Наряду с этим можно было бы отметить множество других подходов к изучению человека, среди которых, несомненно, выделяются «интровертивная» и «экстравертивная» позиции.

В первом случае (интровертивная позиция )человека пытаются понять, осмыслить как бы «изнутри»,анализируя такие его сущностные характеристики, как сознание, душа, психика, инстинкты, пороки, добродетели и т.п. При этом философские рассуждения о телесной и духовной сущности человека зачастую опираются на эмпирические данные естественных наук, прежде всего на достижения биологии и психологии, но нередко обусловлены мистикой, изотерикой, оккультизмом. Такие подходы наиболее характерны для немецких антропологов, философов М. Шелера (1874 -1928) и А. Гелена (1904 -1976), австрийского философа К. Лоренца (1903 -1989) и др.

Во втором случае («экстравертивная позиция» )взгляд на человека, анализ его сущности осуществляются как бы «извне»,в результате чего в центре внимания оказываются его общественная и природная обусловленность; при соответствующих же установках анализируется связь человека с Богом, космосом, универсумом и т.п. Здесь философия чаще всего вступает в союз с историей, социологией, экологией, теологией, что наиболее характерно для русской религиозной философии в лице таких ее представителей, как Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, С. Н. Булгаков,С. Л. Франк, Н. О. Лосский и др.

Таким образом, как вытекает из вышесказанного, единой основы для философского понимания человека нет,как нет и достаточных оснований полагать, что в обозримом будущем такая основа появится. Теперь же можно лишь отметить: в зависимости от того, что из перечисленного выше оказывается в центре внимания прежде всего: космос, природа, Бог, общество или непосредственно человек, - в истории философии выделяются различные мировоззренческие позиции, с которых решаются все вопросы, связанные с пониманием человека. Наиболее распространенные из них: космоцентризм (природоцентризм), теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм и др. В разные эпохи каждая из этих философских позиций проявлялась по-разному, но так или иначе всегда присутствовала в философских концепциях, рассматривавших проблемы человека.