Противоречие социальной предопределенности и человеческой свободы помогает разрешить теория общественного производства. Общественное производство (производство общества) — одно из важнейших понятий социальной философии.

Это понятие использовали уже Д. Локк и А. Смит. К. Маркс приложил его к самому способу совместной жизнедеятельности людей, продуктом и результатом которого являются общества. В его трудах встречаются выражения «.общечеловеческий жизненный процесс», «производство людьми своей общественной жизни», «производство жизнь, порождающая жизнь», «общественное производство людьми своей жизни».

Главными функциями общественного производства являются:

  • производство социальных связей и отношений;
  • воспроизводство материальных условий существования;
  • производство идей (идеологий) и духовных ценностей, символов и знаков;
  • производство самих людей как общественных индивидов. Понятие «общественное производство» описывает общественный характер истории людей. В процессе производства социальных обстоятельств производится и сам человек. Человек в процессе жизни производит социальные обстоятельства. Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство могут быть поняты как особые виды производства. Таким образом, употребляемое здесь понятие производства не имеет ничего общего с метафорой конвейерного труда.

Чтобы выжить и продолжить жизнь, люди, составляющие общество, должны выполнять ряд элементарных функций. Это экономическая функция, функция контроля над насилием, развитие знания, развитие способности к самоограничению и т.п. На каждом историческом этапе развития обществ эти функции выполняются по-разному. Каждая из них может быть монополизирована группой людей.

В процессе исторического развития людей, осуществляющих совместный процесс общественного производства, имеет место общественное разделение деятельности, Чем оно отличается от половозрастного разделения труда, которое имеет место в самых примитивных формах человеческой жизни? Разделение труда можно назвать общественным, когда те или иные виды деятельности закреплены за определенными социально-организованными группами людей. Так, одни группы людей берут на себя функции управления, другие подчиняются. Происходит деление на классы и страты, производятся и воспроизводятся социальные различия, разного рода неравенства, устанавливаются балансы власти. Есть специализированные группы людей, которые осуществляют властные функции, Другие занимаются производством картины мира. Это разного рода интеллектуалы, от жрецов в архаических культурах до современных работников средств массовой коммуникации. В результате разделения деятельности складывается общественная структура.

Разделение людей по профессиям также можно назвать проявлением общественного разделения труда. Одни группы людей производят материальные продукты (например, рабочие). Другие — идеальные (например, ученые, священники). Третьи участвуют в производстве человека как социального существа (учителя). В то же время в продукте материального производства присутствует идеальный, символический компонент. Рабочий, стоящий на конвейере автомобильного завода и закручивающий гайки, воплощает идеальный план деятельности, который составлен инженерами и учеными.

В функции общественного производства входит и осуществление всеобщего общественного труда. Это труд, результатами которого пользуются все. Научные открытия, технические изобретения, произведения искусства принадлежат всем людям. Это — общественное богатство, это преднамеренные и непреднамеренные социальные изобретения, которыми сначала пользуются немногие, а потом может пользоваться каждый. Примером таких незапланированных социальных изобретений являются формы цивилизованного поведения, моральные нормы, законы и институты, которые не позволяют обществу превратиться в арену борьбы всех против всех.

Возникают особенности того или иного общества в их единстве и многообразии. Так формируется сам человек, всегда несущий на себе печать общества. В совместном производстве людьми своей общественной жизни возникает форма общества, которая как бы накладывается на все взаимодействия людей в данном конкретном обществе. По каким критериям мы различаем традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, общества Запада и Востока? Действительно, люди, живущие в каждом конкретном обществе, с одной стороны, друг на друга похожи, с другой — различаются культурой, нравами и обычаями. Более того, каждый человек индивидуален. Использование понятия общественного производства позволяет увидеть, что их социально различает сам способ объединения в общество.

Общественное производство имеет свою технологию. Существуют не только технологии производства различных вещей, полезных для человека. У производства нематериальных объектов — идей, ценностей, знаков, символов, образов — также есть своя технология. В наше время присутствие этих технологий самоочевидно. Достаточно задуматься о современных системах производства такого товара, как, газеты, кино и телевидение. Всем им нужна материальная основа: в живописи это полотно и краски, в скульптуре — материал для обработки, в музыке — инструменты, в литературе — материалы для письма. Но то, какая картина будет написана на полотне, какая музыкальная пьеса сыграна, мало зависит от примененных материалов.

Социальная философия занимается не технологией производства, не самими способами изготовления продуктов, не материальной стороной хозяйственной деятельности человека, но совокупностью условий, которые придают продуктам труда общественную форму, определяют способы связи отдельных людей в общество,

В разных типах общества на первый план выходят разные стороны производства. Это может быть преобладание живого труда, как в традиционных способах производства сельскохозяйственных продуктов. Это может быть овеществленный труд, как в индустриальном производстве. Средства производства могут быть разными: живая сила человека или животных, машина, информационные системы.

Во всех обществах важное место занимает производство символических форм и ценностей. В обществах традиционных, доиндустриальных, огромна роль мировых религий (затем государства), объединяющих разобщенные локальные общности в одно общество, в единую цивилизацию.

В прединдустриальных обществах всеобщая общественная связь осуществляется через товарную форму. В обществах доиндустриальных и постиндустриальных на первый план выходят производство символов и потребление.

Понимание труда как деятельности по производству вещей устарело. Невозможно представить себе производство так, как оно показано в фильме Ч. Чаплина «Новые времена». Понятие «общественное производство» легко прилагается к нематериальным видам деятельности. Для социальной философии «непроизводственной сферы», непроизводительных видов деятельности не существует,

Потребление — органическая часть производства. Без потребления производство не может совершаться. Ряд современных теоретиков достаточно радикально переосмысливают понятие «потребление». Они изменяют «потребление» ( consuming ) на «протребление» ( prosummg ), соединяя понятия производства и потребления и подчеркивая, что потребление — органическая часть производства. Вот что пишет известный социальный теоретик О. Тоффлер: «Я всегда мысленно делал различие между работой по найму в экономике, основывающейся на обмене, и неоплачиваемой работой, не основывающейся на обмене, — деятельности, которую я называю «протребление» ( presuming.Протребление — это то, что женщины и мужчины делают, когда растят детей. Это то, что женщины или мужчины делают, когда они строят пристройку к дому, Это то, что люди делают, когда они выращивают свои собственные овощи, шьют себе одежду или по своей инициативе работают в больнице. Протребление является ключевым фактором в новой экономике».

Общественное производство многомерно. Производя вещи, идеи, ценности, люди одновременно создают саму общественную связь. Связи складываются в систему общественных отношений. Ведущим типом социальной связи определяется специфика обществ. В то же время в любом обществе всегда присутствует множество разновидностей социальной связи.

Историческое развитие общества может быть представлено как процесс усложнения связей между людьми, которые объединяют отдельных людей в общество.

Чем сложнее общество, тем менее оно механистично, тем больше оно будет включать участков «ничейной земли», неопределенностей, дезорганизации, инновации, отклонения. Таким образом, разговор всегда должен идти не только о том, что люди и организации, которые также состоят из людей, делают намеренно, специально, в соответствии с поставленной целью. Социальная философия стремится разобраться и в том, что получается само собой. Как говорил австрийский писатель Р. Музиль, «что-то случается, и никто не несет ответственности».