Экономические реформы в России в 90-е годы XX века

Россия после подписания «Беловежских соглашений» в декабре 1991 года де-юре становится независимым государством, с тяжелым наследством.

Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала. Эту ситуацию иллюстрируют важнейшие экономические показатели СССР от начала Перестройки в СССР 1985 года и до распада СССР.

Таблица 6

Единственным выходом из критического положения руководство России, во главе с президентом Б.Н. Ельциным, считало макроэкономическую стабилизацию - достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усугубляли кризис. Ряд стран мира в 70-80-е годы XX века, проводили экономические реформы и добились определенных социально-экономических успехов, это:

  • Великобритания — тэтчеризм (с 1979 г.)
  • Германия, реформы в 1947-1948 годах, породившие « Немецкое экономическое чудо»
  • Новая Зеландия — роджерномика (с 1984 г.)
  • Польша, 1989 год, образец проведения экономических реформ. Идеолог Лешек Бальцерович, и др.

В основе реформ экономическая теория « Шоковой терапии» предусматривающая комплекс радикальных экономических реформ к которым относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. Главным мировым идеологов теории является известный экономист Джеффри Сакс.

Не во всех странах реформы имели положительный эффект, в подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к катастрофическим последствиям, вплоть до государственных переворотов.

На проведение реформ оказывало давление мнение руководителей МВФ (Международного валютного фонда), которые считали, что для государств с переходной экономикой шоковая терапия является относительно быстрым и универсальным вариантом перехода к рыночным отношениям. Для России и других стран мира это также был весомый аргумент в пользу « Шоковой терапии» обусловленный позицией МВФ в части кредитования. В нашей стране основным проводником этой политики стал

Гайдар

Рис. 8 Егор Тимурович Гайдар.

Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом правительстве, Министр экономики и финансов в ноябре 1991 –апреле 1992. 6 месяцев был и. о. председателя Правительства России. Он полагал, рынок без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь.

Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать.

Факторами, осложнявшими ре­формы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности.

С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Приватизация и ее особенности в России

Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (раз­государствление) промышленности, розничной торговли ~ сфе­ры обслуживания.

В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны.

Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства.

Политические цели доминировали над экономической це­лесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим.

Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Приватизация не получила поддерж­ки народа. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться.

Приватизационный чек

Рис. 9 Приватизационный чек.

Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва­учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдавав­шие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход. Государство практически не контролировало деятельность чековых инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на­циональное богатство.

Результаты приватизации

Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре­зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен­ности, приватизация привела к глубокому расколу общества.

Лишь ­5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара­та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики» и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику и социальную устойчивость в стране.

Экономическая политика, проводившаяся в 1995—1998 годах, была в целом неудачной. Хотя темпы инфляции снизились, это не привело к росту инвестиций и запуску процесса модернизации экономики.

Государство, применяя сомнительные методы противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло большой вклад в поддержку высокого уровня недоверия в экономике, что сильно препятствовало инвестиционной активности.

Следствием применения завышенного курса рубля стало снижение конкурентоспособности отечественных производителей. Следствием чрезмерного снижения денежного предложения — бартеризация экономики, массовые неплатежи и т. п. явления.

Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики.

В частности, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно сужала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны.

Кроме того, резкий рост госдолга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. А либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны.

Рис. 10 Председатели Совета Министров Правительства Российской Федерации в 1992-1999 гг.

В августе 1998 года был объявлено о дефолте по основным видам российских государственных обязательств и об отказе поддерживать курс рубля, что означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года. Экономика получила тяжёлый удар, в частности, произошёл резкий спад производства и доходов населения, всплеск инфляции.

Произошёл также политический кризис: сменился состав правительства и руководства Центрального Банка России.

Спад, хотя и тяжёлый, был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом. В числе факторов перехода к росту были изменения в экономической политике властей, произошедшие после дефолта.

Кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа импортных про­мышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства.

Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Однако рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым, во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.

Россия на а рубеже ХХI в.

Итоги президентских выборов 1999-2000 годов во многом изменили ситуацию в России. Население поддерживало политику президента В.В. Путина.

В Думе сложилось пропрезидентское большинство, позволившее принять ряд важных законов. Правительство продолжило проведение реформ. Было призна­но, что залогом их успеха является наличие сильной государствен­ной власти.

Президент В. В. Путин предпринял ряд шагов в этом направлении. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия».

В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации. Впервые с 1991 года в России в 2009 году был зафиксирован прирост населения (на 23 тыс. человек). По итогам переписи 2010 года, численность населения России составляет 142,9 млн. человек (в 2005 году – 143,4 млн. человек).

Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. В начале ХХI в. продолжался рост российской эко­номики. В 2007 году Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию. В 2010 году мы поднялись на шестую позицию.

