Традиционно труд определялся как целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на внешний мир и получает запланированный заранее результат.

При подобном рассмотрении труда деятельность ученого, актера, педагога, скульптора, философа трудом не является. Сегодня очевидно, что не существует видов труда, которые можно было бы назвать непроизводительными. Ведь труд -процесс целостный, он предполагает затраты энергии человека -как физической, так и духовной. Произошедшее в процессе развития человека и общества разделение труда привело к расщеплению этого целостного процесса и выделению труда физического и умственного. Однако такое разделение не означает, что физический труд связан с затратами собственно физических сил человека, усилиями его мускулов. Физический труд предполагает отдачу как духовных сил человека, так и его психической и нервной энергии. Просто удельный вес физической и нервной энергии в физическом труде значительно больше. Умственный труд, безусловно, предполагает преимущественно использование духовных сил человека, его интеллектуального потенциала, что не исключает затраты физической и особенно нервной энергии. Но и физический, и умственный труд имеют общие черты. Во-первых, и физический и умственный труд предполагают использование орудий. Во-вторых, труд предполагает получение заранее запланированного результата. В-третьих, труд мотивирован потребностями человека, жизнь которого невозможна без использования сил природы и общества (поскольку человек -существо биосоциальное). В-четвертых, у физического и умственного труда общие простейшие моменты труда -предметы труда, орудия труда и сам труд человека. Но самая главная отличительная особенность труда -его направленность на духовное и практическое (материальное) овладение внеположными противостоящими человеку силами внешнего мира.

Если рассматривать труд как некую абстракцию, т.е. как свойство деятельности, то можно выявить такие особенности труда, как утилитарность, направленность на достижение некоторого практически полезного результата. Это процесс, совершаемый между человеком и внешним миром и направленный на овладение внеположными ему силами, которые оказывают сопротивление человеку. Поэтому труд неизбежно сопряжен с затратами физической и духовной энергии человека, который выжимает из себя все, чтобы отвоевать нужный ему результат. Труд требует работы и усердия, предполагает выработку соответствующих трудовых навыков и волевых качеств. Свои духовные силы человек тратит на то, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда, преодолеть сопротивление внешних сил. Поэтому трудовая деятельность выступает как реальный опыт, в котором человек узнает как внешний мир, так и самого себя.

Отчуждение

Свое завершение труд получает в продукте (независимо от того, трактор это или книга, космический корабль или картина художника и т. д.). Продукт труда имеет двойственный характер: он включает в себя предметы и отношения внешнего мира, которыми человек овладел в процессе труда, и опредмеченные, т.е. так или иначе запечатленные в продукте труда физические и духовные силы самого человека. Названная особенность продукта труда объясняет причины отчуждения, т.е. такого состояния человеческого бытия, при котором человек становится чужд своей собственной деятельности, ее результатам и самому себе. Труд необходимо связан с отчуждением, поскольку социальное бытие человека порождает условия и ситуации, когда человек должен (или вынужден) передавать продукты своего труда другим людям и тем самым становиться чуждым своей собственной деятельности, ее результатам и самому себе. (Напомним, что в деятельности человек опредмечивает свои сущностные силы.)

Отчуждение обусловлено разделением труда и обменом деятельностью, а также необходимостью распределения общественных благ. Хотя отчуждение имеет исторически конкретные формы, его сущность одна -присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других. Поэтому и оценка роли труда в жизни личности не может быть однозначно положительной. Определяющее место в оценке характера труда имеет мотивация к труду. Трудится ли человек в силу необходимости, по принуждению (внешнему в любом случае -под давлением дисциплины палки или дисциплины голода) или по внутреннему побуждению, в силу потребности именно в данном виде труда -таковы полюса, между которыми находятся многообразные сочетания этих противоположных мотивов. Не случайно труд воспринимается человеком и как наслаждение, и как проклятие. Необходимость трудиться не покладая рук, выполнять «неблагодарную» работу, зарабатывая себе на «кусок хлеба», усугубляемая социальным неравенством и профессиональными заболеваниями, деформируют человека, обезличивают его, препятствуют его самореализации и саморазвитию.

