Государственный бюджет (Bougette — кожаный кошелёк, смета доходов и расходов за годовой период).

Важнейшая часть экономической составляющей страны, в нём отражена роспись всех доходов государства, отражающая источники и предполагаемый размер поступлений, роспись всех расходов государства, которые определяют потребности подлежащие удовлетворению за счёт бюджета.

Государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств.

Основные источники доходов бюджета:

Налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти.

Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды.

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Государственные займы

Основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Россия еще при Александре I (с 1822 г.) стала размещать государственные ценные бумаги во Франции. Наибольшего масштаба эти операции достигли при Александре III, когда Россия нуждалась в инвестициях для строительства железных дорог и развития промышленности.

Правительство Франции поощряло эти операции, российские ценные бумаги, были высокодоходными и высоколиквидными, Вскоре добрая половина населения Франции оказалась в кредиторах Российской империи. На деньги, полученные от продажи за рубежом царских облигаций, в России была построена большая часть железных дорог, в том числе и Транссибирская магистраль, морские порты, заводы в Москве и Петербурге, монументальные здания.

А когда началась Первая мировая война, правительство Франции призывало граждан покупать российские ценные бумаги, чтобы помочь союзнику.

Но затем произошла Октябрьская революция 1917 года. Новая власть отказалась быть правопреемником царской России, и все прежние ценные бумаги потеряли всякую свою ценность.

Царский долг составлял в ценах 1912-1913 годов 8858 млн. руб. Для сравнения по другим странам (в рублевом исчислении):

  • Франция — 12209 млн. руб. (на 1911 г.)
  • Германия — 9491 млн. руб. (на 1912 г.)
  • Англия — 6727 млн. руб. (на 1913 г.)
  • Австрия — 6953 млн. руб.
  • Италия — 5259 млн. руб. (на 1912 г.)

Источник: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочникСанкт-Петербург 1995. Редактор-составитель: доктор исторических наук А. М. АНФИМОВ.

Советское правительство, нуждаясь в период проведения Индустриализации в источниках финансирования выразило готовность погасить царские долги, предлагая 15% их номинальной стоимости – в обмен на новые французские кредиты. Но такое предложение было французами отклонено.

В период « Перестройки» в СССР, в 1986 году, руководство страны во главе с М.С. Горбачевым договорилось с британскими кредиторами, согласившись уплатить им 54,78% номинальной стоимости царских долгов (британцы составляли вторую по величине группу российских кредиторов), было выплачено $120 миллионов.

В 1997 г. Россия как правопреемница СССР заключила соглашение и с правительством Франции, по которому обязалась выплатить французским кредиторам 3 млрд франков, что в тот момент было эквивалентно $400 млн, причем эти деньги должны были быть выплачены восемью частями по $50 млн каждая.

Однако на этом претензии к России не закончились. На изменении курсов валют французы потеряли порядка 400 млн. франков (выплаты осуществлялись в долларах), но не это главное. А главное то, что, по оценкам АФПЕР, согласованная на межправительственном уровне сумма составила менее 1% от общего объема "царских долгов" России: за 20 облигаций, стоивших в 1906 г. 10 тыс. франков, в 1997 г. можно было получить менее $1 тысячи. Эксперты подсчитали, что семья, приобретшая два десятка облигаций в 1906 г., могла бы тогда на эти деньги купить участок в сельской местности и построить себе добротный дом. Теперь же на "доход" от российских ценных бумаг их потомки могут внести месячную плату за квартиру в Париже.

