Обратимся к раскрытию психологического механизма интериоризации. Как уже было сказано, деятельность -универсальный, всеобщий способ отношения человека к миру и самому себе. Но как бы ни действовал человек, какие задачи ни решал бы он в своей деятельности, все ее элементы: предмет, на который распространяется деятельность, средства и процесс деятельности всегда имеют знаковую природу. Наиболее универсальным является знак языка, т.е. слово.

Русский философ конца XIX столетия П. Л. Лавров называл язык первым результатом творчества. Существует вербальный (словесный), а есть и невербальный язык (язык мимики и жеста, одежды и украшений, искусства и этикета и т. д.). Оба вида этих языков мы усваиваем с детства и благодаря языку свободно и естественно ориентируемся в мире преобразованной человеком природы, в мире социальных отношений, в мире культуры.

В языке различают три элемента: звук, значение и образ. Звук либо графическое изображение, являющиеся материальными носителями значения, специфичны для слова (хотя и не только для слова). Другие знаки могут иметь принципиально иных материальных носителей (трудовая операция, жест, ритуальное действие, элементы картины художника и т.п.). Тем не менее все остальные компоненты любых знаков общие: материальный носитель, значение и образ.Материальным носителем может быть любой чувственно воспринимаемый элемент деятельности. Например, в слове это звук или графическое изображение, но это может быть и жест, и мимика, и трудовая операция, и любой аналогичный сигнал.

В значении зафиксирован прошлый опыт человечества, значение любого знака имеет надличностный характер, является условным, конвенционально закрепленным обозначением некоторого класса предметов, связей, отношений или действий с присущими им свойствами. Овладевая в процессе деятельности значениями культурных знаков, человек уже иначе воспринимает окружающий мир, поскольку у него возникает потребность и способность связывать любое явление с его словесным обозначением. Значения преломляют мир в сознании человека.

Образ -это личностный смысл, который может значительно отклоняться от объективного значения любого знака. Например, значение слова «соль» для всех одно и то же -это обозначение вещества, которое все мы употребляем в пищу. Но для химика, музыканта, писателя или повара слово «соль» может иметь принципиально различный смысл. Повар видит в соли вкусовую добавку в блюдо, химик понимает под солью класс химических соединений, для которых типична ионная структура, для музыканта «соль» -один из музыкальных звуков, в Испании «соль» -денежная единица, «соль земли» -образное выражение, где «соль» означает смысл, самое лучшее на земле, и т. д. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля приводится более 60 различных смысловых оттенков слова «соль». И это не предел, ибо любое слово имеет бесконечное множество смысловых оттенков. Образ -это специфический синтез объективного значения и личностного смысла,в котором воплощены интересы и побуждения личности, ее чувства и желания.

Человеческая деятельность культурна по своей природе, а знаки языков составляют важнейшее достояние культуры. Овладевая в процессе деятельности внешним культурным знаком, человек научается не только пользоваться многообразными орудиями, но и осознавать их значение для других и смысл для самого себя. Знаки культуры являются психологическими орудиями: оперируя орудиями труда в соответствии с их объективным значением, человек может изменять мир природы. Но поскольку орудия труда являются для человека также знаками, имеющими смысловое значение, человек с их помощью управляет и своими психическими функциями -вниманием, волей, мышлением. Как было доказано психологами, слово как знак языка наряду с множеством функций выполняет важнейшую -оно является инструментом мысли. Вдумаемся в эту особенность слова как именно инструмента мысли. Представим себе, что мы рыхлим землю, не имея никаких инструментов. Чем ее рыхлить -голыми руками? Вот так и наша мысль: без слова она бедна, ограниченна, смутна. Безусловно, знаковая регуляция при всей ее неоспоримой значимости возможна лишь как аспект живой человеческой деятельности. Поэтому именно в деятельности выявляются природные задатки человека, формируются его способности, удовлетворяются потребности.

Немного о воспитании. Понимание роли деятельности в формировании человека как личности предполагает ее использование в воспитании ребенка. В общении ребенок оперирует знаково-смысловыми орудиями, т.е. продуктами культуры (слово, игрушка, бытовые предметы и ситуации и т.п.). Тем самым его низшие психические функции (еда, сон, зрительные впечатления и т.п.) превращаются в высшие, и ребенок становится личностью. Значимость деятельности в формировании личности трудно переоценить. Приобщение ребенка к многообразным видам деятельности способствует овладению культурой, позволяет выявить его природные задатки и на этой основе формировать способности к определенным видам деятельности.