Праксиология (от греч. р raktikos - деятельный) - один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности.

Понятие деятельности позволяет глубже понять природу и сущность человеческого бытия : его личностную самореализацию и воспроизводство социальных связей и отношений, его духовный мир и сферу материальной практики. Человеческая деятельность специфична и кардинально отличается от активности животных, выступая как особый способ бытия индивида и общества в целом. Мыслители прошлого обращались к анализу различных аспектов человеческой деятельности. Cоциальная философия раскрывает значение деятельности как способа социализации личности, т.е. усвоения накопленного обществом опыта, ценностей, норм. В социологии деятельность (социальное действие) рассматривается как клеточка социального организма, характеризуемая субъективной мотивацией и ориентацией на других и обеспечивающая связь личности и общества. В онтологии деятельность - способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы. В теории познания акцентируется внимание на деятельности, понимаемой как материальная чувственно предметная деятельность, т.е. практика, функция которой - быть основой познания и важнейшим критерием истинности наших знаний. В этике и философии права рассматриваются проблемы свободы воли и способы регуляции деятельности человека. Одна из сложнейших проблем философии, раскрывающая специфику человеческой деятельности, - ее связь с культурой. Безусловно, не все созданное человеком принадлежит культуре, но и без творческой деятельности существование культуры невозможно. Такое многообразие подходов не случайно, поскольку деятельность человека является условием его жизни и охватывает весь спектр его отношений к природе, обществу, самому себе. Производство материальных и духовных благ, политика и управление, общение и познание, мышление и ритуальные действия в сфере религиозной и иной обрядности, художественное творчество и философствование, воспитание и самовоспитание - все это характеризует деятельность как универсальную форму отношения человека к миру и самому себе, способ удовлетворения многообразных потребностей личности и общества.