Государственный долг – возникает при дефиците бюджета, и равен сумме дефицитов бюджетов за несколько лет, за вычетом излишков. Это сумма задолженностей федерального правительства, субъектов России, и муниципалитетов, а также всех предприятий с участием государства, пропорционально государственной доли

Долг можно разделить по основаниям конвертируемости валюты, на внутренний и внешний долг

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

Государственные займы классифицируются по нижеследующим основаниям:

По способу размещения:

  • свободно обращающиеся
  • размещаемые по подписке
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства)

По сроку действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года)
  • среднесрочные (до пяти лет)
  • долгосрочные (свыше пяти лет)

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи)
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке)
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом
  • с «плавающим» доходом

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения
  • без права досрочного погашения

Государственные займы:

  • подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга)
  • рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные,
  • а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Поступления от продажи государственной собственности.

  • от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями
  • от продажи товаров из государственного материального резерва
  • от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, или международными договорами
  • от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

Структура бюджетных расходов

Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно -территориальным устройством государства и т.п.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных законом о государственном бюджете на соответствующий бюджетный год (за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм).

Расходы государственного бюджета на осуществление полномочий государства определяются путем установления бюджетных назначений главным распределителям средств.

Расходы государственного бюджета связаны с реализацией программ и функций, выполняемых государством в соответствии с Конституцией и нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Бюджетным кодексом расходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, классифицируются по:

  • функциям, с выполнением которых связаны расходы, функциональная классификация расходов
  • экономической характеристике операций, при проведении которых существляются эти расходы экономическая классификация расходов
  • признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов)
  • бюджетным программам (программная классификация расходов).

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Если доходы в бюджет поступят в течение финансового года, а он в России начинается с первого января, больше запланированных возникнет профицит бюджета, превышение доходной части, меньше запланированных - дефицит бюджета, следовательно, расходная часть бюджета будет урезана. Сокращение размера финансирования называется секвестр.

Требования к бюджету:

  • Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.
  • Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.
  • В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Механизм принятия бюджета законодательно оформлен, в России бюджет разрабатывает Министерство финансов России, затем бюджет поступает в Правительство России, после он поступает в Государственную Думу Российской Федерации, там бюджет принимается в трёх чтениях, вносятся поправки, после принятия Думой, его утверждает Совет Федерации России, и Президент России.

Если бюджет не принят, в определённые законом сроки наступает бюджетный кризис.

Роль государства в кругообороте доходов и расходов.

Исторически возникновение государства ведет к возникновению новых видов экономических взаимосвязей, государство как - особый институт власти и управления связан с экономической системой через:

Систему сбора налогов и трансферты

Платежи, которые получатели трансфертов безвозмездно (не в обмен на товары и услуги), получают от государства из бюджета. это разного рода социальные выплаты , такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности, пособия по бедности и др.

Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий (subsidies). 

Государство регулятор спроса частного сектора экономики через величину чистых налогов. Изменяя уровень налогообложения или величину трансфертных платежей, правительство может уменьшать или увеличивать доходы субъектов этого сектора, от которых зависит их спрос. 

Государственные закупки ресурсов и продуктов и вследствие этого несет соответствующие расходы, которые влияют на совокупные расходы экономики. 

Изменяя объем государственных закупок товаров и услуг, правительство имеет возможность адекватно влиять на совокупный спрос экономики и, как результат, на объемы производства.

Кредиты и займы

Государство в экономической системе играет роль кредитора, или заемщика на финансовых внутренних и внешних рынках.

Если расходы государства (государственные закупки + трансферты) превышают доходы государства (налоги), что соответствует состоянию дефицита государственного бюджета, то государство для оплаты своих расходов должно занять деньги на финансовом рынке, выступая заемщиком. Для этого государство выпускает государственные облигации (делает внутренний займ ) и продает их на рынке ценных бумаг

Если же доходы государства превышают расходы (имеет место излишек (профицит) государственного бюджета), то государство может выступить на финансовом рынке кредитором, покупая ценные бумаги частных фирм.

Государство как гарант и основной источник предоставления и регулирования коллективных (общественных) благ,

связанных с содержанием бюджетной сферы (образования, науки, культуры, медицины, армии, полиции и т.д.). Это отражают горизонтальные верхние потоки, которые объединяют государство с субъектами частного сектора экономики.