Право - совокупность всеобщих норм поведения, санкционированных государством и опирающихся на его принудительную силу. Мораль также представляет собой совокупность правил поведения, подкрепляемых общественным мнением (одобрением или осуждением поступка).

Нормы морали и права отличаются по содержанию общественных отношений, которые они охраняют, по способам подкрепления нормативных требований, по эффективности их влияния на поведение личности. Между содержанием норм морали и права нет существенных различий (например, «не укради» -это и моральная заповедь, и норма права). Однако нормы права не охватывают своим регулированием тот огромный объем общественных отношений, которые регулируются моралью. Например, в области семейных отношений право обязывает родителей воспитывать своих детей, но не обязывает родителей любить друг друга, заботиться друг о друге и т.п. Различие между правом и моралью можно предположительно усматривать и в степени эффективности их воздействия. Право, опирающееся на силу государственного принуждения, представляется более эффективным, чем мораль. Однако в конкретных случаях для человека право может оказаться бессильным перед авторитетом моральных норм. Это объясняется содержанием ценностных ориентаций личности, тем, каким моральным ценностям привержен конкретный человек, а также тем, каково его окружение, т.е. та референтная группа, мнением которой индивид дорожит. Поэтому авторитет производственного коллектива, например, или школьной (студенческой) группы для одного может быть решающим побудительным мотивом нравственного решения, а для другого самым главным может оказаться мнение членов религиозной секты или криминально ориентированных приятелей.

Как уже было сказано, мораль опирается на общественное мнение. Однако оценить поведение человека чрезвычайно сложно, поскольку оно мотивированно, совершается в определенных условиях, имеет объективные последствия, предполагает выбор определенных средств достижения цели. Общественное мнение руководствуется в оценке поведения личности социально закрепленными нормами морали, личность же руководствуется собственными представлениями о нравственности, которые могут значительно отклоняться от общепринятых норм. В конкретных ситуациях один индивид поступает согласно голосу собственнной совести, другой -ориентируется на общепринятые моральные представления независимо от собственных, т.е. поступает так, как поступал бы «любой порядочный человек на его месте». Можно ли считать нравственным поступок первого или второго? По-видимому, если голос совести первого совпадает с общечеловеческими принципами морали, его поступок может быть оценен как нравственный. А вот второй, скорее, личность сомнительная в нравственном отношении, конформная и к тому же трусливая, поскольку его поступок мотивирован боязнью общественного осуждения. «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Внешне навязанный поступок не является моральным. Важнейший признак нравственного поступка -внутреннее побуждение личности, а не правовое принуждение и не страх перед общественным мнением или судом Всевышнего.

Мораль предполагает свободу личности, ее способность управлять собой, собственными страстями, ответственность человека прежде всего перед самим собой за то, что он делает. Она нацеливает человеческий разум на высшее благо, что обнаруживается в доброй воле, свободной от соображений личной выгоды, житейского благоразумия. Совпадение свободы воли индивида и моральных ценностей -характерная особенность морали. Безусловно, нравственные предписания общества обязывают личность следовать им, поэтому долг является важнейшим внутренним побудителем нравственного поступка. А из этого следует, что простое следование нормам и образцам поведения в лучшем случае позволяет обеспечить воспроизводство общественного процесса. Его развитие обязано творчеству, которое призвано дать ответ на вызов истории, найти принципиально новые программы деятельности.

Ценности и нормы

Это два типа регуляции социальных действий, имеющие собственную специфику. Их сходство состоит в том, что они получают отчетливую артикуляцию в языке, осознанно реализуются (либо не реализуются) в поведении и подвержены перманентным изменениям. Например, у нас в стране на протяжении достаточно короткого периода неоднократно происходила радикальная переоценка ценностей, ломка норм, предписывавших порядок действий, не совместимых с заявленными социалистической революцией преобразованиями в обществе. Сегодня мы пытаемся вернуться к старым ценностям. Однако их имитация, как правило, непродуктивна. Это находит объяснение в том, что массированная пропаганда времен большевизма стремилась разрушить ценности, которые считались порождением эксплуататорского строя. Но вместе с разрушением религии, преодолением неграмотности проводились всевозможные идеологические чистки, последствием которых стала утрата традиционных моральных ценностей нашего народа: совести, трудолюбия, скромности, общительности, открытости, соборности и др. Возродить их достаточно сложно, поскольку наряду с нормами и ценностями существуют типы реактивного или аффективного поведения и широкий спектр традиционных действий (обычаи, привычки, социальные установки). Названные формы регуляции поведения в языке не выражены, реализуются стихийно и практически не подвержены изменениям. Их архаичность, заскорузлость дает о себе знать при любой попытке инновации в сфере политики, права, культуры. А если учесть, что феномены «бегства от свободы», тоски по «сильной власти» и «твердой руке» цинично эксплуатируются политтехнологами, то попытки рационализации ценностных приоритетов в регуляции поведения больших масс населения оказываются, как правило, безуспешными.

Стереотипы

Особое место в системе форм регуляции поведения занимают стереотипы. Семантически «стереотип» означает «материал для последующих копий». Важнейшие особенности стереотипов -устойчивость, ригидность, консерватизм. Стереотип включает два важнейших компонента: во-первых, когнитивный образ, обеспечивающий предрасположенность личности к восприятию информации и, во-вторых, инструментальную установку, создающую ее готовность к определенным действиям. Если готовность к определенным действиям преобладает над знаниями, то для такого субъекта истина оказывается неотличимой от лжи. Эффект стереотипизации, таким образом, создает предпосылки манипулирования массовым сознанием.

Функциональное поле стереотипов -граница осознанного и бессознательного. Поэтому нельзя отождествлять со стереотипами народные традиции, мифы, ритуалы, обычаи и нравы, которые служат важнейшими инструментами управления деятельностью личности и социальных групп. Именно национальное самосознание и культура являются хранителями ценностей, которые осуществляют регуляцию деятельности человека и составляют важнейшее достояние общественного и индивидуального сознания.