, но особенно широко в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще оказывались в частных руках. Первыми здесь были, конечно, князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе земли соседской общины, объявляли их своими собственными владениями. В другом случае они помещали на не заселенные ранее земли пленников и превращали их в своих работников, строили в этих землях хозяйственные постройки, хоромы, поселяли своих управителей и организовывали собственное хозяйство.

В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, рыбные ловли, пастбища. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Смердов привлеки к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина.

На Руси, как и в других странах Европы, создается княжеский домен, т.е. княжеское владение, - комплекс земель, населенных людьми, зависимыми непосредственно от главы государства. В XI в. таких владений было еще немного, но они знаменовали наступление новых порядков.

К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений, личных хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе в качестве платы за службу великому князю. Эти люди как бы кормились с земель, а такой порядок назывался «кормлением ».

Позднее эти «кормления» заменяются передачей князем своим вассалам населенных земель на правах наследственной собственности. Такие земельные владения на Руси называли вотчиной или отчиной (от слова «отец»). Именно там и возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эту землю, но мог и отнять ее за преступления или за нерадивую службу и передать другому лицу.

В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих земель своим дружинникам во владение, с тем, чтобы у них были средства к существованию, возможность приобрести военное снаряжение.

В Западной Европе такие участки земель, передаваемые за службу от одного земельного собственника другому, называли феодом, а вся система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой или феодальной иерархией, а сами владельцы земель, населенных крестьянами, или владельцы городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами. Со второй половины XI в. такая система стала складываться и на Руси. Постепенно эти островки частных владений становились все крупнее и крупнее, тесня земли свободных общинников.

Феодально-зависимое население

Феодальная система была неотделима от труда зависимого населения. Получалось так, что за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами, которые теперь становились городскими, крестьяне должны были платить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Оставались также и общегосударственные поборы и повинности. Новая жесткая система внедрялась на Руси по воле верхушки общества. Это наносило определенный ущерб свободным людям и свободному труду.

Вместе с тем феодальное хозяйство имело и ряд преимуществ. Оно было, как правило, крупным, в нем можно было лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек, и многое другое. Такое хозяйство было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Кроме того, феодальный собственник в случае неурожаев, засухи, ураганов, пожаров помогал «своим» крестьянам, потому что, если разорялись они, разорялся и он.

Таким образом, господское и крестьянское хозяйства были связаны многими нитями между собой и с государством. Поборы, работа на господина, наказание в случае неисполнения этой работы - это была одна сторона дела. Поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь были другой стороной этих отношений. Таково было противоречие новых порядков.

Со временем владельцы вотчин получили от великих князей не только право владения землей, но и право суда над населением вотчины. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ - вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них своим вассалам. В обществе выстраивалась пирамида, в основании которой лежал труд простых людей - крестьян и ремесленников.

Новые порядки привели к тому, что все больше появлялось людей которые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения) теряли свое хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами, орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином договор (ряд) и попадали от него в зависимость. Появились и закупы. Они брали у хозяина «купу» - долг и не могли уйти от господина, не отдав этого долга. Были и наймиты, нанимавшиеся работать за плату, и прощенники , кому были прощены их долги и преступления.

Все больше становилось и холопов - неполноправных людей, которые полностью зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Обедневший человек мог продать себя в холопы. В холопа превращался и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свою свободу. Холопами становились и дети холопов, а также нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные.

Армия

Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя. Теперь с созданием единого государства иной стала и русская армия. Ее ядром стали старшая и младшая дружины, которыми командовал сам великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500–800 дружинников. Эти воины передвигались либо на конях, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а шишаки - остроконечные шлемы - закрывали их головы. Конная дружина дралась рядом со своим князем. Другие князья и крупные бояре также приходили со своими дружинами, и каждая шла рядом со своим господином.

В X – первой половине XI в. великие князья еще сами вели в бой свою дружину и порой рисковали жизнью. Во время битвы, правда, «отроки» - телохранители стояли стеной около князя, отражая направленные на него удары. Великий князь сражался под великокняжеским стягом, который тщательно охранялся.

Как и прежде, частью русского войска был полк, состоявший из «воев», простых людей - смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе со своими десятскими и сотскими. Всем полком командовал воевода - тысяцкий. «Вои» были вооружены проще: луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами. У каждого на поясе висел боевой нож на случай тесных рукопашных схваток. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый толстой кожей.

