Социальная и личностная значимость деятельности делает актуальной проблему ее регуляции, управления деятельностью индивида, коллектива, общества в целом. Можно условно выделить две разновидности механизмов, управляющих деятельностью человека: внутренние и внешние. К внутренним механизмам регуляции деятельности мы обращались в процессе рассмотрения ее основных атрибутов.

Это целеполагание, мотивация, характерологические особенности личности -ее темперамент, характер, волевые качества, словом, все особенности личности,которые обусловливают выбор целей и средств их реализации, а также стиль деятельности.

К числу внутренних регуляторов поведения необходимо отнести также идеалы и вкусы. Идеал -мысленный образ совершенства и завершенности, духовное выражение потребностей человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию,он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь.

Вкус -это своеобразная норма эстетического совершенства, определяющая избирательность личности в отношении к явлениям действительности. Гегель определял вкус как изощренное культурой чувство прекрасного.И это глубоко верно. Ведь по суждениям вкуса легко угадывается опыт, приобщенность личности к искусству, навыки, умения и знания, позволяющие ориентироваться в сложном и многообразном мире художественных сокровищ. Суждения вкуса оперируют такими категориями, как прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. Особенностью вкуса является то, что он покоится на чувстве и не требует логического обоснования. В характеристике вкуса мыслители прошлого обнаруживали его основные противоречия: вкус индивидуален, связан с внутренним личностным чувством человека и в то же время всеобщ; суждение вкуса является глубоко личностным и субъективным, однако оно претендует на всеобщность. Во вкусе обнаруживается также противоречие чувствования и понимания. Вкус проявляется в стилистике поведения, организации быта и досуга, избирательности в отношении к произведениям искусства, в манере одеваться, словом, в отношении ко всему, к чему может быть приложим эстетический критерий.

Механизмы регуляции деятельности

К числу надличностных механизмов регуляции деятельности следует отнести многообразные социальные ценности и нормы, пронизывающие всю систему отношений человека к миру и самому себе и служащие в качестве алгоритма культуры. Существование и развитие социокультурных норм, правил поведения, обычаев и традиций выступает в качестве предпосылки регуляции деятельности человека. Нормы предписывают порядок поведения людей в определенных ситуациях, содержат прямые императивы действия, сопряженные с безусловным выполнением и связанными с ними санкциями в случае отказа от их выполнения. Непосредственно включаясь в деятельность человека, нормы обеспечивают адаптацию личности к социальным и природным условиям, являются механизмом, обеспечивающим непрерывность общественного процесса. По содержанию, способам социального подкрепления и социальным функциям нормы неоднородны. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели, средства и способы деятельности. Они служат закреплению выработанных в общественной практике способов преобразования мира вещей и мира отношений между людьми. Это стандарты (строго определенный образец качества, формы и размера, которому надлежит неукоснительно следовать в выполняемой работе); правила (предписания, определяющие действия при соответствующих обстоятельствах); каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными в определенной области. Канон зачастую сопрягается с сакрализованными, считающимися священными церковными ценностями -культовые сооружения, иконы, церковная утварь, требования к эстетическому оформлению культовых действий и к самим действиям и т.п.); эталоны (жестко запрограммированная, стандартизованная ценность, на которую надлежит ориентироваться в деятельности). Особое место в системе социальных норм, обеспечивающих регуляцию деятельности человека, занимают нормы права и нормы морали.