Деятельность человека разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. «Рациональность -черта, действительно внутренне присущая всем видам человеческой деятельности», -отмечает Э. Кассирер.

Рациональность означает способность человека разумно определять цели своей деятельности и свободно и сознательно управлять ими. И. Г. Фихте отмечал, что человек действует не по необходимости, как природа, но по осознанному намерению. Поэтому моральная задача человечества -преобразование природы и общества. Он подчеркивал, что человек будет вносить порядок и план в общее разрушение, через него само тление будет строить, и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни. «Там, где ступает человек, пробуждается природа, под его взглядом готовится она получить от него новое, прекрасное создание. …В его атмосфере воздух становится легче, климат мягче и природа проясняется в надежде превратиться через него в жилище и хранительницу живых существ».

Сознательность и целесообразность свойства, указывающие на видовые отличия человеческой деятельности от активности животных. Однако они не существуют «в чистом виде», и было бы упрощением исключать из понимания человеческой деятельности свойства, противоположные названным. В частности, задумаемся над вопросом, вся ли человеческая деятельность сознательна? Фактически деятельность предполагает выработку некоторых навыков (а профессионализм доводит многие навыки до автоматизма); в деятельности дают о себе знать неосознаваемые влечения, установки, опыт, следы прошлых впечатлений, иногда это впечатления, полученные в младенческом возрасте (прочитайте удивительное произведение Михаила Зощенко «Повесть о разуме»). Есть основание утверждать, что деятельность представляет собой единство полярностей «сознательный бессознательный». Крайние ситуации -абсолютно бессознательная и абсолютно подчиненная сознанию деятельность -можно представить лишь как некую абстракцию, чрезвычайно редко встречающуюся в жизни. Больше того, буквальное, полностью подконтрольное сознанию действие чаще всего неэффективно.

Сознательность обусловливает целесообразный характер деятельности, поскольку постановка цели предполагает осознание своих потребностей и наличной ситуации как условия их удовлетворения. Целесообразная деятельность ориентирована на некий заранее запланированный результат. Энтони Гидденс в своем труде «Устроение общества» обращает внимание на значимость незапланированного результата деятельности человека. Но деятельность, как мы убедимся в этом при последующем изложении, может быть и бесцельной, самоценной, т.е. деятельностью ради удовлетворения потребности в самом процессе. Конечно, бессознательная деятельность бессмысленна, так как не преследует никакой цели, но результат ее может быть вполне целесообразным (не умеющий плавать, барахтающийся в воде человек, не тонет). Но не всякая бесцельная деятельность бессознательна (например, игра).