Тем не менее труд -вечное и естественное условие жизни человека, поскольку является единственной формой деятельности, в которой он создает предметы, предназначенные для удовлетворения своих потребностей. Поэтому совершенно не случайно вся человеческая деятельность зачастую отождествляется с трудом, для которого присущи целесообразность, предметность, продуктивность, результативность, утилитарность, направленность на овладение силами природы и общества. Однако было бы ошибочным свести человеческую деятельность к труду. Труд есть деятельность, ориентированная на результат, но труд может быть и свободным от принуждения извне и доставлять человеку радость самим процессом независимо от результата. В таком труде отчуждение преодолевается. Но и деятельность перестает быть только трудом и одновременно выступает как игра.Лишь в исключительных случаях труд и игра представляют собой самостоятельные и обособленные друг от друга формы деятельности, реально они составляют две взаимосвязанные и взаимодополняющие ее стороны, которые отражаются в продуктах деятельности и самом человеке. Но чтобы понять диалектику труда и игры, необходимо прежде всего определить, что такое игра.

Игра

Игра -такая форма деятельности, при которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов и орудий. Игру противопоставляют так называемой серьезной деятельности и утилитарным целям. Она определяется как действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, вне сферы материальной пользы или необходимости. Такое определение игре дал известный европейский мыслитель Й. Хейзинга. Обычно отмечают положительное эмоциональное значение игры, которая сопровождается подъемом всех человеческих сил -физических и душевных, поскольку она приносит настоящую радость и разрядку от той напряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера.

Игровая имитация. Ключевое понятие, раскрывающее сущность игры, -имитация, предполагающая создание относительно достоверной модели действительности. Пока вашему ребенку не исполнилось 3 года, поиграйте с ним в «дочки-матери». Поручите ему роль матери (отца), а на себя возьмите роль дочки (сына), и вы увидите себя глазами своего ребенка. Поверьте, это будет ваш достоверный и отнюдь не карикатурный портрет. Постарайтесь быть добросовестным участником игры, но не наблюдателем, посмеяться вы сможете тогда, когда ребенок об этом не будет знать.

Имитация включает ролевое поведение участников, которое регламентируется некоторыми правилами и в то же время допускает свободную импровизацию, индивидуальность решений. Хотя правила регламентируют игровую деятельность, все же главная особенность игры -свобода поведения участников: добровольной является как сама игровая деятельность, так и согласие участников выполнять ее правила. Динамика игры связана с взаимоизменением ее участников, логическим анализом и эмоциональным переживанием игровых ситуаций, психологической защитой и активным наступлением на партнера, что объясняет известную неопределенность и непредсказуемость развития игровой деятельности и ее результата. В то же время игровое действие осуществляется в соответствии с правилами, и его исход предсказуем. Отсутствие одной из сторон названных противоположностей разрушает игру. В ходе игры меняется осознание личностью своей роли, в силу чего она является формой замещения реального опыта, овладения социальными отношениями.

Условность и реальность игровой модели. Одной из важнейших особенностей игры является наличие у играющих противоположных установок: во-первых, признание реальности жизненных ситуаций, моделируемых игрой, во-вторых, признание реальности самой игры. Эта двуплановость игры проявляется в том, что игрок частично отождествляется с принятой им на себя ролью, осознает себя как личность, роль которой он играет, и одновременно осознает свое отличие от нее. Сложные чувства, которые порождает игра, находят свое объяснение в том, что играющий глубоко переживает свои достижения и ошибки и в то же время, отстраняясь от своей роли, видит себя как бы со стороны, видит несерьезность переживаемых чувств.

Игровой образ. Впроцессе игры создается игровой образ, непосредственно воспринимаемый и переживаемый игроками. Его особенности -выразительность, знаковая природа, эмоциональная заразительность. Выразительность игрового образа объясняется моделированием действительности и ролевым поведением игроков. Знаковость проявляется в символической природе игровых действий, условности правил, а также переносе значений с одного предмета на другой. (Например, ребенок берет палочку и манипулирует ею как ложкой.) Эмоциональная заразительность игрового образа обусловлена относительной непредсказуемостью ее развития, а также самоидентификацией играющего с взятой им на себя ролью. Существенное влияние оказывает на участников игры ценностная природа игрового образа, отражающего потребности, влечения, желания, цели личности и служащего иллюзорным способом их удовлетворения.

Смысл игры

Игра, имеющая большое значение в формировании и развитии человека, его творческих возможностей, принципиально внеутилитарна. Она не приводит к созданию предметов потребления, материальных благ, совершается не ради практического эффекта, не сводима к материальной пользе. Стимул игры находится в ней самой, ее смысл -свободное проявление жизненной активности человека, доставляющей ему радость. В этом основная особенность игровой деятельности и ее основное очарование.

