Прежде чем говорить о формах знания, следует определить, а что мы понимаем под знанием? Самое общее определение: знание -идеальный образ бытия.Данное определение слишком широкое, поскольку относится к любым результатам познания - как истинным, так и ложным. Больше того, образ бытия включает в себя знание и незнание, истину и заблуждение. И это вполне оправданно, поскольку незнание и заблуждения противостоят успокоенности и самоуверенности, они выступают как элемент беспокойства, побуждающий углублять и совершенствовать наше знание. Знание не существует вне оппозиции «знание - незнание», поскольку развитие познания невозможно без знания о том, чего мы не знаем.Субъективно главным отличительным признаком знания является его истинность.Аристотель определял истину как соответствие наших представлений предмету. Но кто определяет это соответствие? Тот, кто является субъектом познания. Поэтому всегда существует необходимость в поиске объективных критериев истинности знания. К тому же соответствие может быть большим или меньшим. Знание определяется как такой результат познания, который имеет определенные основания,доказан и определенным образом подтвержден. Но и это условие является недостаточным. В доказательство истинности некоторых сведений нам могут привести множество аргументов, но все равно не убедить нас. В таком случае мы говорим: «Имеется и такая точка зрения». Знание для нас - это то, в чем мы убеждены, оно предполагает определенную убежденность субъекта познания в истинности своих утверждений, открытий. Поэтому знание может быть определено как обоснованные, доказанные убеждения.

Объективно знание является идеальным образом бытия в сознании человека и формой человеческого общения и деятельности, оцениваемой в терминах оппозиций «знание -незнание», «точность - приблизительность», «достоверность - вероятность», «истина - заблуждение» и т. д. Именно поэтому знание формируется и как результат познания, и как предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний, превосходящих исходные. Как уже отмечалось в предыдущих разделах настоящей главы, содержание знания определяется объектом, но и субъект познания существенным образом обусловливает полученный результат познавательной деятельности. Кроме того, знания могут различаться по степени адекватности объекту, по форме его воплощения, по способам получения, по социальной роли и месту в дальнейшем развитии процесса познания.

Многообразие названных факторов объясняет и многообразие видов знания.Их классификация осуществляется по разным основаниям. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании, можно выделить перцептивное, рациональное, предметно-практическое, знание-умение.

Перцептивное знание основывается на непосредственном контакте органов чувств человека и чувственно воспринимаемых объектов: предметов природы, знаковых систем различных языков -науки, искусства, межличностного общения. На их основе складываются знания-представления, которые могут быть вербализованы, т.е. выражены в речи. Перцептивное знание - результат избирательного восприятия, которое обусловлено влиянием предшествующего чувственного опыта, потребностями субъекта и его установками. Накопленные знания влияют на чувственное познание, для которого они играют роль правил, оценок, критериев предпочтения и т.п. Перцептивное знание характеризуется также целостностью, осмысленностью, константностью, предметным характером. Целостность перцептивного знания проявляется в том, что его разрозненные элементы соединяются в некоторую общую картину, даже если при этом создается угроза их искажения. Каждый элемент восприятия организуется в определенное смысловое единство. Перцептивное знание формируется под влиянием константности восприятия: несмотря на разнообразие условий, человек обнаруживает тенденцию воспринимать предмет устойчивым и неизменным. Перцептивное знание не является самодостаточным и формируется в непосредственной зависимости от рационального познания.

Рациональное знание -опосредованное, отвлеченное, обобщенное знание. Оно опосредовано чувственным знанием и накопленным практическим опытом. Опираясь на перцептивное и практическое знание и отвлекаясь от конкретного многообразия явлений, оно обобщает его в понятиях, суждениях, умозаключениях. Любое явление имеет рациональное объяснение. Попытки рационального объяснения делаются и на обыденном уровне познания, и в религии, искусстве и философии. Но наиболее адекватной и эффективной формой рациональности является наука. И это не случайно. Научное познание - высшее достижение человеческого мышления. Инструмент рационального рассуждения - логика. Научное познание опирается на логику и создает аргументированное знание. В науке имеются области, целиком строящиеся на логических процедурах. Таковы математика, лингвистика, в значительной степени физика, астрофизика и т.п. Научное знание содержит логически связанные системы знания. Его особенностью является также внеутилитарность, поскольку оно ориентировано не только на практически полезный результат, но и во имя познания как самоцели.

Предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечения человека, продолжения его рода. Труд, быт, семейно-брачные отношения -первые объекты практического знания. Оно содержит сведения о приемах трудовой деятельности: обработка металла, строительство, земледелие и т. д. Значительное место в нем занимает быт (убранство жилища, приготовление пищи, гигиенические навыки и т. д.), а также обычаи и обряды, в которых сконцентрирован многовековой опыт регулирования отношений и поведения людей в наиболее важные моменты их жизни (рождение, смерть, свадьба и т.п.). Узкоутилитарный, зачастую рецептурный характер имеют и наблюдения над природой: народные приметы, оказание помощи при травмах и заболеваниях, ориентация в пространстве и времени и т. д. Предметно-практическое знание содержит технические знания, знания о различных видах мастерства. Оно не доказывает свои обобщения и не использует факты. Жизненный опыт, традиция, здравый смысл - главные аргументы предметно-практического знания.

Особый класс знаний составляют знания-умения. Британский ученый Майкл Полани дает следующую характеристику такого знания: Существуют вещи, о которых мы знаем, но не можем сказать.Это относится прежде всего к нашему знанию, воплощенному в навыках. Я могу сказать, что умею кататься на велосипеде, но это вовсе не означает, что я могу сказать, как мне удается сохранить равновесие на велосипеде или держаться на плаву. Такое знание-умение Полани определяет как неявное. Оно включается и в познавательный процесс, как его необходимое условие (умение читать и писать, пользоваться компьютером, проводить лабораторные и иные эксперименты и т. д.).