Войско выступало в поход под княжескими и другими стягами. Впереди ехал князь, за ним гарцевала конная дружина, далее двигался полк. Следом тянулся обоз, в котором находилось тяжелое вооружение воинов - брони, щиты, а также съестные припасы. Незадолго до битвы, когда разведка, или, как ее называли «сторожа», доносила, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони, и кольчуги и готовились к бою. Но горе было воинам, если враг нападал внезапно: они не успевали вооружиться.

В бою русское войско делилось на «чело» - центр, где бились пешие «вой» Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом «крыльях» - флангах располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.

Если русское войско отправлялось на штурм крепостей, то в обозе находились специальные приспособления для пролома стен и ворот: тараны - огромные бревна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колеса, камнестрелы, приступные лестницы, вежи – передвижные башни, которые защищали воинов от стрел осажденных. Русская армия была вооружена и снаряжена по последнему слову военного искусства того времени и редко проигрывала сражения.

Города

Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось уже около 42 крупных городов. Что значило в то время понятие «город»? Прежде всего это наличие укрепленного детинца, или кремля. Кремль, как правило, находился в центре города и представлял собой городское пространство, обнесенное высокой стеной. Эти стены сооружались из огромных деревянных коробов, набитых землей или глиной. Сверху вкапывали толстые бревна с заостренными концами. Перед стеной вырывался глубокий ров, наполненный водой, с перекидными мостами, которые вели к воротам города. На стене располагались сторожевые и боевые деревянные башни. Ворота городов были сделаны из толстых дубовых досок, обитых железом.

Внутри кремля располагались княжеские палаты, палаты митрополита или епископа, дворы крупных бояр, дружинников. В центре кремля, на главной городской площади, возвышалась местная святыня - главный городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы святой Софии, в Чернигове - храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, чинил суд и расправу. Сюда свозились дани, захваченная на войне добыча. Здесь собирались судебные и торговые пошлины. За стенами кремля также кипела городская жизнь. Там располагались ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, стояли многочисленные церкви. Здесь же был торг-Эта часть города нередко тоже обносилась земляным валом, который представлял собой первый рубеж городских укреплений.

В городах расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, строились замечательные архитектурные сооружения.

Торговля

С течением веков набирала силу русская торговля. В XI – XII вв. в русских городах купечество составляло значительную часть населения. Здесь были и богатые купцы - гости, которые вели зарубежную торговлю, купцы, торговавшие по Руси, а также мелкие торговцы-разносчики. Зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, общие денежные фонды.

В Киеве, Новгороде, Чернигове и в других крупных городах появились в это время дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран, германских земель. Большие общины составляли купцы и ростовщики: евреи и армяне. Еврейские купцы через своих единоверцев в других странах связывали Русь с весьма отдаленными странами - такими, как Англия, Испания. Немало в русских городах было торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока - Персии, Хорезма. И русские купцы были желанными гостями на рынках Византии, Польши, Германии. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

На торгу звенели монеты разных стран. Расчеты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в восточных дирхемах, в западноевропейских денариях, в византийских милиарисиях. В качестве денег использовали и шкурки зверей, и скот.

Церковь

С каждым десятилетием христианская религия оказывала все более глубокое влияние на жизнь русского общества. Этому способствовала всяческая поддержка христианства великими князьями.

Уже в конце X – в XI в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху. Точно так же, как на Западе, все, кто принял крещение из Рима, подчинялись папе римскому. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из православных митрополий.

В крупных городах церковную власть над русскими землями осуществляли епископы. В Новгороде как одном из крупнейших городов, центре большого края религиозная жизнь направлялась архиепископом (от греческого слова «архи» - старший, главный). Священники крупных храмов-соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в городах и селах.

Князья поддерживали церковь не только организационно, помогали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами), строить новые церкви, но и оказывали ей всяческую материальную поддержку. Передача церквам десятой части всех великокняжеских доходов была на этом пути первым шагом. Потом князья стали предоставлять митрополиту, епископам, крупным храмам, как и боярам, земли, населенные смердами, и передавать церковным организациям часть своих прав на эти земли и их население. Так система господства одних людей и зависимость других стала внедряться и в церковную среду.