Рассматривая воздействие игры на человека, мы должны различать объективный и личностный смысл ее для игрока. Субъективно для участника игры ее смысл -в самоценности игрового опыта, в наслаждении игрой, которую он оценивает как несерьезное времяпрепровождение. Объективно игра является одной из важнейших форм подготовки и включения ребенка в общественную жизнь. Игру рассматривают как средство научения, формирующее наглядные представления о реальном мире. Она подготавливает человека к столкновению с действительностью, упражняет силы, формирует навыки трудовых действий, расширяет ориентировку, помогает усвоению социального опыта, влияет на нравственные установки личности, является формой компенсации неудовлетворенных желаний, приносит человеку отдых, успокоение, гармонизирует его эмоциональное состояние и т. д. Но основное достоинство игры состоит в том, что она раскрепощает человека от жестких стандартов повседневной жизни, активизирует его фантазию, стимулирует творческое отношение к труду и общению, организации своего быта и воспитанию детей. Подчеркнем: игра формирует творческий потенциал человека, подготавливает его к восприятию искусства, придает легкость и артистизм его поведению. Очарование игры сопоставимо лишь с очарованием высших форм творчества.

Локализация игрового феномена в культуре

Глубокое и положительное влияние игры и функции на формирование личности ребенка, его приобщение к ценностям культуры несомненно. Но очевидно и другое: с возрастом игра все более вытесняется «серьезными», неигровыми формами деятельности. По крайней мере, человек осознает свое расставание с детством как прощание с игрой. Однако это обманчивое впечатление. Прежде необходимо выяснить, все ли действия взрослого человека являются абсолютно целесообразными и утилитарными? Полностью ли вытесняется игра из многообразных форм целесообразной деятельности человека? Очевидно, что не полностью.

Во-первых, игра, трансформируясь, усложняясь, сохраняет свое большее или меньшее значение в жизни человека. Но главное -в распространенности тех форм деятельности, для которых характерны внеутилитарность, эмоциональная окрашенность, образность, многоролевое персонифицирование, присущие игровому поведению. Описание многообразных проявлений жизнедеятельности современного человека в социологии, этнографии, психологии, искусствоведении показывает, что практически вся культурная жизнь общества пронизана игровым началом, которое имеет место в народных празднествах и общественной церемонии, в религиозных ритуалах и повседневном поведении, в детских играх и спортивных состязаниях, в педагогической практике и массовых зрелищах, и, конечно, в многообразных формах профессионального и самодеятельного художественного творчества. Не случайно известные деятели культуры, ученые и философы называют игру в качестве общего принципа культуры, полагая, что благодаря игре преодолевается зависимость человека от природы и возникает импульс к свободе.

«Человек играющий»

Такое название дал своему обширному труду Й. Хейзинга.И оно является не про сто броским выражением, а выводом из исследования проявлений игрового начала в жизнедеятельности человека. Это исследование убеждает: игра не имеет четкой локализации. Отчасти своеобразная диффузия игры может быть объяснена тем, что областью игровой имитации может быть любая деятельность. Но игра существует не только как самостоятельный вид деятельности, но и как специфический аспект любой неигровой деятельности труда, познания, общения.Влияние игры на поведение человека однозначно оценить невозможно. Например, в ситуации общения игра придает поведению известную артистичность, раскованность, свободу, свидетельствующие о социальной активности человека. С игрой связаны шутка, юмор, «розыгрыши», остроумие и сарказм, образность и эмоциональная насыщенность речи. В других случаях театральность в общении может быть способом маскировки своего истинного «Я». Н. А. Бердяев считал, что в личине-маске человек не только себя приоткрывает, но он себя защищает от растерзания миром. Поэтому игра, театральность есть не только желание играть роли в жизни, но также желание охранить себя от окружающего мира, остаться самим собой. Добавим: иногда действующие лица видят в игровом поведении способ достижения корыстной цели под маской социально одобряемых действий. Зачастую человек в своем взаимодействии с другими людьми стремится не только раскрыть себя, выставить себя наружу, но и скрыть свои истинные намерения, надеть на себя маску, принять нарочитое обличье. Конечно, было бы неоправданным упрощением рассматривать элементы игрового характера в поведении лишь как негативные. Игровое поведение, безусловно, имеет ряд положительных черт: эмоциональность, творческая импровизация, свобода доставляют личности большую радость самовыражения. К тому же значительная часть вполне серьезных взаимоотношений между людьми может удовлетворительно реализоваться лишь благодаря использованию игрового начала.