Но как бы ни была велика роль деятельности в становлении личности, ее нельзя абсолютизировать. Гипертрофированное представление о возможностях воспитания строится на предпосылке, что ребенок формируется лишь через внешние воздействия, которые влияют на ребенка прямо и непосредственно, не опосредуясь его специфическими внутренними особенностями.

Данный подход недооценивает роль самого человека, потенциал его внутренней организации в его саморазвитии. Получается, что развитие личности подчинено демонической силе предметных форм, которые вызывают извне развитие человека, задают ему путь его развития, в то время как сам человек, поддаваясь этому воздействию, ограничивается усвоением внеположных ему сил.

Известный русский психолог С. Л. Рубинштейн,возражая против абсолютизации роли деятельности в развитии человека, подчеркивал: «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека,а не вещей, которые он порождает», поскольку, -полагал Рубинштейн, -способности не проецируются в человека из вещей». Человек свободен выбирать внешние влияния и принимать их согласно внутренней логикесвоей неповторимой, ни на кого не похожей индивидуальности. Теория интериоризации наносит ущерб творческому аспекту, игнорирует ценностный аспект человеческой жизнедеятельности (особенно в сфере искусства, религии и морали), упрощает внутренний мир человека. Поэтому, занимаясь воспитанием ребенка, необходимо учитывать его индивидуальность, опираясь на его внутренние побудительные мотивы, вовлекать,но не принуждать его к деятельности, выявлять его возможности и задатки и опираться на них.

Критика теории интериоризации не отрицает огромного влияния деятельности на формирование личности, а лишь показывает пределы ее возможностей. Зададимся вопросом, можно ли постоянными занятиями математикой заставить любого ребенка в равной мере с другими успешно овладевать этой наукой ? Почему существует избирательность в отношении к предметам школьной программы? Возможно ли вообще эффективное обучение детей по стандартным программам школьного обучения? В практике всеобщего обязательного среднего образования в нашей стране преобладал подход, согласно которому деятельность является универсальной отмычкой к решению задачи одинакового для всех обязательного образования. Это обернулось множеством трагедий, формированием комплекса неполноценности у детей, эмоциональным надрывом. Поэтому для понимания роли деятельности в формировании личности важно учитывать внутренние особенности человека, которые обусловливают его отношение к конкретным видам деятельности.

Под внутренними особенностями имеются в виду в первую очередь природные задатки, которые лежат в основании способностей и волевых качеств личности, особенности высшей нервной деятельности (темперамент), общая чувствительность (т.е. индивидуальная способность к ощущениям и восприятиям), полушарная асимметрия мозга и многое другое. Внутренние особенности личности охватывают не только понятие наследственных (генетических) и врожденных (обусловленных ходом эмбрионального развития) признаков, но и индивидуальных признаков, сформировавшихся под влиянием уникальных обстоятельств жизни личности, ее воспитания, образования, жизненного опыта.