Согласно правилам греческой церкви, только константинопольские патриархии после соответствующих выборов могли направлять в другие страны митрополитов. Однако Владимир отказался принять главу церкви из Византии и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Херсонеса, что говорило о силе и независимости Руси.

Лишь при Ярославе Мудром, когда отношения с Византийской империей были улажены, на Руси появились митрополиты. Это были греки. Они представляли интересы Византии, и это раздражало и великого князя, и епископов, среди которых все больше становилось выходцев из русских религиозных кругов. Когда же в 40-е гг. XI в. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека.

В 1051 г . митрополитом всея Руси на совещании епископов и при поддержке Ярослава Мудрого был [избран русский человек]. Это был Иларион - скромный и исключительно образованный священник княжеской церкви в селе Берестове - летней резиденции великого князя недалеко от Киева. Он часто уходил на берег Днепра, где рос густой бор. Там в горе Иларион выкопал небольшую пещеру (печеру ), где проводил время в уединении, молитвах, раздумьях и посте.

По предположению историков, в 1049 г . в храме святой Софии на Пасху при огромном стечении народа, в присутствии великого князя и всей княжеской семьи Иларион произнес речь, посвященную значению христианской религии в истории Руси. Эта речь была проникнута заботой о счастье родной страны, чувством патриотизма.

Говоря о Руси и русских князьях, Иларион сказал, что «они не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». В дальнейшем эту речь под названием «Слово о Законе и Благодати», где под Законом он понимал Библию, а под Благодатью - Евангелие, или заветы Иисуса Христа, Иларион положил на пергамент, и она стала любимым чтением русских людей.

Иларион недолго занимал высокий церковный пост. Он опять вернулся в свой сельский храм и в свою пещеру, где еще молился долгие годы. Митрополитом вновь стал представитель Византии, поскольку сыновья Ярослава Мудрого более не хотели враждовать с руководителями всей православной церкви.

Монастыри

Пещера Илариона стала началом на Руси монастырей, где жили монахи. Монахи отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия, отказа от семьи, имущества. Во многих монастырях действовал устав, предусматривавший общий труд, общее имущество, которым заведовал келарь, общий обед в специальной трапезной комнате или палате. Была и общая казна, которая находилась в руках казначея. Таким монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях - игуменья. Но хозяйство считалось для истинных монахов-отшельников делом второстепенным. Главным была молитва, общение с Богом.

После того как Иларион оставил свою пещеру, в ней поселился монах Антоний. Он прожил там 40 лет. Молва о праведности Антония широко распространилась по Руси, и к пещере Антония приходили люди за благословением, советом. Потом здесь поселились другие отшельники, которые тоже стали копать в приднепровской горе пещеры. Так во второй половине XI в. здесь и возник первый Руси Киево-Печерский монастырь. Его первым игуменом стал Антоний. Его сменил Феодосии, пришедший на берега Днепра в числе первых последователей Антония. Оба они впоследствии были объявлены русскими святыми.

Печерский монастырь продолжал расти. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завел себе большое хозяйство, стал заниматься торговлей и даже ростовщичеством. Ему теперь принадлежали окружавшие земли, подаренные великими князьями. Постепенно мирская жизнь властно прокладывала себе дорогу сквозь стены монастыря. И все же основная часть монахов продолжала жить аскетической жизнью, что привлекало к ним людей, которые стремились сбросить со своей души мирские грехи и шли за отпущением этих грехов в церкви и к монахам. В этом смысле христианство, церковные организации играли огромную роль в распространении на Руси понятий добра, высокой нравственности, терпимости, прощения, человеколюбия, а это тоже способствовало распространению христианства - ведь люди всегда тянулись к хорошему.

Со временем в Киеве, Новгороде и других городах появились и новые монастыри, которые становились мощными очагами христианства. В монастырях и при некоторых крупных церквах создавались первые библиотеки, открывались школы, начиналось летописание. Монастырские братья, как правило, образцово и трудолюбиво вели свое хозяйство, и в этом смысле многие монастыри со временем стали лучшими хозяйствами на Руси.

