Общее строение деятельности характеризуется потребностями, мотивами, целями, средствами (орудиями).

Потребности. Источник активности человека -его потребности. Различают классы витальных (потребности человека как живого существа), социальных (потребности общественного развития, а также потребности адаптации личности в обществе) и духовных потребностей (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические и т.п.). Многообразие потребностей объясняет многообразие видов человеческой деятельности. Главное, что лежит в основании классификации видов деятельности, -различие предметов,на которые она направлена и которые представляют собой мотив деятельности. Деятельность не бывает безмотивной, «немотивированная» деятельность обладает субъективно скрытым мотивом.

Действия и операции. Деятельность состоит из действий.Действие определяется как процесс, подчиненный особой цели, т.е. представлению о том результате, который должен быть достигнут. Цель образуется в сознании человека в процессе соотнесения потребности и мотива, с одной стороны, и объективных обстоятельств деятельности -с другой. Обстоятельства, в свою очередь, задают способы, какими цель достигается. Это операции,определяемые условиями деятельности. Таким образом, деятельность в целом определяется мотивом, действие -целями, операции -условиями. Такова в общих чертах психологическая характеристика деятельности.

Атрибуты деятельности

Деятельность человека чрезвычайно многообразна. Как уже было сказано, основанием для классификации видов деятельности является ее направленность на объект, который преобразуется человеком: природа, общество, сам человек. Что же касается атрибутов (свойств) деятельности, то они характеризуют ее механизмы, благодаря которым деятельность мотивируется и осуществляется. Среди ее атрибутов в первую очередь называют предметность и субъектность.

Предметность и субъектность

Субъектность деятельности объясняется тем, что она опосредована прошлым опытом личности, ее потребностями и установками, мотивами и целями, эмоциональными и волевыми качествами, познавательными способностями и т. д. Предметность деятельности означает ее направленность на внеположные человеку и преобразуемые им силы природы и общества. Но предметом преобразования может быть и сам человек, его саморазвитие, самовоспитание и соответствующие действия, ориентированные на достижение тех целей, которые личность ставит.

Опредмечивание и распредмечивание

Предметность обусловливает зависимость процесса деятельности и ее результата от материала. Результат деятельности реализуется, опредмечивается (превращается в предмет) в целесообразно преобразованном человеком материале, представляя собой воплощение человеческих сил и способностей и трансляцию ее своим современникам и последующим поколениям людей. Известный представитель немецкой классической философии И. Г. Фихте одним из первых философов указывал на эту особенность человеческой деятельности. Он утверждал, что практика превращает предметы преобразованной природы в зеркальный образ человека. «В пространстве преподносятся мне явления, на которые я переношу понятие меня самого: я мыслю их как подобные мне существа. Правда, последовательное умозрение привело или приведет меня к тому, что эти мнимые разумные существа вне меня -не что иное, как продукты моей собственной представляющей деятельности».

Чтобы наглядно представить себе, что такое опредмечивание, понаблюдаем за работой портнихи, каменщика, лектора и т.п. Мы убедимся: по тому, как человек работает, что получилось в результате его деятельности, можно судить о самом человеке, увидеть и уровень его интеллекта, и волевые качества, и профессионализм, и эстетический вкус, и отношение к труду, и его нравственные установки, и многое другое. В этом смысле деятельность всегда есть самореализация индивида и человечества в целом. Именно в деятельности проявляется социальность индивида, посредством которой он становится участником воспроизводства общественного процесса.

Человеческая деятельность осуществляется с помощью орудий, одно из основных ее отличий от активности животных -орудийность.«Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы, -подчеркивал Ф. Бэкон. -Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке».

Орудие есть связующее звено между человеком и миром преобразуемых им вещей. В то же время орудие создано другими людьми, впитало их опыт, в созданных человеком орудиях и предметах потребления опредмечены их духовные силы (умения и интеллект, знания и способности, их цели и желания и т.п.). К тому же орудия несут в себе информацию о технологии деятельности и тем самым связывают человека с другими людьми. Чтобы воспользоваться созданными другими людьми вещами, человек должен проникнуть в их замысел, назначение, иными словами, раскрыть их духовное содержание.Этот процесс называется в философии распредмечиванием,т.е. мысленным освобождением духовного содержания произведенного трудом человека продукта от его вещной, материальной оболочки. В итоге человеческая деятельность представляет собой единство опредмечивания его духовных и физических сил и способностей и распредмечивания заложенного в продуктах труда духовного мира их создателей.