По уровню доходов на душу населения, то в кризисный, 2009 год мы догнали страны Прибалтики, есть устойчивая тенденция, что в ближайшее время – и опередим. Однако сохраняется сильная зависимость этого роста от остающихся высокими мировых цен на нефть.

Экономический рост в современной России: проблемы и перспективы

Проблема обеспечения экономического роста и его высоких темпов особенно актуальна для России. Расчеты экономистов показывают, что для восстановления уровня потребления благ и услуг до уровня СССР, необходимые темпы роста должны составлять именно 7 %. Российская стагнация может оказаться частью общемировых процессов. В прошлом десятилетии европейские темпы роста были сопоставимы с темпами экономического роста США.

Объемы экономики США и ЕС в современный период времени примерно равны.

Но, замедление темпов экономического роста европейских стран ведут к дисбалансу. Средний прирост ВВП в 1999—2003 гг. в Швеции - 2,7 %, Финляндии - 2,8 %, Португалии — 2,0 %, Германии — 1,3 %, Италии — 1,6 %.

И хотя темп роста российской экономики превышал показатели стран ЕС и Северной Америки, его параметры вызывают обоснованное беспокойство.

Для того чтобы России повысить свою долю в мировом ВВП до 5 %, как это было в 1961 г. (сегодня — менее 2 %), и по показателю ВВП приблизиться хотя бы к беднейшим странам Европы, темпы экономического роста должны составлять как минимум 7 % в год в ближайшие 15 лет.

Темпы экономического роста, наблюдавше­гося в России с 1999 г., значительно снизились. Если в 2000 году ВВП вырос на 9 %, в 2001 г. на 5 %, то в 2002 г. на 4,7 %. Госкомстат РФ свидетельствует, а Минэкономразвития эти данные подтверждает, что и экономический рост и реформы исчерпали свои резервы. После трех лет высоких темпов роста российская экономика демонстрировала крайне негативные тенденции.

Таблица 7

Динамика ВВП и промышленного производства, % к предыдущему году

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Реальный ВВП

5,1

4,7

7,3

7,2

6,4

6,7

Объем промышленного производства

4,9

3,7

7,0

8,3

4,0

3,9

После кризисного падения эпохи радикальных экономических реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2006 гг. экономика России демонстрировала серьезную положительную динамику: реальный ВВП вырос на 47,4 %. Его ежегодный рост в среднем составил почти 7 %, что формально позволяет выполнить задачу удвоения ВВП.

Многие экономисты поднимают вопрос о качестве экономического роста. Рост имел место и в промышленности, однако более высокими темпами росла торговля, которая и оказывает решающее воздействие на существенное увеличение ВВП.

За период 2005—2006 гг. обращает на себя внимание замедление темпов роста ВВП, сопровождающееся значительным (почти в 2 раза) замедлением роста промышленного производства. Оно произошло за счет падения производства как в добывающих отраслях (дефицит мощностей и инвестиций), так и в обрабатывающих (конкурентное давление и укрепление рубля).

Ускорился рост инвестиций, однако они сегодня сосредотачиваются в отраслях естественных монополий, нефтяной промышленности и жилищном строительстве, а на остальные отрасли приходится 35 % всех инвестиционных вложений в экономику. Итоги— неблагоприятные структурные сдвиги в экономике, сопровождающиеся ростом импорта готовой продукции.

Существует проблема стимулирования роста промышленности, её диверсификации, стимулировании роста современных, передовых секторов национальной экономики.

Сегодня Россия вновь балансирует на грани развитой и отсталой страны, это так называемая « догоняющая модель развития страны».

Проблема перед российской экономикой заключается в исчерпании ресурсов экстенсивного типа развития экономики, период восстановления экономики с опорой на советский человеческий капитал, производственные мощности и иные ресурсы прошел, это показывают и цифры падения темпов экономического роста,.

На основе анализа национального богатства почти двухсот стран эксперты Всемирного банка подсчитали, что на долю производственных фондов сегодня приходится 16 % национального богатства, природных ресурсов — 20 %, человеческого и социального капитала — 64 %.

Для России первоочередной задачей становится обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение на его основе уровня жизни в обществе, а следовательно, и качества человеческого капитала.

Этот процесс связан с постоянными и значительными инвестициями государства в социальную сферу. Инвестирование в человеческий капитал приводит к повышению производительности труда, а следовательно, и эффективности производства.

Тенденции экономического развития современной России, основные ориентиры формирования российской модели экономики:

Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями.

С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения.

С другой стороны, экономический спад 90-х гг. обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве.

Инвестиционный климат в современной России

Инвестиции вложение денежных средств с целью получения дохода, (или капиталовложения) – это прирост запаса капитала страны, т.е. зданий и сооружений, машин и оборудования, а также товарно-материальных запасов в течение года. Для экономистов инвестиции означают производство капитальных благ длительного пользования.