Общественные потрясения

По мере того как усиливалось государство, а равенство людей заменялось их разделением на богатых и бедных, в обществе все больше зрело недовольство новыми порядками. Свобода всегда была дорога людям, даже если государство, княжеская власть и защищали их от иноземных врагов и внутренних беспорядков (убийств, драк, грабежей, воровства).

Новыми порядками были недовольны и убежденные язычники, прежде всего волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением старых богов рушится вся жизнь. А волхвы подогревали эти настроения, потому что с упрочением христианства они лишались своего влияния, привилегий, доходов. Наконец, против новых порядков поднимались все, кто оказался в угнетенном, зависимом положении,- рядовичи, закупы, холопы.

Первые крупные потрясения и несогласия в обществе случились тогда, когда Киев подминал под себя другие племена. В X в. не раз восставали древляне, вятичи, радимичи. Это были типичные племенные восстания. Они тянули Русь назад, в прошлое. Позднее племенная вражда в едином государстве поутихла, но появились другие противоречия - религиозные.

В 1024 г . в Суздальской земле вспыхнуло восстание, которое возглавили волхвы. На этот раз речь не шла о неповиновении Киеву. Язычники поднялись против христиан, а беднота - против богатых. Эти две линии сплелись воедино. В то время на северо-востоке Руси случился голод. Среди населения прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Народ бросился избивать их и разыскивать хлеб. Во главе движения встали волхвы. Сам Ярослав Мудрый явился в Суздальскую землю с дружиной и утихомирил край.

Прошло несколько десятилетий, и снова мощное народное восстание потрясло Русскую землю. В 1068 г . сыновья Ярослава Мудрого - Изяслав, ставший после смерти отца великим князем, и его братья Святослав и Всеволод - потерпели сокрушительное поражение от новых кочевников - половцев, которые появились в причерноморских степях в начале 60-х гг. XI в. Киевляне потребовали у князя оружие и были готовы защищать город. Но великий князь не хотел вооружать народ. Простые люди на вече обличали великого князя, бояр, дружинников за насилие над беднотой, несправедливые поборы. Раздались голоса о том, что надо освободить из тюрьмы полоцкого князя Всеслава, который был захвачен в плен братьями Ярославичами.

Сотни людей бросились к княжескому дворцу. Другие направились к тюрьме, где томился Всеслав. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь бежал в Польшу к своему тестю - польскому королю. Толпа ворвалась внутрь дворца, разгромила и разграбила его. Долгие годы копившаяся ненависть бедноты к богатым и удачливым людям, к верхушке общества вылилась в бунт, грабежи. Всеслав был освобожден из тюрьмы, и восставшие возвели его на киевский трон.

Семь месяцев правил он в Киеве. Но когда к городу подошло войско Изяслава, собранное в Польше, Всеслав бросил киевлян и бежал к себе в Полоцк. Восставшие потеряли предводителя и больше уже не сопротивлялись. Вожди мятежа были жестоко наказаны по приказу Изяслава.

Пламя мятежей охватило и другие русские города. Поднялось далекое Белоозеро. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Волхвы призывали к расправам над богатыми людьми. На северо-восток двинулась княжеская дружина. В глухих лесах волхвы были схвачены и убиты, а восстание подавлено.

Трое сыновей Ярослава Мудрого предприняли меры по успокоению земли. Они понимали, что одними казнями нельзя было унять народ. Поэтому их советники разработали в 1072 г. новый свод законов, так как Русская Правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени. На общем совещании князей и бояр он был принят.

Народные восстания в 60 – 70-х годах XI в.

Усиление роли крупного феодального землевладения в экономике Руси, дальнейшее развитие феодальных отношений привели к массовым народным выступлениям, которые прокатились по Киевской Руси в 1068–1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г . Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) - Изяслав, Святослав и Всеволод - от половцев. Как записал летописец, в тот год пришла на русскую землю «неведомая рать». Русские князья выступили ей навстречу. Сражение состоялось на реке Альте. «И когда настал день битвы, пошли полки друг на друга, и победили половцы».

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г . Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Время новых усобиц

Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого

Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав Ярославич. Святослав правил в Чернигове, а Всеволод - в пограничном со степью Переяславле. В других далеких городах сидели младшие сыновья. Все они, как установил отец, подчинялись старшему брату, и в 1073 г . все изменилось.