Существует классификация, разделяющая весь массив знания в соответствии с критерием способов постижения реальности. Так, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное познание имеют своим результатом соответствующие им формы знания. В мифологическом познании формой представления знания являются сказание, притча, легенда, сказка, былина и т.п. Религиозное познание опирается на фундаментальные тексты, в которых изложены основные мировоззренческие представления и нормативные требования, в которых закреплен опыт человечества (Библия, Евангелие, Коран и т. д.), а также жизнеописания святых и труды религиозных теоретиков-теологов. Художественное и философское познание реализуется путем создания произведений искусства и философии, в которых завершается процесс познания и творчества. Нильс Бор подчеркивал: «Причина, почему искусство может обогатить нас, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для системного анализа» (Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 151). Попутно отметим, что зачастую философское и художественное знание выражается в весьма близких по форме изложения и проблематике текстах. В художественной и философской литературе имеется целый класс произведений, в которых философские идеи выражены в форме художественных образов. Особый массив знания сосредоточен в морали, политическом и правовом сознании, в праве и политике. Что же касается научного знания, то его формы освещены в предыдущем параграфе.

Существует классификация массива знания в соответствии с критерием научности. Данный критерий позволяет выделить обыденное, донаучное, научное, вненаучное и антинаучное знание.

Обыденное знание представляет собой вид живого практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей. Оно не обладает признаком системности и в качестве средства познавательной деятельности использует естественный язык и применяемые в производстве орудия труда. Важнейшим способом обобщения повседневного чувственного опыта является здравый смысл, а средством его фиксации -естественный язык (в отличие от искусственного языка науки). Обыденное знание характеризует и то, что оно отождествляет свой чувственный опыт и внешний мир или по крайней мере полагает, что он таков, каким мы его воспринимаем. Это стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденном опыте представление определяется в философии как «наивный реализм». Поэтому в отличие от научного познания обыденное познание не в состоянии объяснить причины расхождений иллюзии и реальности, различие знания и непосредственно данного объекта.

Донаучное знание определяется как «палеомышление», или «этнонаука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содержанию и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмещения, а также комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и т. д. знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания, донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, философов, врачевателей). В некоторых культурах это знание передается в качестве семейной традиции. Донаучное знание содержит впечатляющие достижения. Однако они не доказаны и либо просто постулируются, либо имеют искусственное умозрительное или мистическое толкование. В современных условиях делаются попытки научного объяснения феноменов донаучного знания (например, институт рефлексоиглотерапии исследует влияние китайской медицинской практики лечения иглоукалыванием).

Специализированное вненаучное знание включает в себя такие разновидности, как псевдонаука, антинаука и девиантная наука.

Псевдонаука имеет своим содержанием продукты интеллектуальной деятельности, существующие на грани науки. Таковы уфология, астрология, парапсихология, учение о древних астронавтах, теория космических катастроф и т.п. Сторонники псевдонауки указывают на ограниченность традиционной науки, хотя и подчеркивают свою близость к ней. Они используют тягу средств массовой информации к сенсациям для пропаганды своих идей. С этой целью они некритически используют факты, почерпнутые из сомнительных источников, произвольно истолковывают сведения из разнородных литературных текстов. Для доказательства «безошибочности» своих псевдонаучных построений они составляют согласующийся с их концепцией сценарий или связный рассказ о якобы имевшем место в действительности событии, используют «свидетелей» или выступают от их имени. Иногда они откровенно противостоят науке, стремясь дискредитировать ее достижения, заявляя о ее «банкротстве».

Антинаука пропагандирует мистические учения, спиритуализм, представления о тайных природных силах, которые неподвластны традиционному научному исследованию и раскрываются лишь с помощью мистического откровения или медитации.

Под девиантной наукой понимается знание, отклоняющееся от общепринятых в науке норм. Типичный пример девиантной науки -лысенковщина, противостоящая генетике и подменяющая научное исследование демагогическими обещаниями типа семиколосой пшеницы.

Почему псевдо- и антинаука должны вызвать у нас тревогу? Во-первых, антинаука как альтернативное миропонимание отрицает право науки на истину. Во-вторых, антинаука характеризуется многими исследователями этого феномена как обморок самосознания человечества, результат кризиса, «усталости» цивилизации; в-третьих, антинаука имеет свою опору в массовом сознании полуграмотных людей. Так, по подсчетам специалистов, только 7% американцев грамотны в подлинном смысле, а 40% считают, что астрология -наука. А каково отношение массы людей к псевдонауке в нашей стране? Еще в конце XIXв. Ф. М. Достоевский оценивал полунауку как деспота, имеющего своих жрецов и рабов, деспота, перед которым все преклонилось с любовью и суеверием и перед которым трепещет даже сама наука, постыдно потакающая ему.

Общая особенность всех феноменов вненаучного знания -спекуляция на тяге людей к постижению предельных начал бытия, их интересе к новому и таинственному, надежде найти простые и чудодейственные способы лечения болезней (отсюда - успех сомнительных экстрасенсов, колдунов и т.п. шарлатанов). Если научное знание является системой обоснованного, доказанного, достоверного знания о мире, которое сформировалось в процессе выработки особых средств эмпирического и теоретического исследования, то вненаучное знание не обладает всеми перечисленными особенностями, хотя и играет значительную роль в жизни определенной части людей.