Инвестиции в макроэкономике России :

Способствуют накоплению капитала, прирост основного капитала увеличивает потенциальный объем выпуска товаров и благ, услуг и обеспечивает длительный экономический рост.

Колебание размера инвестиций в сторону увеличения и уменьшения оказывают влияние на спрос на товары и услуги, изменение спроса влияют на занятость и выпуск товаров и услуг.

Основные типы инвестиций можно подразделить на три категории: закупки жилых зданий и сооружений, инвестиции в заводы и оборудование предприятий и прирост товарно-материальных запасов.

Иностранные инвестиции, в экономике любой страны играют ключевую роль, это показатель успехов, или провалов экономического развития, привлекательности, или отторжения, сами инвестиции можно разделить:

  • Прямые инвестиции– это вложения иностранного капитала, осуществленные прямыми инвесторами, то есть юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятиями или контролирующими не менее 10% стоимости пакета акций или акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятием.

Прямые иностранные инвестиции делятся:

На исходящие, то есть прямые инвестиции, осуществлённые субъектами данной страны за рубежом

И входящие, то есть прямые инвестиции, осуществлённые иностранными инвесторами в данной стране.

Соотношение входящих и исходящих инвестиций показывает международную инвестиционную позицию страны. Например, данные по США показывают, что эта страна является нетто-экспортёром прямых инвестиций, то есть объём инвестиций, вложенных американскими компаниями за рубежом, превышает объём инвестиций иностранных компаний в США.

  • Портфельные инвестиции вкладываются в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

Для современной России инвестиции, иностранные в том числе имеют огромное значение, без них невозможно дальнейшее экономическое развитие, аккумулирование средств для реализации, тех, или иных экономических перспектив.

Любая инвестиция внутренняя, или внешняя при принятии решения инвестором будет опираться на анализ « инвестиционного климата», который является показателем степени благоприятности размещения инвестиций в той, или иной стране, отрасли производства.

В оценке применяется анализ различных важнейших факторов, которые способствуют экономическому росту, благоприятствуют «инвестиционному климату», это и параметры притока –оттока капиталов, уровень инфляции и дефляции, уровень процентных ставок, показатели характеризующие потенциал государства по различным основаниям, анализ рисков и препятствий по освоению инвестиций,

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат, и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации:

  • природные ресурсы и состояние экологии
  • качество рабочей силы
  • уровень развития объектов инфраструктуры
  • политическая стабильность и предсказуемость
  • состояние бюджета, внешний долг
  • качество государственного управления
  • законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни
  • уровень соблюдения законности и правопорядка
  • защита прав собственности
  • качество налоговой системы и др

В современной России благодаря конъюнктуре сложившейся на внешнем рынке для основных статей российского экспорта, для сырья, стала возможна стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших реформ в области социально-экономической политики, направленных на дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество.

Но риски инвестиций в экономику России связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства.

Так например фондовый рынок в большей степени зависит от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной валюты, стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику. Рост инвестиций несоизмерим с масштабом инвестиционного спада за прошедшее десятилетие.

Россия и мировая экономика

Российская Федерация - крупнейшая экономика в мире. Россия не так давно утвердилась на мировом рынке как одна из ведущих держав. Она играет одну из ключевых ролей в обеспечении международной энергобезопасности.

Россия постоянно наращивает добычу нефти и газа, увеличивает долю своих энергоносителей на мировом рынке. Тем самым она вносит существенный вклад в сдерживание цен и решение энергетических проблем в мире в целом.

По размеру ВВП входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Отечественной промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию; это касается оружия, энергетического оборудования, атомной промышленности и космической.

Крупнейшими торговыми партнерами РФ являются такие страны, как Германия, Нидерланды, Китай, Италия и др. Доля России в мировом торговом обороте продолжает неуклонно расти.

Членство России в международных организациях, перспективы и возможные девиденды

Российская Федерация 22 августа 2012 г. ратифицировала протокол о присоединении к ВТО и стала 156-м членом ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО) отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. 97% мирового рынка находится в сфере регулирования ВТО.

Ожидается, что членство в ВТО позволит России провести модернизацию экономики.

Участие России в работе «БРИКС»

В организацию входят Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южно-африканская республика, название в английской транскрипции означает «кирпичи», и обозначает группу стран, за счёт которых произойдёт будущий рост мировой экономики.

В БРИКС входят страны, обладающие огромным количеством мировых ресурсов различного рода, а наличие большого количества населения в этих странах напрямую влияет на быстрые темпы экономического роста.

Прогнозы экономистов: Россия и Бразилия в будущем будут доминирующими поставщиками сырья, а Китай и Индия доминирующими поставщиками товаров и услуг, сотрудничество этих стран вполне вероятно приведёт к складыванию сильного мирового экономического блока.

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества, это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, страны-участники применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. По прогнозам экспертов

Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.