В Киеве прошел слух, что Изяслав хочет править так же, как и отец, быть «самовластием». Это встревожило братьев, которые не хотели подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу. Святослав и Всеволод двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию. Великокняжеский престол захватил Святослав, второй по значению город на Руси - Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 г . Святослав умер. Не желая проливать кровь, Всеволод добровольно отдал Изяславу Киев, а сам удалился в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну Владимиру, родившемуся в 1053 г . от дочери византийского императора Константина Мономаха. С самого рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда Мономаха. Он вошел в русскую историю как Владимир Мономах.

Вот тут-то и родилось начало очередной большой и долгой смуты на Руси. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. В 1078 г . он собрал большую рать, привлек к себе на службу половцев и двинулся войной на своих дядей. Это был не первый случай привлечения русским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси, но Олег сделал половцев своими постоянными союзниками в борьбе с другими князьями. За помощь он предоставлял им возможность грабить и жечь русские города, уводить людей в плен. Недаром его прозвали на Руси Олегом Гориславичем.

В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и вновь укрылся в Тмутаракани. Но в этой же битве был убит и великий князь Изяслав. В Киеве сел Всеволод Ярославич, Чернигов перешел к его сыну Владимиру.

Половцы

Со времени этой междоусобной борьбы половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей друг с другом.

Впервые орды тюрков-половцев появились у границ Руси в 1061 г. Это был новый многочисленный, беспощадный и коварный враг. Осенью, когда кони половцев после привольных летних пастбищ были сыты, начиналась пора набегов, и горе было тем, кто вставал на пути кочевников.

В поход поднимались все взрослые половцы. Их конные лавины внезапно возникали перед врагом. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, короткими копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляли на скаку, засыпая врага тучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Кочевники не любили сражаться с большим и хорошо организованным войском. Напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить в засаду, уничтожить - так они вели свои войны. Если половцы сталкивались с сильным противником, они умели обороняться: быстро составляли телеги в несколько кругов, накрывали их бычьими шкурами, чтобы враг не мог поджечь их, и укрывшись внутри этого кольца, отчаянно отбивались от неприятеля.

В прежние времена нашествие таких кочевников поставило бы Русь на грань катастрофы. Но теперь Русь представляла собой единое государство с большими, хорошо укрепленными городами, сильной армией, хорошей системой сторожевой службы. Поэтому кочевники и Русь начали сосуществовать. Их отношения были то мирными то враждебными. Между ними шла оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Русские князья и половецкие ханы начали заключать между собой династические браки.

Но стоило на Руси ослабнуть центральной власти или начаться усобице между князьями, половцы начинали свои набеги. Они участвовали в междоусобной борьбе на стороне то одного, то другого князя, а заодно грабили всех подряд. Князья во время своих усобиц все чаще стали приглашать половцев на Русь.

В отсутствие лидера

В 1093 г . умер последний из сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод. Наступила пора Ярославовых внуков. За ними еще не было больших государственных дел, не было глубоких реформ, крупных военных походов. Зато было много честолюбия, гордости, зависти, счетов друг к другу. И не было среди них лидера, кто бы мог унять этот разброд.

Формально старшим в роду стал сын Изяслава Святополк. Он и претендовал на великокняжеский престол. Но человек он был нерешительный, легковесный, отличался мелким интриганством, чувством зависти к способным и ярким двоюродным братьям Владимиру и Олегу. Однако киевское вече провозгласило его великим князем. Вторым по значению князем на Руси оставался Владимир Мономах, продолжавший владеть Черниговом. А третий двоюродный брат Олег Святославич сидел в Тмутаракани. Олег вполне обоснованно, по старшинству, претендовал теперь на второй стол на Руси - Черниговское княжество.

Олег был смелым витязем, но чрезвычайно честолюбивым и обидчивым человеком. В гневе он крушил все направо и налево. Если были задеты его честь, его право на первенство, он не останавливался ни перед чем. На второй план отступали мудрость, благоразумие, интересы родины.

На Руси при внешнем единстве и при наличии великого киевского князя Святополка сложились три группировки соперничавших князей: одна - киевская во главе со Святополком; вторая - черниговско-переяславская во главе с Владимиром Мономахом; третья - тмутараканская во главе с Олегом. И за каждым князем стояла дружина, стояли крепнувшие, богатые, многолюдные города, сторонники по всей Руси. Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами.