Важно учитывать не просто положительное значение деятельности как таковой, но в первую очередь мотивацию деятельности: осуществляется ли она по принуждению извне или стимулируется внутренними причинами.

Воспитательное значение деятельности реализуется благодаря наличию внутреннего побуждения, без которого деятельность превращается в ад. Нам, конечно, могут возразить -а как же такие интересные, богатые событиями виды творческой деятельности, как актерское исполнение, музыка, эстрада, писательский труд, занятие политикой, телевидение и тому подобные занятия -неужели и такой труд может быть адом? -Может, -ответим скептикам. У вас нет голоса, а вы должны петь, вы не актер, а должны нечто изобразить на сцене, вы сугубый рационалист, а от вас ждут ежедневно (!) лирических стихов, вы не юрист, а от вас в Государственной Думе ждут дельных рекомендаций по закону о налогообложении. Разве это не ад -делать то, что вы не умеете, для чего у вас нет никаких данных, да еще тогда, когда вы тяготеете к другой, но очень близкой вам по духу и возможностям работе?

О роли мотивов замечательно сказал С. Л. Рубинштейн :«Ребенок -развивающееся существо, и каждое явление, в нем наблюдаемое, находится в процессе становления… Мотив -будущая черта его характера в ее генезисе, так же как черта характера -это осевший и закрепившийся в человеке сгусток его мотивов, получивший в силу условий жизненного пути и воспитания особенную действенность и устойчивость».

Процесс мотивации чрезвычайно сложен, он протекает многопланово, сразу на нескольких уровнях, и при объяснении любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня в их сложной взаимосвязи, подчеркивал психолог.

В типологии мотивов человеческой деятельности можно выделить те, которые вызваны потребностью в некотором заранее запрограммированном результате,и те, которые обусловлены потребностью в процессе самой деятельности. Соответственно и вся человеческая деятельность распадается на два принципиально различных вида: труд и игру.